Содержание |
---|
Танк ИС-1 |
Танк ИС-1. Страница 2 |
Поскольку баллистика всех предложенных 85-мм танковых пушек была идентична, совместным решением НКТП и НКВ предписывалось провести сравнительные испытания эталонных танков ИС с обоими типами орудий, а также рассмотреть возможность перевооружения этими пушками серийных танков КВ-1С (приказ НКТП № 261 сс от 8.5.43 г.).
Первые два изготовленных эталонных ИС были оснащены пушками "конкурирующих фирм":
танк № I получил 85-мм пушку Д-5Т-85 конструкции ОКБ N9.
танк № 2 - 85-мм пушку С-31 ЦАКБ, доработанную по результатам опробования макета С-18 на танке "ИС образец №3".
Одновременно с этими танками испытывались также их "собратья", рожденные на базе КВ-1С - один танк нес пушку Д-5Т-85 в башне танка ИС, а другой - С-31 в штатной башне КВ-1С.
Сравнительные испытания показали преимущества орудия Д-5Т, казенная часть которого отличалась меньшими габаритами и массой, хотя имевшего совершенно новую конструкцию (С-31 была разработана на базе ЗИС-5 и позволяла переключиться на ее выпуск без перестройки производства). Именно орудие Д-5 было рекомендовано для вооружения танка ИС-85, как обеспечивающее более комфортные условия работы экипажа. Установку на шасси КВ башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки.
Башня танка
|
|
1 - рым | 7 - торсионный валик |
2 - прилив для установки кормового пулемета | 8 - отверстие для установки перископического прицела ПТ4- 15(ПТ4-17) или прибора наблюдения МК-IV |
3 - отверстие для стрельбы из личного оружия | 9 - отверстие для установки прибора наблюдения МК-IV |
4 - командирская башенка | 10 - броневой колпак вентиляционного люка |
5 - отверстие для вывода антенны | 11 - крышка люка |
6 - замок посадочного люка |
Видимо, посчитав неудобным выпускать на поле боя новый танк с именем вождя, за номером 4, военные присвоили ему индекс "ИС-85" (Объект 237) и предписали отправить для фронтовых испытаний первую партию новых машин (в количестве, не менее 20 шт.) в июле 1943 г. Изготовление фронтовой серии ИСов задержалось, причем виновниками были здесь как танкостроители, не успевающие с изготовлением шасси, так и артиллеристы, не подавшие вовремя 85-мм пушек.
Несмотря на то, что завод № 9 долго и тщательно готовился к серийному производству новых орудий, план их серийного выпуска на 1943 г. был сорван. Именно здесь проявились все конструктивные особенности Д-5Т, которая оказалась достаточно сложной и дорогой. Лишь в конце июля 1943 г. ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в литые башни ИС-85, скапливавшиеся на заводе ввиду недостатка ходовых частей. А поскольку ходовая часть и особенно - трансмиссия нового танка упорно сопротивлялись усилиям танкостроителей, а фронту срочно требовались танки, способные бороться с "Тиграми" и "Пантерами", по настоянию Наркома танковой промышленности В.Малышева, в серию был спешно пушен танк КВ 85 (КВ-1С с башней ИС-85). незадолго до этого отвергнутый военными.
31 июля 1943 г. в Москву для показа И.Сталину, вместе с другими опытными образцами боевой техники, прибыли новые танки КВ-85, ИС-85 и самоходно артиллерийская установка ИСУ-152. 8 августа 1943 г. эти танки продемонстрировали членам правительства. 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству.
Танк ИС имел литую башню, лобовую деталь и подбашенную часть корпуса. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни. Механик-водитель вел наблюдение через смотровую щель со стеклоблоком в выдвижном люке-пробке в лобовой части корпуса. За сиденьем механика-водителя в днище имелся десантный люк. На танке устанавливалась пушка Д-5Т и три пулемета ДТ, один спаренный с пушкой, другой - в кормовой части башни, третий - курсовой, жестко закрепленный в лобовом листе корпуса справа от механика-водителя. Для прицеливания использовались телескопический прицел 10Т-15 и перископический ПТ-4-15 (многие танки выпуска лета-осени 1944 г. перископического прицела не имели). Наблюдение за местностью осуществлялось из перископических приборов МК-IV. Боекомплект состоял из 59 выстрелов к 85-мм орудию и 2520 патронов к пулеметам.
Двигатель В-2ИС (В-2-10) имел электроинерционный стартер. В головки воздухоочистителей типа "Мультициклон" были встроены форсунки и запальные свечи для подогрева всасываемого воздуха. Радиаторы жидкостной системы охлаждения имели подковообразную форму. Для подогрева охлаждающей жидкости к системе были подключены два бачка калорифера устройства термосифонного обогрева. Бачки подогревались керогазами. В бак системы смазки был встроен циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла в контуре циркуляции и возможность пользоваться методом разжижения масла бензином.
Особенностью трансмиссии танка являлось наличие двухступенчатых планетарных механизмов поворота. Главный фрикцион - сухого трения. Коробка передач - восьмискоростная с демультипликатором. Она крепилась к корпусу в одной точке спереди, а задними опорами служили несущие диски бортовых передач. Для доступа к агрегатам трансмиссии кормовой лист корпуса выполнялся откидным. Ведущие колеса имели съемные венцы. Конструкция ведущих колес допускала их разблокировку с бортовыми передачами. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Опорные и поддерживающие катки - цельнометаллические.
Танк оборудовался радиостанцией 10-РК и танковым переговорным устройством ТПУ-4бисФ.
Главным отличием танка ИС-122 первых выпусков от ИС-85 была 122-мм пушка Д-25Т. Боекомплект последней состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами 53-ОФ-471 и бронебойно-трассирующими 53-БР-471. Боекомплект пулеметов сократился до 2331 патрона. Число пулеметов осталось прежним
С весны 1944 года танки КВ-85 Приказом переименовали в ИС-1, а ИС-122 в ИС-2.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
44,0 т
|
Размеры: | |
длина |
6770 мм
|
ширина |
3070 мм
|
высота |
2735 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1х85-мм пушка Д5-Т85 3х7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект |
59 снарядов 2520 патронов |
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
120 мм
|
лоб башни |
100 мм
|
Тип двигателя |
дизель В-2-10 |
Максимальная мощность |
520 л.с.
|
Максимальная скорость |
40 км/час |
Запас хода |
150 км |
Общее устройство танка
|
|
1 - броневая башня | 7 - опорный каток |
2 - боевое отделение | 8 - поддерживающий каток |
3 - моторное отделение | 9 - торсион |
4 - броневой корпус | 10 - гусеничная цепь |
5 - трансмиссия | 11 - направляющее колесо с натяжным механизмом |
6 - ведущее колесо | 2 - отделение управления |
Но утвержденное начало серийного производства еще не означало, что в сентябре 1943 г. новые танки уже пошли в бой. Трудности производственно-технологического характера задержали отгрузку машин армии до середины ноября 1943 г. Танк ждали, на него возлагали большие надежды, которым не суждено было сбыться. Первые же фронтовые испытания КВ-85 и ИС-85 показали, что тяжелым танкам часто приходилось отвлекаться от своей главной задачи - взламывания вражеской обороны на борьбу с немецкими танками, а в ней они не могли особо похвастать своими победами.
Против тяжелых танков, и особенно штурмовых орудий "Артштурм-2" (StuG 40) эффективно воспользоваться своим 85-мм орудием танки могли только с дистанции не более 400-600 м, когда их броня уже не являлась преградой для бронебойных (и особенно - подкалиберных) снарядов пушек "Тигров", "Пантер" и штурмовых орудий. Самоходные же установки "Фердинанд" и "Насхорн" могли поражать новый советский танк с дистанции 2000 м и более. Даже самая массовая немецкая противотанковая пушка того времени - РаК 40, успешно расправлялась с ИС, ведя огонь с дистанции 500-800 м по бортам и башне танка. В данных условиях на первое место выдвигалось требование - вооружить танк ИС-1 мощной арт-системой, чего неоднократно от НКВ требовал ГКО.
Модификация
|
КВ-13
Объект 233 |
ИС-1 [ИС-2]
Объект 233 ИС[234] |
ИС-85 (ИС-1)
Объект 237 |
ИС-122 (ИС-2)
Объект 240 |
ИС-100 (ИС-5)
Объект 248 |
ИС-2М
на1.1.1962 |
Общие данные
|
||||||
Экипаж,чел |
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4-5
|
Боевой вес, кг |
32400
|
38500 [39500]
|
44160
|
46 080
|
45 320
|
46 500
|
Длина, мм (корп./полн.) |
6050/6 650
|
/6990 [6480]
|
6 770/8 560
|
6 770/9 830
|
6 770/
|
6 770/9 820
|
Ширина, мм |
2800
|
3030
|
3070
|
3070
|
3070
|
3100
|
Высота, мм |
2500
|
2800 [2 640]
|
2735
|
2 735
|
2735
|
2740
|
Высота линии огня, мм |
?
|
1 920 [?]
|
1 940
|
1 940
|
|
1945
|
Клиренс, мм |
450
|
450
|
440-465
|
440-465
|
450
|
440
|
Ширина трака, мм |
600 (500 для Т-34)
|
640-650
|
640-650
|
650
|
650
|
650
|
Уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,9
|
ок. 0,8
|
0,78
|
0,81
|
0,8
|
0,82
|
Вооружение и броневая защита
|
||||||
Марка орудия |
ЗИС-5
|
Ф-34ИС [У-11]
|
Д-5-Т
|
Д-25
|
С-34
|
Д-25-Тм
|
Калибр, мм |
76,2
|
76,2 [121,92]
|
85
|
121,92
|
100
|
121,92
|
Длина ствола, кал. |
41,6
|
41,6 [22,7]
|
52
|
47,9
|
53,5
|
47,9
|
Боекомплект, выстр. |
?
|
80 [30]
|
59
|
28
|
36
|
35
|
Пулемет, тип х кол-во |
ДТх2
|
ДТ х 3 [ДТ х 2]
|
ДТхЗ
|
ДТхЗ
|
ДТх 2
|
ДТМх2
|
Боекомплект, патр. |
?
|
32 диска
|
2 520
|
2 520
|
?
|
2 800
|
Броня корпуса, мм |
145-85-85
|
120-90-60
|
120-90-70
|
120-90-90
|
120-90-70
|
120-90-90
|
Броня ,башни, мм |
85-85-85
|
100-90-90
|
100-90-60
|
110-90-90
|
100-90-90
|
110-90-90
|
Дно и крыша, мм |
20-30
|
20-30
|
20-.30
|
20-30
|
20-30
|
20-30
|
Энергетическая установка
|
||||||
Марка двигателя |
В-2К
|
В-2К
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-2ИС
|
В-54К I
|
Тип двигателя |
Специальный быстрооборотный V-образный 12-цилиндровый танковый дизель водяного охлаждения
|
|||||
Объем цилиндров, л |
38,5
|
38,5
|
38,88
|
38,88
|
38,88
|
38,9
|
Мощность на валу, л.с. |
600 (факт. 580)
|
600 (факт. 580)
|
520
|
520-580
|
520
|
520
|
Скорость, км/ч, макс. |
60 (факт. 52)
|
до 55 (факт. 47)
|
37
|
37
|
37
|
36
|
средн. шос/прос/целина |
?
|
7
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
22/17/15
|
Запас топлива, л. |
не показано
|
?
|
520
|
520
|
520
|
580
|
Запасхода, км, макс. |
не показаны
|
ок. 180
|
150
|
150
|
150
|
180
|
шоссе/прос./бездор. |
|
?
|
130/120/110
|
130/120/110
|
130/120/110
|
?
|
Преодолеваемые препятствия
|
||||||
Угол подъема, град |
не показаны
|
до 32
|
36
|
36
|
36
|
36
|
Крен допустимый, град |
|
?
|
30
|
27
|
30
|
27
|
Ров,м |
|
2
|
2,5
|
ок. 2,3
|
2,5
|
ок. 2,3
|
Брод, м |
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Стенка, эскарп, м |
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
Источники:
- Тяжелый танк. Руководство (1944 год);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Шунков В. Н. Оружие Красной армии;
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг.;
- Желтов И. Г. и др. Танки ИС (Танкомастер);
- Тим Фаулер "Советские танки второй мировой войны".
< Назад | Вперед > |
---|