9. МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШНИ
Механизм поворота башни танка (рис. 44) предназначен для точного наведения орудия в цель (при вращении башни вручную) и для быстрого переноса огня с одной цели на другую (при вращении башни от электромотора). При вращении башни от руки скорость ее зависит от скорости вращения маховичка ручного привода. При вращении ее скорость зависит от числа оборотов электромотора.
Устройство механизма поворота башни
Нажмите на рисунок для увеличения
|
Механизм поворота башни состоит из следующих основных частей: электромотора МБ-20В, контроллера, червячного редуктора, привода к электромотору и привода к контроллеру.
Примечание. В танках Т-34 последних выпусков устанавливается механизм поворота башни с электроприводом поворота башни КР-31 и с командирским управлением (описание электропривода КР-31 см. в приложении 2).
Червяк с червячной шестерней 26 (рис. 45), привод к электромотору и привод к контроллеру установлены в общем корпусе. В местах разъема корпуса поставлены уплотнительные прокладки, предотвращающие вытекание масла.
Для крепления механизма поворота к кронштейну, приваренному к башне, корпус имеет две лапы с отверстиями для болтов. В верхней части корпуса находится закрываемое пробкой отверстие для заливки масла. Одновременно это отверстие является контрольным (для проверки уровня масла).
За одно с крышкой корпуса изготовлено два ложа: к одному двумя лентами крепится электромотор МБ-20В, к другому стяжными болтами — контроллер. Через шестерни 1 и 14 электромотор связан с червяком 10.
Червяк установлен в корпусе 34 на двух шарикоподшипниках: наружный подшипник закрывается крышкой, внутренний подшипник 12 крепится в гнезде корпуса крышкой сальника 9. На хвостовик червяка на шпонке посажена шестерня 14, которая удерживается от смещения чашечкой 11. прикрепленной винтом к хвостовику червяка. Шестерня 14 находится в зацеплении с шестерней 1, которая посажена на валик электромотора на шпонке и закреплена гайкой. Червяк находится в зацеплении с бронзовым венцом червячной шестерни 26. которая посажена на шлицах на главный вал 25.
Главный вал вращается в шарикоподшипнике 27 и бронзовой втулке 24. Шарикоподшипник установлен в крышке 28 корпуса и закрывается крышкой 29. Бронзовая втулка запрессована в горловине корпуса.Между главным валом и корпусом установлено сальниковое уплотнение.
На шлицевом конце главного вала посажено два бронзовых конуса 20 и 22, которые прижимаются к конической поверхности ведущей шестерни 21 пружиной 19. Поджатие пружины регулируется прокладками 18, которые ставятся на фланец опорной чашки, укрепленной на главном валу гайкой.
Нажмите на рисунок для увеличения
|
Таким образом, между ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатым венцом погона башни, и главным валом механизма поворота имеется фрикционная связь. Это сделано для того, чтобы при увеличенном сопротивлении повороту башни (вследствие загустевания смазки зимой, случайных ударов пушки о препятствия и т.п.) не выходили из строя детали механизма поворота, а также, чтобы предохранить обмотки электромотора МБ-20В от сгорания.
Маховичок 8 ручного привода тремя винтами укреплен на рычаге 13 рукоятки, который посажен на ступицу шестерни 14 и свободно вращается на ней. Рычаг рукоятки имеет вилку, в которой шарнирно укреплена ось 4 рукоятки. Ось пустотелая, внутри нее помещается стопор к хвостовику которого прикреплена шайба 7, удерживающая корпус 5 рукоятки на оси. В стопоре сделан про-дольный вырез, через который проходит палец 2 шарнирного крепления оси к рычагу. Вырез обеспечивает свободное скольжение стопора внутри оси рукоятки. Пружина 6 прижимает стопор к шестерне червяка. Стопор входит в одно из отверстий, расположенных по окружности на шестерне 14, и тем самым связывает рычаг рукоятки с шестерней.
Работа механизма поворота башни танка
Нажмите на рисунок для увеличения
|
При вращении башни танка вручную вращение маховичка передается через стопор рукоятки шестерне 14, червяку, от червяка — червячной шестерне и от нее — главному валу с ведущей шестерней. Так как червячная шестерня находится в зацеплении с шестерней 1 на валу электромотора, то при повороте башни вручную также вращается якорь электромотора и электромотор работает как генератор. Следовательно, вращательное движение от маховичка ручного привода передается ведущей шестерне через детали 5, 9, 10, 11 (рис. 46) и от электромотора к ведущей шестерне через детали 8, 9, 10, 11.
Для управления электроприводом механизма поворота на ложе крышки картера установлен контроллер (реостат), при помощи которого включается мотор MБ-20B. Контроллер включается при помощи рукоятки ручного привода и привода к контроллеру. Привод к контроллеру состоит из кольца 5 с зубчатым сектором, промежуточной шестерни и ведомой шестерни 2 с пазом. Кольцо с зубчатым сектором свободно скользит наружной поверхностью в расточке корпуса механизма поворота и удерживается от осевого смещения кольцом ограничителем 15 (рис. 45), привернутым к корпусу винтами. Зубчатый сектор кольца находится и зацеплении с промежуточной шестерней, которая в свою очередь находится в зацеплении с ведомой шестерней привода. Оси ведомой и промежуточной шестерен укреплены на кольце-ограничителе. В паз ведомой шестерни входит палец 2 поводка, сидящего на валике контроллера. Чтобы включить, контроллер, надо повернуть маховичок ручного привода таким образом, чтобы рукоятка стала против выреза в кольце-ограничителе. Оттянуть рукоятку на себя и поставить ее вверх. Отпустить рукоятку и, действуя ею как рычагом, отвести от себя (башня повернется вправо) или на себя (башня повернется влево).
Взаимодействие деталей привода к контроллеру происходит следующим образом.
При оттягивании рукояти на себя стопор 3 (рис. 45) выходит из отверстия шестерни 14, в результате чего рукоятка повертывается на пальце 2. При этом рукоятка входит в паз на кольце с зубчатым сектором и связывает его с рычагом 13 рукоятки, а шестерня 14 разъединяется с ручным приводом. В рычаге 13 рукоятки сделано углубление, в которое входит стопор 3 и удерживает рукоятку в вертикальном положении, лишая ее возможности произвольно провертываться на пальце 2.
Перемещение рукоятки передается кольцу 5 с зубчатым сектором (рис 46), oт него промежуточной шестерне 3 и затем ведомой шестерне 2. Ведомая шестерня 2 через палец передает движение поводку 1, поводок повертывает валик контроллера, в результате чего электромотор МБ-20В включается.
Таким образом, движение от рукоятки к контроллеру будет передаваться через следующие детали: 5, 3, 2, 1 (рис 46) и от электромотора к ведущей шестерне через детали 5, 7, 8, 9, 10, 11.
Самопроизвольное включение контроллера предотвращается шариковым фиксатором, помещенным в корпусе механизма поворота, который удерживает кольцо с зубчатым сектором и нейтраль ном положении.
Уход за механизмом поворота башни и правила пользования им
1. Перед выходом танка проверять крепление механизма поворота башни, электромотора МБ-20В и контроллера.
2. Проверять уровень масла по контрольному отверстию. Если масла мало, то добавить до уровня контрольного отверстия: летом смесь 75% солидола + 25% авиамасла МК, зимой смесь 50% солидола + 50% авиамасла М3.
3. Смазывать рычаг рукоятки консталином.
4. Следить за регулировкой фрикционного устройства механизма поворота. Фрикцион должен передавать крутящий момент не меньше 41,5 кгм. Пробуксовка должна происходить в интервале от 42 до 43 кгм.
Пользуясь механизмом поворота башни, необходимо выполнять следующие правила:
а) перед включением электромотора ручным приводом проверить, не застопорена ли башня;
б) при кренах танка свыше 15 град. пользоваться только ручным приводом;
в) при повороте башни электромотором не допускать более одного оборота башни за каждое включение электромотора;
г) при изменении направления вращения башни остановить рукоятку в нейтральном положении, после чего производить включение.
Установка механизма поворота в башне танка
При установке электромотора и контроллера на корпусе механизма поворота необходимо:
1. Установить электромотор так, чтобы зубья шестерни электромотора и шестерни червяка соприкасались по всей длине зуба, радиальный зазор между головкой зуба и впадиной должен быть 1 - 1,5 мм, боковой зазор 0,1 - 0,4 мм. Зазор регулируется прокладками под электромотором.
2. Установить контроллер так, чтобы в крайних положениях рукоятки механизма поворота при включении электропривода контроллер был под максимальным током, а при среднем положении рукоятки контроллер не находился бы под током.