Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Блог
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 в бою
  

Боевое применение Sd.Kfz.222

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 Боевая карьера новых бронемашин Sd.Kfz.221-222 началась с аннексии Судет осенью 1938 года. Перевезенные морем, эти машины участвовали в захвате Клайпеды (Мемеля) в марте 1939 года, а 15 марта 1939 года "Panzerspaehrwagen" участвовали в окупации Чехии и Моравии.
  К началу 2-ой Мировой войны бронеавтомобили Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz. 221 находились в разных частях Вермахта и отрядов СС. 1 сентября 1939 года немецкая армия располагала около 1200 бронеавтомобилями разных типов.

Танковая дивизия но штату имела 90 бронемашин, которые находились в разных подразделениях дивизии. Например в 1-я стрелковая бригада (Schuetzen Brigade) 1-ой танковой дивизии была оснащена восемью бронеавтомобилями. Штаб дивизии располагал взводом бронеавтомобилей, в котором было четыре Sd.Kfz.221 и четыре Sd.Kfz.222.

Самое большое количество броневиков находилось в разведывательном батальоне (дивизионе) этой дивизии (Aufklaerungs Abteilung) - целых 60 штук. Ими оснащались две роты (эскадрона). Рота состояла из трех взводов: тяжелого, смешанного и легкого. Легкие бронеавтомобили имелись только во взводах двух последних типов: в смешанном взводе было четыре Sd.Kfz.221 и четыре Sd.Kfz.222, а в легком взводе - шесть Sd.Kfz.221.

Остальные восемь бронеавтомобилей входили в состав мотоциклетного батальона.
Восемь броневиков (по четыре Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222) находилось в полку СС "Deutschland", 13 их было в моторизованном разведывательном батальоне СС.
Восемь во взводе бронеавтомобилей (по четыре Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222).

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

Легкие дивизии располагали большим числом бронеавтомобилей, чем танковые дивизии.В 1-ой легкой дивизии их было только 90, в то время как во 2-ой, 3-ой и 4-ой легких дивизиях бронеавтомобилей было больше. Дело в том, что в состав легкой дивизии входил не батальон, а полк разведчиков (Aufklaerung Regiment), что повлекло за собой создание в рамках полка батальона бронемашин - "Panzerspaehrwagen Abteilung". Например 2-ой батальон 7-го разведывательного полка 2-й легкой дивизии имел четыре роты бронеавтомобилей. Каждая рота оснащалась десятью Sd.Kfz.221, четырьмя Sd.Kfz.222.

Моторизовнные дивизии имели в составе разведывательный батальон, в котором, в свою очередь, была рота бронеавтомобилей (два смешанных и один легкий взвод) - итого десять Sd.Kfz.221 и четыре Sd.Kfz.222.
В польской кампании участвовали также и отряды СС: полки СС "Leibstandarte SS Adolf Hitler" и "Germania". В каждом из этих полков было по взводу бронеавтомобилей (четыре Sd.Kfz.221 и четыре Sd.Kfz.222).

Во время сентябрьской кампании бронеавтомобили Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 использовали, в основном, для разведки и поддержания связи. Иногда дело доходило до столкновений с польской бронетехникой. По сравнению с польскими броневиками и танкетками, немецкие "Panzerspaehrwagen" имели преимущество в скорости, проходимости, a Sd.Kfz.222 и в вооружении. Однако польские танки Vickers "Е" и 7ТР, бронеавтомобили wz.29 и wz.34, а также танкетки TKS были вооружены лучше немецких броневиков. В Польше немцы потеряли 80 броневиков из них 60 легких бронеавтомобилей разных типов.

Ставший в последствии асом, унтер-шарфюрер СС Михаэль Виттман в Польше был командиром бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 из полка СС "Leibstandarte SS Adolf Hitler".

Бронеавтомобиль

После окончания польской кампании легкие дивизии развернули в обычные танковые дивизии, закончили формирование 10-й танковой дивизии, а дивизия "Кемпф" была расформирована. Во время боевых действий на Западе в каждой танковой дивизии было только по 61 броневику. Каждый разведывательный батальон состоял из двух рот бронеавтомобилей, по оснащенности соответствующим штатам "танковой дивизии образца 1939 года". Только в состав 9-й танковой дивизии вместо разведывательного батальона по прежнему входил разведывательный полк, в котором был двухрогный разведывательный батальон.

В моторизованной пехотной дивизии был разведывательный батальон имевший одну роту бронеавтомобилей. Кроме того, в пехотной дивизии имелось несколько бронемашин связи.

Во французской кампании участвовали две дивизии СС и одна бригада СС. "SS-Verfugungs-Division" был оснащен бронеавтомобилями по следующей схеме: в каждом полку (Standarte) был взвод бронеавтомобилей (два Sd Kfz 221 и два Sd Kfz 222), в разведывательном батальоне (SS-Anfklaerungs-Sturmbann) -рота бронеавтомобилей, в штабном отделении - четыре Sd.Kfz.223, во взводах "поддержки" - четыре Sd.Kfz.221 и четыре Sd.Kfz.222, а во втором взводе - шесть Sd.Kfz.221.

Бронеавтомобили

В дивизии СС "Totenkopf" штаты не предусматривали оснащение бронеавтомобилями. Уже после начала боевых действий эта дивизия СС стала использовать трофейные броневики "Panhard" AMD 1935 - "Panhard" 178.

В полку СС "Leibstandarte SS Adolf Hitler" по прежнему оставался только один взвод бронеавтомобилей.

В штабной роте учебной 900. "Lehr Brigade" имелось отделение бронеавтомобилей, насчитывающее пять броневиков. В 5-ом батальоне моторизованного полка "Grossdeutschland" был взвод бронеавтомобилей (четыре Sd.Kfz.223 и три Sd.Kfz. 222). Такой же взвод входил в состав батальона охраны фюрера, находившийся на территории ставки фюрера в Растенбурге (Кентшин).

В частях СС Sd.Kfz.221, Sd.Kfz.222 были сгруппированы в разведывательные дивизионы (Stunnbann). Так было в дивизиях СС "Reich" и "Wiking", а также в бригаде СС (фактически дивизии СС) "Leibstandarte SS Adolf Hitler". Кроме того в двух полках моторизованной дивизии СС "Reich" ("Der Fuehrer" и "Deutschland") в роте поддержки был взвод бронеавтомобилей - два Sd.Kfz. 221 и два Sd.Kfz.222).

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

В состав дивизии СС "Totenkopf" и бригады СС "Reichsfuehrer SS" входил взвод бронеавтомобилей (четыре Sd.Kfz.222 и три Sd.Kfz.223).

К началу операции "Барабаросса" фашистская армия располагала 961 броневиком типа Sd.Kfz.221/222/223 и около 190 бронеавтомобилями Р 204 (f). В условиях российского бездорожья оказалось, что проходимость немецких броневиков недостаточна для движения по "направлениям". Боевая ценность бронемашин при столкновении с Т-34 и KB была чисто теоретической. Но поскольку в арсенале немецкой армии не было достойного "заместителя", броневикам пришлось продолжить свою нелегкую службу.

Хотя штаты танковых дивизий "образца 1942 и 1943 годов" предусматривали разведывательный дивизион, оснащенный бронемашинами, но на практике вместо Sd. Kfz.221/222/223 старались использовать тяжелые бронемашины Sd.Kfz.232.

В заключительный период войны в разведывательные части начал поступать полугусеничный бронеавтомобиль Sd.Kfz.250/9.

Хорошо себя показал бронеавтомобиль Sd.Kfz.222, 221, 223, входившие в состав 3-10 разведывательного дивизиона 5-ой легкой дивизии "Deutsches Afrika Korps". Во время первой ливийской кампании в феврале-мае 1941 года, эта часть не только производила разведку, но неоднократно с успехом участвовала в наступательных операциях, действуя против более многочисленных англичан, располагавших танками. Быстрые немецкие броневики вызывали опустошение в рядах противника.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.222

Следствием поражения германского корпуса "Африка" в мае 1943 года, стало потеря вермахтом тысяч единиц колесной и гусеничной техники. Союзники захватили тогда богатые трофеи, причем в числе трофеев оказалось немало трофеев германских - автомобилей союзников, захваченных Роммелем под Тобруком, при Касеерине и вообще где ни попадя в Северной Африке. Теперь на этой технике капитулировавших немцев и итальянцев союзники перевозили в лагеря для военнопленных.

Одним из самых крупных концлагерей являлся лагерь временного содержания Матью, расположенный чуть южнее портового города Бизерга, что в северном Тунисе. Лагерь был уникален тем, что к нему вел большак, по которому пленные немцы могли подъехать на автотранспорте прямо к воротам. В этом лагере сконцентрировали трофейную колесную и легкую гусеничную технику, в то время как танки свозили в другие места. Захваченную "дважды трофейную" технику союзники по возможности старались отремонтировать и пустить в дело, в то время как техника германского производства в массе своей шла в металлолом, за исключением образцов, отобранных представителями технической разведки союзников для изучения и оценочных испытаний.