Танк Т-60 восстановят
Несколько противоречива информация, о которой рассказали 01.05.2011 г. различные телевизионные каналы, поэтому мы будем признательны посетителям нашего сайта за уточняющие детали. Но факт остается фактом - в Волгоградской области, близ хутора Киселев Суровикинского района со дна высохшей реки (р. Добрая ) подняли советский легкий танк Т-60 периода Великой Отечественной войны, участвовавший в боях под Сталинградом. Танков Т-60 в настоящее время осталось совсем мало - по разным источникам не более 4-5, ниже мы приведем фотографии этих машин, которые удалось найти.
Впервые в бою танки Т-60 приняли участие под Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60 применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших столицу.
Подъем танка, который занял не более получаса, начали в девять часов с соблюдением необходимых мер безопасности, т.к. Т-60 пролежал под водой очень долго - 68 лет. И только, когда машину окончательно подняли стало ясно, что это танк Т-60. В январе этого года поисковики уже подняли танк Т-34. Танк Т-60 разработан с конца лета 1941 г. в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.
"Эти танки запросто перепрыгивали окопы и атаковали немцев сзади. Немцы их очень боялись и называли "нескончаемая саранча", так как они прыгали и их было много", - говорит Председатель Комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области В. Васин. Советские же танкисты называли Т-60 - "БМ-2" - "братская могила на двоих" из-за легкой брони и вооружения.
Вероятно, что экипажу найденного танка удалось уцелеть: останков танкистов не нашли. Другие находки, за исключением стеклянной фляги, находятся почти в идеальном состоянии. Теперь важно расшифровать серийный номер танка, и тогда через архивы Министерства обороны РФ можно будет узнать имена членов экипажа, в какой части они воевали, где был произведен этот танк. Директор ГУ "Волгоградпатриотцентр" М. Кудинов говорит: "На 90 процентов можно сказать, что подняли мы нашего земляка. Всего четыре завода в стране выпускали танк этот, и один из них - наш завод "Судоверфь". Но для всех без исключения таких танков гусеницы делал Сталинградский тракторный завод". "Танк поднят из заболоченной местности, где все эти годы лежал без доступа кислорода, поэтому сохранность его поражает, - уточнил М. Кудинов, - Повреждения есть: траки с правой стороны разорваны. Катки, хоть и откололись, но все в наличии. Башня разорвана, но ее фрагменты сейчас поднимаются на поверхность. Предполагаем рядом найти и пушку. Остался ли в танке экипаж – пока неизвестно. В настоящее время танк отмывают от грязи и ила, вынимаем боекомплект. После окончания работ сегодня же Т-60 будет вывезен в на Среднеахтубинский аэродром, где его поставят в ангар для предварительной реставрации".
Если прошлое найденного танка еще только предстоит восстановить, то ее ближайшее будущее уже известно. Танк отправят в Волгоград, где подготовят к транспортировке в Москву. Боевую машину ждут в мастерских музея В. Задорожного. Он связался с волгоградскими поисковиками и предложил бесплатно восстановить Т-60 и поставить на ход, чтобы 02.02.2013 года он возглавил колонну бронетехники на параде в честь 70-й годовщины Победы в Сталинградской битве.
Напомним тактико-технические характеристики некоторых советских танков Великой Отечественной войны:
Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-70М | Т-80 | |
Боевая масса, т | 13,8 | 6,4 | 9,2 | 9,8 | 11,8 |
Экипаж,чел. | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Длина корпуса, мм | 5300 | 4100 | 4285 | 4285 | 4285 |
Ширина, мм | 2470 | 2302 | 2348 | 2430 | 2500 |
Высота, мм | 2165 | 1735 | 2035 | 2035 | 2175 |
Клиренс, мм | 350 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Вооружение | |||||
Пушка | 45-мм 20к обр. 38 г. | 20-мм ТНШ | 45-к-м 20Км обр42г. | 45-мм 20Км обр.42 г. | 45-мм 20Км обр.42 г. |
Пулемет | 2 х 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ | 7,62-мм ДТ |
Боекомплект (с рацией/без рации): | |||||
снарядов | 150 | 754 | 90 | 90 | 94 |
патронов | 4095 | 1008 | 945 | 945 | 1008 |
Бронирование, мм: | |||||
лоб корпуса | 37 | 35 | 35 | 22 | 20 |
борт корпуса | 37 | 15 | 15 | 13 | 13 |
крыша | 20 | 10 | 10 | 13 | 13 |
башня | 37 | 25 | 25 | 15 | 15 |
маска пушки | 65 | 65 | 5 | ||
Двигатель | В-4 | ГАЗ-202 | ГАЗ-203 | ГАЗ-203 | ГАЗ-80 |
Мощность, л.с. | 300 | 76 | 2x70 | 2x70 | 2x85 |
Макс.скорость по шоссе, км/ч: | 52 | 45 | 45 | 45 | 47 |
Запас хода по шоссе, км | 350 | 455 | 350 | 350 | 320 |
Танки Т-60 в наши дни
< Назад | Вперед > |
---|
Комментарии
С похожей историей мы столкнулись прошлый год, когда в Ростовской Области по весне подняли в состоянии ИЗУМИТЕЛЬНОЙ СОХРАННОСТИ "Штуг-III", пролежавший на глубине ок. 3м в притоке р.Подпольной с 42. Ил - отменнейший консервант. Машину с при поддержке знакомых из СКВО, подняли, поставили сначала "из положения риз" в положение - "на колени", а затем приподняли и " с колен". И если найденная техника и вооружение отечественного производства официально считается собственностью МО РФ, и определить ее юридический статус после обнаружения и восстановления зачастую бывает казуистически сложно, то "забугорная" техника причисляется к числу "военных трофеев" и тут уж - " кто раньше встал - того и тапки". А тапки всегда - у чиновников. "Штуг" с подачи "официальных лиц" отправили на трейлере "в Сторону Москвы", "для восстановления в Кубинку",но до этих мест он так и не доехал.
А буквально на прошлой неделе мои друзья скинули крайне любопытную информацию, согласно которой машина эта всплыла в одной из частных коллекций БТТ в Германии, у тамошнего "богатенького Буратины". По мере возможности я проверил - так и есть. Кто за это получил откат, кто давал разрешение и организовал вывоз - концы туда же, в воду, в которой САУ пролежала столько лет.
Очень серьезно опасаюсь, что "шестидесятка" разделит судьбу очень многих машин, возникших из забытья и снова сгинувших. По крайней мере, ребятам из Волгограда в праве на восстановление танка тихо, вежливо но твердо ОТКАЗАЛИ. Мотивировка - "НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ БАЗЫ". Это у нас-то, там, где собраны "Тигр", несколько "тридцатьчетверок" и других машин?!!!
Для тех, кто интересуется теми Т-60, которые еще не украдены.
В Глубоком стоит такой - снимки можно глянуть тут:
legion-afv.narod.ru/.../
С уважением, Е.Митьков
Кроме того, сегодня же отправлю информацию своим друзьям из краснодарского "НАБАТ-КРАСНОДАР" и питерского "КаУРа" - у них так же есть опыт восстановления подобных машин.
С искренним уважением и благодарностью
Евгений Митьков
RSS лента комментариев этой записи