Первые столкновения вермахта с КВ-2 = "KW-SHOCK"
Когда в утренние часы 22 июня 1941 года немецкая армия начала осуществление плана "Барбаросса" - нападения на Советский Союз, советские войска были застигнуты врасплох. И хотя на вооружении РККА оказалось большое количество типов бронетехники, которые были совершенно неизвестны немцам, тем не менее, это техническое превосходство не смогло компенсировать катастрофические тактические ошибки армейского командования. Неожиданным фактом для Вермахта стало не только большое количество советских танков, с которыми пришлось столкнуться немецким войскам, но также и их высокие боевые качества, особенно танков последних конструкций.
Хотя и произведенные в ограниченных количествах, буквально в последние месяцы перед немецким нападением, новые типы советских танков - Т-34 и КВ, были очень серьезным противником. Даже перед самым началом операции "Барбаросса" их количество и боевые характеристики, а в некоторых случаях даже и само их существование не было обнаружено немецкими военными разведывательными службами.
Танк КВ-2 захвачен немцами
О том, что новые советские танки, в том числе и КВ-2, оказались сюрпризом для немецкого командования, свидетельствует, например, запись в дневнике генерал-полковника Франца Гальдера, который 24 июня 1941 года записал:
"На фронте Группы Армий "Север" появились новые русские тяжелые танки, которые вооружены, скорее всего, пушкой калибра 80 мм, или даже калибра 150 мм, что впрочем, маловероятно".
Но уже на следующий день, когда поступили новые уточненные донесения, Гальдер был вынужден согласиться с действительностью. Он записал:
"Поступает разрозненная информация о новых русских танках: масса 52 тонны, бронирование лоб 37 см (?), борта 8 см, вооружение пушка калибра 152 мм и три пулемета, экипаж 5 человек, скорость 30 км/ч, запас хода 100 км. Возможности для борьбы: 50-мм пушки пробивают броню под башней, 88-мм пушки, вероятно, также пробивают бортовую броню (точно не известно)".
Прекрасным примером такого полного неведения, является и беседа, произошедшая в начале августа 1941 года между Адольфом Гитлером и командующим Panzergruppe 2, генералом Гудерианом:
Гитлер: "Если бы я знал что данные о количестве российских танков, приведенные в вашей книге (Гудериан "Achtung Panzer", 1937 год) были верны, то думаю, что я (возможно) никогда не начинал бы эту войну".
Гудериан в своей книге оценил количество советских танков в 10000 штук, что вызвало острую реакцию со стороны немецких цензоров. Тем не менее, оказалось, что оценки Гудериана были даже слишком занижены. 6-го августа 1941 года командование немецкой армии, официально объявило о том, что общее количество уничтоженных советских танков составляет 13145 штук. Эта цифра кажется соответствующей действительности, учитывая то, что между 1933 и 1941 годами в СССР было построено более чем 30000 единиц бронетехники всех типов (включая бронеавтомобили). Примерно 20000 единиц из этого количества были легкими, тогда как количество тяжелых танков составляло всего 1800 штук, включая и самые последние типы. Это количество, кажется относительно небольшим, по сравнению с объемами производства танков в СССР (например легких танков Т-26), но по сравнению с танковым парком других европейских армий оно довольно значительно.
Достаточно свежие российские источники приводят следующие данные о составе РККА на 1 июня 1941 года:
- личный состав - 5 224 066;
- полевая артиллерия - 48 647;
- минометы - 53 117;
- зенитные орудия - 8 680;
- танки и другая бронетехника - 25 932;
- грузовики - 193 218;
- тягачи и трактора - 42 931;
- лошади - 498 493.
Но к 15 июля 1941 года только около 1500 танков оставались боеспособными.
Немецкое верховное командование быстро осознало опасность создавшейся ситуации. Борьба против новых танков Т-34 и KB требовала огромных усилий и вела к тяжелым потерям. Поэтому спустя всего месяц после начала боевых действий был выпущен, армейский информационный листок "D 343 Merkblatt fur die Bekampfung der russischen Panzerkampfwagen", для инструктажа немецких солдат о методах борьбы с советскими танками. Можно сказать, что это был символ шока от столкновения с Т-34 и КВ. Кстати, интересно, что столкнувшись с танками КВ-2, немцы поначалу считали, что танк КВ-2 образца 1939 года является более поздним вариантом машины, и соответственно присвоили ему индекс KW-IIB, т.е. улучшенный вариант по сравнению с КВ-2 образца 1940 года, который получил индекс KW-IIA.
Несмотря на тот факт, что большинство танков КВ-2 были потеряны не в бою, а из-за механических поломок, в результате которых их пришлось бросить из-за невозможности ремонта и восстановления, немецкое наступление было существенно замедлено. Иногда только один единственный КВ-2, занявший ключевую позицию на линии фронта и поддержанный пехотой - был способен остановить вражеское наступление. Мощная броня этого танка и слабость немецких противотанковых средств того времени позволяли задержать даже крупные части в течение многих часов или даже дней. Некоторые КВ-2 выдерживали до 20 прямых попаданий прежде, чем их удавалось уничтожить огнем 88 мм зенитных орудий выступающих в роли противотанковых или вызывая для атаки пикирующие бомбардировщики Ju-87 "Stuka".
Другим способом вести бой с "Russischer Koloss" была атака пехоты и ведение ближнего боя, что обычно было сопряжено с большими потерями. Тяжелая полевая артиллерия также могла сыграть определенную роль в решении "Проблемы КВ-2". Однако, только 10 cm Kanone 18, lFH 10,5cm и sFH 15cm имели в своем боекомплекте ограниченное количество противотанковых снарядов для ведения огня прямой наводкой. Другие полевые орудия должны были полагаться в основном на удачу в попытках добиться прямого попадания при обстреле КВ-2 по баллистическим траекториям.
Фото танков для сравнения
|
|
КВ-2 и Т-28
|
КВ-2 и Т-26
|
Основные немецкие танки того периода, находившиеся на острие наступления, редко использовались для борьбы с КВ-2. Они были слишком плохо вооружены, чтобы эффективно бороться с советским тяжелым танком:
- PzKpfW III имел орудие 3,7 см KWK;
- PzKpfW III - 5 см KWK L/42;
- PzKpfW IV -7,5 см KWK L/24;
- PzKpfW 38 (t) - 3,7 см;
- PzKpfW 35 (t) - 3,7 см.
Несмотря на тот факт, что количество танков КВ-2 в первые месяцы боевых действий оставалось сравнительно небольшим и многие из них были потеряны без усилий со стороны противника, в техническом аспекте его влияние трудно переоценить. Следствием "Т-34, KW Shock" для Вермахта стало принятие на вооружение значительно лучше вооруженных и бронированных танков PzKpfW VI "Тигр" в 1942 году и PzKpfW V "Пантера" в 1943 году.
Тренировочные макеты КВ-2 для обучения солдат Вермахта
После того как уже в первые дни реализации плана "Барбаросса" вермахт столкнулся со средними и тяжелыми советскими танками, немецкое командование предприняло неотложные меры для эффективной подготовки своих войск к борьбе с эти новым неожиданным противником. В немецких пехотных и панцергренадерских подразделениях была быстро принята новая программа обучения, адекватная сложившейся ситуации. Используя с начала 1930-х годов для тренировки солдат большое количество различных макетов, немецкие подразделения и в данном случае строили свои собственные деревянные макеты советских танков в масштабе 1:1.
Часто они были чрезвычайно подробно и точно выполнены. Высокий уровень и хорошее качество макетных работ, позволяли создавать модели боевой машины соответствующие реальному танку не только по своим размерам, по также воспроизводить на ней различные углы наклона листов броневой защиты, для тренировок по применению магнитных противотанковых мин, поручни и ступеньки для влезания на танк, расположение люков и смотровых приборов, углов обстрела, не только основного вооружения, но также и пулеметов. Учебные макеты танков часто устанавливались на четырехколесные шасси так, чтобы можно было бы имитировать их передвижение с реальной скоростью танков. Хотя большинство этих учебных макетов было построено, чтобы имитировать средний советский танк Т-34, воспроизводились и некоторые другие гораздо менее распространенные типы бронетехники. В настоящее время наличие только одного деревянного KB-2 может быть подтверждено документально.
Возможности немецких противотанковых орудий в борьбе против КВ-2
Вооружение и тактика немецкого Вермахта в 1939 году полностью соответствовали принятой германским командованием тактики чрезвычайно мобильных действий войск в ходе "Блицкрига". Особое внимание уделялось быстрым прорывам на значительные расстояниям, в обход вражеских узлов сопротивления. Несмотря на имеющуюся информацию о том, что противник, в частности вооруженные силы Франции, располагает тяжелыми танками типа Char В1, немецкое командование считало, что их применение в бою будет компенсировано тактическими преимуществами, полученными благодаря тесному взаимодействию сухопутных войск с подразделениями Люфтваффе.
Результат попадания бомб, сброшенных бомбардировщиком Ju-87
|
При этом особые надежды возлагались на пикирующие бомбардировщики Ju-87 "Stuka", которые должны были оказывать непосредственную поддержку продвигающимся войскам. В соответствии с этими положениями противотанковые подразделения Вермахта были вооружены в основном двумя типами противотанковых орудий: пушкой 3,7cm РАК 35/36 калибра 37мм и пушкой 5cm РАК 38 калибра 50 мм.
50 мм противотанковое орудие РАК 38 L/60 поступило на вооружение Вермахта в конце 1940 года для замены 37 мм противотанкового орудия
22 июня 1941 года, с началом операции "Барбаросса", для немецких солдат ситуация на линии фронта существенно изменилась. Во-первых количество советских танков, которые приняли участие в боевых действиях, оказалось существенно больше, чем это ожидалось, а во-вторых, новые танки типа Т-34 и KB были хорошо бронированы. Чтобы эффективно бороться против этих неожиданных врагов, расчетам противотанковых 37 мм и 50 мм орудий, из-за их слабой бронепробиваемости, приходилось подпускать советские танки на близкие дистанции - до 30 метров. Такая тактика была возможна, но чрезвычайно опасна и вела к большим потерям.
Схемы для ведения эффективного огня по КВ-2 из 88 мм танковой пушки L/56. Лист инструкции 1942 года для немецких танковых экипажей "Тигров" относящийся к 1942 году.
Еще более трудным противником был КВ-2, с его броней, толщина которой достигала 75 мм в передней части корпуса и 110 мм в передней части башни. 37 мм и 50 мм немецкие бронебойные снаряды отскакивали от нее без видимого эффекта даже при стрельбе с очень близких расстояний. Их применение было совершенно не эффективно, за исключением тех случаев, когда артиллеристам удавалось повредить гусеницы, или заклинить башню КВ-2. Советская концепция "мобильного огневого бункера" оказалась вполне эффективной, хотя и несколько в другом аспекте, чем это первоначально планировалось. Единственным немецким орудием, способным бороться с KB-2 на больших расстояниях оказалась 88 мм зенитная пушка, которую в этом случае применяли для стрельбы по наземным целям. Прекрасные характеристики этого оружия часто спасали ситуацию, в том случае, когда оно применялось в качестве экстренной меры в критических боевых ситуациях возникавших на линии фронта.
Начало разработки 88 мм зенитного орудия относится к 1928 году. К началу операции "Барбаросса" на вооружении находилась более совершенная модификация этого орудия - Model 36, которая заменила более старое - Model 18
Учитывая отрицательный боевой опыт применения 37 мм и 50 мм противотанковых орудий в первые недели операции "Барбаросса", Вермахт немедленно предпринял усилия по разработке нового более мощного вооружения, которые в итоге завершились созданием 7,5 cm РАК 40 (противотанковая пушка калибра 75 мм), 8,8 cm РАК 43/ 41 (противотанковая пушка калибра 88 мм) и 12,8 cm РАК К.44 (противотанковая пушка калибра 128 мм). Хотя эти орудия и были приняты на вооружение слишком поздно, чтобы бороться против КВ-2, но позже они вполне успешно боролись с целым рядом других советских танков, преемниками КВ.
Источник информации:
- "Военные машины" № 63, КВ-2.
< Назад | Вперед > |
---|
Комментарии
Ну, да - так и задумано, что на этой странице фотографий НАШИХ солдат нет. Действительно надпись, всплывающая при наведении мышки на фото, может ввести в заблуждение. Но это дело поправимое :). Спасибо. Удачи!
Возможно, что из этих КВ-2 пытались вести огонь (см.позицию башен).
Спасибо кэп, под фото подпись... ;)
RSS лента комментариев этой записи