Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке "Средства спасения-94". Презентация прошла скромно, однако журналисты заметили необычный автомобиль, и назвали его "русским Хаммером". На протяжении года после официального показа "Водника" большинство находилось в неведении относительно истории его создания. "Водник" - ГАЗ-3937 - российский автомобиль для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия. Разработан в ОКБ ОАО "ГАЗ".
Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе. Заблуждаясь из-за названия, многие считают "Водник" плавающим. ГАЗ-3937 "Водник" классифицируется, как специальный автомобиль, без упоминания плавающих модификаций, хотя конструкция корпуса представляет собой герметичное плоскодонное "корыто" из толстого стального листа, пригодное для амфибии и позволяет в некоторых вариантах модульной комплектации, за счет вращения колес, движение по воде со скоростью менее 5 км/ч. Далеким прародителем ГАЗ-3937 "Водник" считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку.
ВС Уругвая объявили открытый тендер на поставку запчастей для легких бронированных машин ГАЗ-3937 "Водник" с колесной формулой 4x4. По имеющейся информации, контракт на закупку будет включать четыре двигателя ГАЗ-5621, а также другое оборудование. Дата вскрытия конвертов с предложениями - 17 сентября 2012 года. Сухопутные войска Уругвая приобрели 48 легких российских бронемашин в 2006 году с колесной формулой 4x4 для замены техники, применяющейся в миротворческих операциях в различных регионах мира.
|
ГАЗ-3937 "Водник" построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съемных модуля. Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой. Задний многоцелевой модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменен в полевых условиях. Иными словами одно шасси автомобиля может выполнять несколько функций в зависимости от установленного модуля:
- транспортировка людей;
- транспортировка грузов и технологического оборудования в труднодоступные районы;
- транспортировка жилых блоков и других коммунальных модулей;
- выполнение функций технологических машин топливно-энергетического комплекса (топливозаправщиков, емкостей и т. д.).
Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.
Модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
Модуль для ГАЗ-39371: трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
Важным компоновочным решением с точки зрения чисто боевого использования, стало решение вынести колеса автомобиля за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар от неподрессоренных масс и воздушная волна уходят в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Кроме того, сиденья в модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что практически полностью снимает опасную нагрузку на позвоночник человека.
ГАЗ-3937 "Водник" изначально разрабатывался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках популярности не получил. У гражданских водителей ГАЗ-3937 "Водник" пользуется популярностью. Именно модульная схема конструкции позволила заводу быстро сориентировать "Водник" на гражданский рынок в сложных экономических условиях.
Технические характеристики:
Более подробная информация
Характеристики
|
ГАЗ-3937
|
Длина по корпусу, мм |
5380
|
Ширина по корпусу, мм |
2600
|
Макимальная высота, мм |
2560
|
Клиренс, мм |
475
|
Колесная база, мм |
3000
|
Колея передних и задних колес, мм |
2230
|
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг |
4200
|
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг |
4500
|
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг |
5100
|
Полная масса, кг |
6600
|
Экипаж, чел |
10
|
Полная масса буксируемого прицепа, кг |
2500
|
Максимальная скорость, км/ч |
110
|
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км |
15,4
|
Запас хода, км |
1000
|
Радиус поворота, м |
10
|
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град |
30
|
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град |
45
|
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м |
1,2
|
Двигатель |
рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом
|
Рабочий объем, л |
3,988
|
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин |
160 (118)/2400
|
Крутящий момент, Нм/об/мин |
588/1200-1600
|
Коробка передач |
5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
|
Раздаточная коробка |
механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
|
Колесные редукторы |
одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
|
Шины |
пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
|
Рулевое управление |
Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя
|
Тормозные системы |
Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом
|
Характеристики
|
ГАЗ-39371
|
Длина по корпусу, мм
|
5740
|
Ширина по корпусу, мм
|
2600
|
Макимальная высота, мм
|
2560
|
Клиренс, мм
|
475
|
Колесная база, мм
|
3000
|
Колея передних и задних колес, мм
|
2230
|
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг
|
4300
|
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг
|
5100
|
Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг
|
5800
|
Полная масса, кг
|
7050
|
Экипаж, чел
|
11
|
Полная масса буксируемого прицепа, кг
|
2500
|
Максимальная скорость, км/ч
|
110
|
Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км
|
15,4
|
Запас хода, км
|
1000
|
Радиус поворота, м
|
10
|
Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град
|
30
|
Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град
|
45
|
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м
|
1,2
|
Двигатель
|
рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C
|
Рабочий объем, л
|
6,634
|
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин
|
165 (121)/2900
|
Крутящий момент, Нм/об/мин
|
451/1500
|
Коробка передач
|
5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
|
Раздаточная коробка
|
механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
|
Колесные редукторы
|
одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
|
Шины
|
пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
|
Рулевое управление
|
Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя
|
Тормозные системы
|
Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом
|
- Коробка передач: 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.
- Раздаточная коробка: механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности.
- Ведущие мосты: с кулачковыми, дифференциалами повышенного трения.
- Колесные редукторы: одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями.
- Подвеска: независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
- Колеса: с разъемными ободами и внутренними распорными кольцами. Количество колес - 4.
- Шины: пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18".
- Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины.
- Рулевое управление: Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя.
- Тормозные системы: Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом.
- Электрооборудование: однопроводная система, 24В, АКБ: 6СТ110А-2 шт. или 6СТ55 - 4 шт.
- Средства связи: переговорное устройство Р-174, предусмотрена установка радиостанции Р-163-50У.
- Системы обеспечения микроклимата: независимый отопитель, кондиционер.
- Корпус: несущий, открытого типа, имеет три отделения: моторное, управления и отделение полезной нагрузки. На верхней кромке корпуса расположен фланец с крепежными отверстиями для установки модулей.
- Передний модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте.
- Передний модуль для ГАЗ-39371: трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.
- Задний модуль: оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья. По желанию заказчика могут быть разработаны необходимые функциональные модули для установки на автомобиль.
- Специальное оборудование: пулестойкие стекла и шины; система кондиционирования; предпусковой подогреватель - отопитель; средства связи: радиостанция, переговорное устройство; измеритель мощности дозы излучения.
Более подробная информация