Легкий танк М551 "Шеридан"
152 mm Gun Launcher AR/AAV M551, General Sheridan.
В августе 1959 года американская армия выразила желание иметь новую бронированную машину, превосходящую по своим боевым качествам все существующие танки, как армии США, так и любого потенциального противника. На следующий год фирма "Аллисон", входившая в корпорацию "Дженерал моторс", получила контракт на разработку машины, которая называлась "бронированная разведывательная воздушно-десантная штурмовая машина". Она должна была заменить М41 "Уокер Бульдог" и 90-мм противотанковую самоходную артиллерийскую установку М56. Первый прототип, получивший обозначение ХМ551, был готов в 1962 году, следом за ним из стен сборочного цеха завода фирмы "Аллисон" один за другим вышли еще одиннадцать прототипов. В конце 1965 года фирма "Аллисон" получила контракт на производство, и первые серийные машины были выпущены в 1966 году под обозначением М551 "Шеридан".
Но едва развернулось серийное производство этих танков, как на поверхность стали всплывать их многочисленные неполадки. В результате все сходившие с конвейера машины тут же попадали на консервацию как непригодные для принятия на вооружение. Чуть позже вся программа "Шеридан/Шиллейла/М60А2" стала объектом тщательного расследования специальной армейской комиссии, один из членов которой вошел в легенду, заявив якобы на одном из заседаний, что "от этих "Шериданов" у нас столько проблем, что мы уже сыты ими.
Характерной особенностью танка, обусловившей компоновку боевого отделения, является использование комбинированного вооружения - орудия низкой баллистики большого калибра, через ствол которого может запускаться противотанковая ракета. Боеукладки рассчитаны на размещение как управляемых ракет, так и обычных боеприпасов с частично сгорающими гильзами. На корме башни имеется большая металлическая корзина для перевозки снаряжения. На бортах задней части башни закреплены коробки с патронами для пулемета - 9 коробок слева и 6 коробок справа. По периметру корпуса размещено складывающееся приспособление экранного типа для преодоления водных преград. На его приведение в рабочее положение (подъем и фиксацию для увеличения водоизмещающего объема) требуется около 5 минут.
Стандартным оборудованием являются: обогреватель обитаемого отделения, вытяжной вентилятор в крыше башни, дизельная печь. Основным вооружением является 152-мм орудие-пусковая установка М81, разработанная с целью совместить достоинства управляемых ракет (высокая точность стрельбы на большие дальности) и обычных артиллерийских снарядов (универсальность, меньшие затраты времени на поражение целей на малых и средних дальностях, относительная дешевизна). Такая комбинация, в отличие от используемых на основных танках пушек высокой баллистики с запуском через их ствол ПТУР, может быть выполнена в небольших размерах. В крышке люка установлены три перископических прибора М47 с устройствами стеклоочистки. Центральный перископ может заменяться пассивным ночным прибором.
Справа от пушки находятся рабочие места командира и наводчика (последний сидит впереди и ниже командира), а слева - заряжающего. Круговой обзор командиру обеспечивают 10 стеклоблоков, размещенных в командирской башенке. По назначению машина определялась как основное средство разведки танковых, пехотных и воздушно-десантных оперативных и боевых групп, в составе которых нет основных танков. В 1968-1969 годах машины М551 принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме.
Несмотря на большое количество новых технических решений, реализованных в их конструкции, достигаемый боевой результат оказался существенно ниже, чем предполагалось. Производство танков М551 "Шеридан" завершилось в 1970 году после выпуска 1700 машин. Для стрельбы используются ракеты "Шиллейла" М6М51А и обычные артиллерийские боеприпасы. Общий боекомплект орудия состоит из 30 выстрелов. Соотношение между ПТУР и обычными артвыстрелами жестко ненормировано. Обычно в танке размещается 8-10 ракет. Управляемая по ИК-лучу ракета была разработана в 1959 году, а ее производство началось в 1964 году. Кроме танков "Шеридан", она использовалась на так называемых танках усиления М60А2, в сравнительно небольшом количестве (540 машин) состоявших на вооружении. Ракета имеет длину 1,15м, массу 26,76 кг, максимальную полетную скорость 689 м/с.
Твердотопливный двигатель ракеты работает 1,18 с. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части составляет 600 мм стальной брони по нормали. Хорошо обученный экипаж может вести огонь артиллерийскими выстрелами с темпом 4 выстрела в минуту, ПТУР - 2 пуска в минуту. Защищенность машины находится на уровне, характерном для легких танков конца 1960 годов. Корпус сварной из алюминиевого сплава, башня сварная из стальной брони. Они обеспечивают круговую защиту от пуль калибра 7,62-мм и осколков снарядов. Фронтальная проекция защищена от 20-мм снарядов автоматических пушек. Имеется фильтро-вентиляционная установка, подающая очищенный от химических отравляющих веществ и радиоактивной пыли воздух в маски всех членов экипажа.
Для выполнения предъявленных требований по подвижности применены хорошо отработанные и проверенные практикой комплектующие изделия. Это V-образный 6-цилиндровый дизель компании "Детройт дизель" 6V-53Т жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин мощность 300 л. с. и трансмиссия ХОТ-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода и состоящая из комплексной гидродинамической передачи с блокировочным фрикционом, планетарных коробки передач, механизмов поворота (ПМП) и бортовых редукторов. Планетарные механизмы поворота совместно с реверс-редуктором обеспечивают три режима работы при повороте.
Тактико-технические характеристики легкого танка М551 "Шеридан"
Боевая масса, т | 15,83 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм:
|
|
длина | 6299 |
ширина | 2819 |
высота | 2272 |
клиренс | 480 |
Броня, мм
|
|
лоб корпуса | 13 |
борт корпуса | 13 |
башня | 13 |
Вооружение:
|
|
152-мм пушка-пусковая установка М81; 12,7-мм пулемет "Браунинг" М2НВ; 7,62-мм пулемет М73 | |
Боекомплект:
|
|
8-10 ПТУР "Шиллейла", 20-22 артвыстрела, 1000 патронов калибра 12,7-мм и 3080 патронов калибра 7,62-мм | |
Двигатель | "Детройт Дизель" 6V-53Т, четырехтактный, б-цилиндровый, V-образный, дизельный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. при 2800 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см.кв | 0,49 |
Скорость, км/ч
|
|
по шоссе | 70 |
на плаву | 6 |
Запас хода по шоссе, км | 600 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
высота стенки, м | 0,84 |
ширина рва, м | 2,54 |
глубина брода, м | 1,20 |
В передней части МТО размещен алюминиевый радиатор системы охлаждения. Используемое ППО не имеет системы оповещения, оно может включаться водителем или снаружи танка. Подвеска танка индивидуальная торсионная, на первых и пятых узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. На каждом борту установлено по 5 двускатных обрезиненных катков большого диаметра.
Танки M551 "Шеридан" использовались в ряде вооруженных конфликтов.
Источники:
- Мураховский В.И., Павлов М.В., Сафонов Б.С., Солянкин А.Г. "Современные танки";
- R.P. Hunnicutt. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- В. Мальгинов. Легкие танки зарубежных стран 1945-2000 (Бронеколлекция);
- Zaloga, Steven J. M551 Sheridan, US Airmobile Tanks 1941-2001.
< Назад |
---|