Самоходно-артиллерийская установка Sexton
Sexton (пономарь, дьячок).
Серийное производство установки было начато в 1942 году. Самоходная установка разработана на базе американского среднего танка М4 "Шерман", отделение управления и боевое отделение которого переконструированы в открытую сверху бронированную боевую рубку. В рубке установлена 87,6-мм гаубица-пушка, стреляющая осколочно-фугасными снарядами весом 11,34 кг на дальность до 12250 метров. Скорострельность гаубицы-пушки составляла 5 выстрелов в минуту. Конструкция боевой рубки обеспечивала горизонтальный угол наведения орудия 40 градусов, угол возвышения +40 градусов и угол склонения -9 градусов.
Кроме осколочно-фугасных снарядов, в боекомплект установки входили бронебойные и дымовые снаряды. Всего возимый боекомплект состоял из 112 снарядов. Самоходная установка имела как танковый телескопический, так и артиллерийский панорамный прицелы, что позволяло ей вести огонь прямой наводкой и с закрытых позиций. В дополнение к артиллерийскому вооружению на установке смонтированы два 7,69-мм пулемета. Имелся вариант "Секстон" III, вооруженный 105-мм гаубицей. По внешнему виду, компоновке и конструкции агрегатов эта самоходная установка аналогична американским самоходным установкам М7.Самоходная установка "Секстон" использовалась в артиллерийских полках бронетанковых дивизий.
Самоходная гаубица, серийно выпускалась фирмами American Locomotive Company, Pressed Steel Car Company и Federal Machine and Welder Company. С апреля 1942 по февраль 1945 года было изготовлено 4316 САУ этого типа в двух основных модификациях.
- M7 - базовый вариант. Ходовая часть, силовая установка и трансмиссия заимствованы у среднего танка М3. В открытой сверху неподвижной броневой рубке прямоугольной формы на своем стандартном лафете установлена 105-мм полевая гаубица. В правом переднем углу рубки смонтирована турель с крупнокалиберным зенитным пулеметом. C июля 1942 по март 1944 г. фирмой American Locomotive было изготовлено 3490 единиц САУ первого варианта.
- М7В1 - для производства этой модификации использовалось шасси среднего танка М4А3. От М7 она отличалась откидными бортами для лучшей защиты боекомплекта, цельнолитой новой частью корпуса и тележками ходовой части с отнесенными назад поддерживающими роликами. Всего с марта 1944 по февраль 1945 г. фирмой Pressed Steel Corparation было выпущено 826 единиц М7В1.
В июле 1942 года на основе М7 разработали САУ Т51, отличавшуюся установкой британской 25-фунтовой (87,6-мм) гаубицы, но серийно она не строилась. В ноябре 1942 года в составе 5-го полка Королевской конной артиллерии М7 приняли участие в сражении у Эль-Аламейна, а в 1943 г. большое количество этих САУ в составе 8-й армии приняло участие в высадке в Италии. К этому времени британская армия дополнительно получила еще 700 машин, часть из которых выделили для проведения операции в Нормандии. Летом 1944 г. САУ М7 начали постепенно заменять на САУ "Sexton". На основе М7 британскими инженерами были разработаны БТР "Priest Cangaroo" и "Priest"OP. С них демонтировали гаубицу, закрыв бронелистами лобовую амбразуру и обустроив отсек для перевозки 20 солдат.
Американская армия также не менее охотно использовала М7 в ходе боев на Западном фронте, но с января 1945 года их перевели во вторую линию и заменили на САУ М37. В послевоенный период САУ M7 состояли на вооружении в армии США и ряда других государств. Участвовали в войне в Корее. Во время арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля. В 1942 году США поставили достаточное количество самоходных гаубиц M7 Priest для оснащения самоходно-артиллерийских частей британской армии в североафриканской кампании.
В руках англичан Priest оказался отличным оружием, которое дало артиллерии ту же мобильность, что и у танков. Однако Priest был вооружен американской 105-мм гаубицей, а не ее британским 25-фунтовым эквивалентом. Вынужденное снабжение небольшого числа частей другим типом боеприпасов приводило к проблемам с логистикой. Соединенное Королевство запросило у США поставки 25-фунтового варианта САУ Priest. Несмотря на намерения США оказать помощь в разработке такой машины, постановка ее на конвейер была нежелательной в выпуск относительно малочисленных машин для Великобритании мог серьезно нарушить производство самоходок для собственной армии США. Тогда британское правительство запросило Канаду о производстве таких машин и канадские власти согласились на это предложение.
Priest был создан путем установки ствольной группы орудия на шасси среднего танка M3 "Ли". Этот танк и его модификация "Грант" были уже на вооружении британской армии. После появления танка M4 "Шерман" M3 стал устаревшим и его готовые корпуса со сборочными линиями стали доступны для других целей. На раннем этапе войны в Канаде был разработан свой собственный танк Ram на базе M3. Его главное вооружение располагалось в башне, а не в бортовом спонсоне, как у исходного варианта M3. Подобно M3, с появлением "Шермана" Ram тоже стал устаревшим и его корпус был взят за основу для новой самоходно-артиллерийской установки. Таким образом канадцы использовали производную от M3 машину, чтобы построить тоже производную САУ от M7, базой для которой являлся все тот же M3.
В 1943-1945 гг. предприятием Montreal Locomotive Works всего построило 2150 САУ Sexton для вооруженных сил Канады и Великобритании. Машина была принята на вооружение в сентябре 1943 года. Самоходки приняли активное участие в боях в Нормандии и в кампании в северо-западной Европе. Несмотря на его "разномастное" происхождение, Sexton оказался весьма удачной комбинацией из проверенных и надежных составляющих. Самоходка оставалась на вооружении британской армии до 1956 года.
В отличие от войск нацистской Германии, которые часто использовали свои самоходные гаубицы в роли машин непосредственной огневой поддержки (штурмовых орудий), Великобритания и Канада использовали Sexton только для стрельбы с закрытых позиций. Они старались хранить Sexton-ы подальше от линии фронта и использовали передовых наблюдателей для управления огнем.
После окончания войны, "Секстоны" оставались на вооружении в Великобритании вплоть до 1950-х годов, после чего в течение нескольких лет Британская Армия оставалась без самоходных гаубиц, не считая сравнительно малочисленных M44, пока в 1960-х годах не началось производство САУ "Эббот".
Тактико-технические характеристики САУ "Секстон"
Боевая масса |
25,8 т
|
Размеры: | |
длина |
5870 мм
|
ширина |
2720 мм
|
высота |
2440 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1 х 87,6-мм гаубица-пушка 2 х 7,69-мм зенитных пулемета
|
Боекомплект |
112 снарядов 1500 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
76 мм
|
боевая рубка |
13 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Континенталь", тип R975
|
Максимальная мощность | 400 л.с. |
Максимальная скорость | 40 км/час |
Запас хода |
230 км
|
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Chris Ellis, Peter Chamberlain. Ram and Sexton;
- Janusz Magnuski Wozy bojowe Polskich Sił Zbrojnych 1940-1946;
- Ram and Sexton [AFV Weapons Profile 13].
< Назад | Вперед > |
---|