Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Истребитель танков "Фердинанд" - Фердинанд. Часть 2
Содержание
Истребитель танков "Фердинанд"
Фердинанд. Часть 2
Фердинанд. Часть 3
Боевое применение
Боевое применение. Часть 2

САУ

В крыше над отделением силовой установки имелись броневые листы с тремя жалюзи - центральным и двумя боковыми. Воздух для охлаждения двигателей засасывался через центральные и выбрасывался наружу через боковые жалюзи. Кроме того, в бронелистах с боковыми жалюзи имелось по одному лючку для залива воды в радиаторы.Задняя часть крыши отделения силовой установки состояла из трех броневых плит, смонтированных на петлях, приваренных к лобовому листу рубки. В каждой плите имелось отверстие, сверху защищенное грибообразной броневой отливкой. Эти отверстия служили для выхода воздуха от двигателей.В кормовом листе корпуса было три прямоугольных вентиляционных отверстия для выброса нагретого воздуха из боевого отделения. Сверху эти отверстия закрывались массивным кожухом из 40-мм брони.По бокам в средней части надгусеничных ниш корпуса (в районе пятого опорного катка) имелось по одному отверстию для отвода выхлопных газов двигателей. В средней части днища корпуса располагалось пять люков, предназначенных для обслуживания силовой установки (слив воды из радиаторов, масла и топлива).

Истребитель танков

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В задней части корпуса "Фердинанда" крепилась рубка боевого отделения в форме усеченной пирамиды. Она собиралась из броневых листов толщиной 200-мм (лоб), 80-мм (борта и корма) и 30-мм (крыша), соединенных в шип с последующей двойной обваркой. Кроме того, шиповое соединение бортовых и лобового листа было усилено восемью гужонами, по четыре с каждой стороны. В нижней кромке бортовых и кормового листов рубки имелись пазы, которые входили в пазы в верхней части бортов корпуса. Крепление рубки с корпусом осуществлялось изнутри при помощи восьми изогнутых косынок - по три на каждом борту и две на корме. Каждая косынка крепилась двумя болтами к корпусу и двумя к рубке. Кроме этого с наружной стороны бортов у лобового листа рубки имелось по одной планке, каждая их которых крепилась к лобовому листу рубки и бортовому листу корпуса.

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В крыше рубки имелось пять люков - для установки перископического прицела, два люка для посадки экипажа и два - для установки перископических приборов наблюдения. Люк для прицела находился в передней части слева и закрывался крышкой, состоящей из трех частей - две из них двигались по направляющим в плоскости потолка, а одна (задняя) открывалась наружу. У правого и левого бортов располагались двухстворчатые люки для посадки экипажа - прямоугольный (справа) над местом командира машины и круглый (слева) над местом наводчика. В заднем правом и левом углах крыши имелось два лючка, через которые могло вестись наблюдение за полем боя при помощи перископических приборов. Кроме того, в центре крыши размещался вентилятор, закрытый с боков квадратной броневой коробкой.

Истребитель танков

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В лобовом листе рубки имелось отверстие для шаровой маски 88-мм пушки StuK42. Снаружи маска закрывалась восьмигранным 80-мм бронелистом, закрепленным к основной броне при помощи восьми болтов диаметром 38-мм с пулестойкими головками.В бортовых листах рубки располагалось по одному лючку с заглушками для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе рубки было еше три таких же лючка а, кроме того, в центре имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и электродвигателей, а также для аварийного покидания самоходки расчетом. В его середине имелся небольшой лючок, который предназначав для загрузки в машину боекомплекта. В верхнем правом углу имелась специальная прямоугольная приварка для установки дополнительного антенного ввода. Вооружение самоходки "Фердинанд" состояло из 88-мм орудия StuK42 с длиной ствола в 71 калибр, созданного специально для вооружения "Фердинандов" на основе новой 88-мм противотанковой пушки Рак43. Качающаяся часть пушки монтировалась в цапфах на секторном станке с винтом поворотного механизма. Снаружи стороны механизм крепления защищен броневым полушаром, не являющимся опорной деталью.

Пушка истребителя танков
Ствол с маской раннего типа

Для его защиты от заклинивания осколками снарядов на стволе пушки крепился специальный броневой щит. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам у верхней части ствола, и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Механизмы наведения располагались слева, у сидения наводчика. Скорость наведения по горизонту составляла 1/4 градуса за один оборот маховичка, а по вертикали - 3/4 градуса за один оборот. Угол обстрела по горизонтали составлял 28 градусов, угол возвышения + 14 и снижения - 8 градусов. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколочно-фугасного до 5000 м.

Пушки истребителя танков
Ствол,оснащенный защитным бронещитком маски. Некоторые машины получили щитки накануне Курской битвы, остальные - после нее.

В рубке имелись постоянные укладки вдоль бортов на 38 выстрелов и, кроме того, дополнительные укладки на полу еще до 25 выстрелов. В боекомплекте орудия имелись унитарные бронебойные, подкалиберные или осколочно-фугасные выстрелы.В некоторых источниках упоминается о вооружении "Элефантов" ручными пулеметами MG-42 для самообороны, однако достоверных сведений об этом нет.

установка самоходок
"Посткурский" вариант установки бронещитка маски пушки, швами наружу. Такая установка, упрощавшая монтаж щитка, была стандартизирована для самоходок "Элефант".

В отчете об испытании трофейного"Фердинанда" на НИБТ полигоне по поводу вооружения говорилось следующее:
"Упоминаемый в некоторых описаниях пулемет МG-42, видимо устанавливался только в опытных вариантах машины, т.к. в серийных экземплярах, применявшихся на фронте, установочное место для пулемета закрыто дополнительным броневым листом (экраном) и изнутри заварено вставкой. Судя по габаритам выстрелов и весах боевых зарядов, 88-мм пушка обр.43 года, является новой системой, обладающей большей мощностью в сравнении с ранее имеющимися в германской армии системами калибра 88-мм (88-мм зенитные пушки обр. 1918 и обр. 1936 гг)".

Боекомплект орудия

Боекомплект орудия тяжелого истребителя танков "Элефант"/"Фердинанд"
Нажмите для увеличения

Оригинальностью "Фердинанда" являлась электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колесам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а следовательно, и приводы управления ими.Силовая установка "Фердинанда" состояла из двух 12-цилиндровых карбюраторных двигателей "Maybach" HL120 TRM мощностью 265 л.с. каждый, установленных параллельно. Они имели специальную форму картера с фланцем для крепления корпуса генератора постоянного тока "Siemens" Тур aGV напряжением 385В. Коленчатый вал двигателя так же заканчивается фланцем к которому крепится вал якоря генератора. Таким образом, корпус и якорь генератора имели жесткие фланцевые крепления к двигателю. Маховики у двигателей отсутствовали и их роль выполняли якоря генераторов. Для запуска каждый двигатель был снабжен электростартером "Bosch" мощностью 4 л.с. напряжением 24В. Стартер питался электроэнергией от четырех аккумуляторных батарей. На случай отказа электростартера и для запуска двигателя в холодное время, каждый двигатель снабжался инерционным стартером, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой из боевого отделения. На случай отказа всех этих средств запуска, двигатель можно было завести буксировкой машины со скоростью 3-5 км/ч. При этом сначала запускался один двигатель, а второй заводился путем включения второго генератора на параллельную работу.

Двигатель истребителя танков

Двигатель "Maybach" HL120 TRM

Генераторы снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя "Siemens" D149aAC мощностью 230кВт. Они размещались в кормовой части машины под полом боевого отделения. Электроэнергия, вырабатываемая генераторами подводилась к тяговым электромоторам по проводам через пульт управления - двойной контроллер, находившийся у механика-водителя. Тяговые электромоторы через фрикционные муфты постоянного подключения и понижающие редукторы передавали крутящий момент на ведущие колеса гусениц. Каждый двигатель "Maybach" имел самостоятельную систему питания топливом, смазки и охлаждения, а так же приборы запуска и контроля.Вдоль бортов в передней части корпуса "Фердинанда" размещались два бензобака емкостью 540 л каждый. Они имели самостоятельные запорные краны, выведенные в отделение управления. Эти краны служили для подачи топлива в систему, в тот момент, когда в баках его осталось минимально допустимое количество. Горючее из бака по трубопроводу подавалось в поплавковые камеры карбюраторов двумя диафрагменными насосами "Solex". Топливные насосы устанавливались с левой стороны нижней половины картера двигателей и приводились в действие эксцентриками приводного валика масляных насосов. Каждый двигатель имел два карбюратора "Solex" 52FFJIID, расположенных на верхней половине картера между блоками цилиндров. Перед тем, как попасть из бензобаков в топливные насосы, горючее по трубопроводу через тройник и запорный кран системы поступало в топливные фильтры, пройдя которые оно поступало к топливным насосам и по трубопроводу в карбюраторы двигателя.

Установка двигателя HL 120 Майбах

Двигатели "Maybach" имели водяное охлаждение. В передней части отделения силовой установки размещался блок из четырех водяных радиаторов с осевым вентилятором на каждом из них. Дополнительно к этому блоку на каждом двигателе имелось по одному вентилятору воздушного охлаждения такого же типа, как и на радиаторах, служащих для выбрасывания нагретого воздуха из отделения силовой установки наружу. Кроме этого на каждом генераторе "Siemens" Тур aGV размещался дополнительный вентилятор с обособленным вентиляционным каналом для охлаждения электромоторов, которые не имели своих вентиляторов. Воздух для вентиляции засасывался через центральные жалюзи, расположенные на крыше отделения силовой установки, а нагретый воздух от радиаторов выбрасывался через боковые жалюзи, расположенные рядом с центральными. Нагретый воздух, отбираемый вентиляторами от двигателей (загрязненный продуктами сгорания топлива), а так же воздух из каналов охлаждения электромоторов, выбрасывался через отверстия в кормовом листе корпуса, закрытые броневым кожухом. Кроме того, к двигателям поступал воздух и из боевого отделения, благодаря чему оно вентилировалось. Этот воздух выбрасывался наружу через отверстия в крыше перед лобовым листом рубки, закрытые броневыми грибообразными колпаками.

Замена силового агрегата

Установка двигателя HL120 "Майбах".