Самоходное противотанковое орудие "Насхорн"
Содержание
Самоходное противотанковое орудие "Насхорн"
Насхорн. Продолжение
Боевое применение. ТТХ

Самоходная артиллерийская установка "Насхорн",
8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) (Sd.Kfz.164)

До 27.01.1944 года - "Хорниссе".
"Nashorn" - "носорог";
"Hornisse" - "шершень

Самоходная установка разработана в 1942 году на базе танка Т-IV с широким использованием узлов танка Т-III. Шасси танка Т-IV перекомпоновано: боевое отделение расположено сзади, силовая установка - в центре корпуса, отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - в передней части. Боевое отделение представляет собой открытую сверху бронированную рубку, в которой на станке установлена 88-мм полуавтоматическая противотанковая пушка с длиной ствола 71 калибр. Скорострельность орудия составляла до 10 выстрелов в минуту.

Стрельба могла вестись фугасными снарядами (масса 9,14 кг, дальность стрельбы 15300 м), бронебойными трассирующими, кумулятивными и подкалиберными снарядами. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд под углом 30° к нормали пробивал броню толщиной 165 мм, а подкалиберный - 193 мм. По этой причине установка "Насхорн" была исключительно опасна для всех танков противника при ведении боя на больших расстояниях, в ближнем бою она теряла свои преимущества - начинало сказываться недостаточно сильное бронирование. Самоходная установка "Насхорн" выпускалась серийно с февраля 1943 года до конца войны. Всего было выпущено около 500 самоходок, которые использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.

После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей вермахта с отечественными Т-34 и KB даже самым оптимистично настроенным германским руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых "панцерваффе" значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезащиту, оснащенная дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году царила на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.

САУ

Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживалась, а еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. Было очевидно, что суперсовременные танки "Тигр" и "Пантера" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Напрашивалось следующее техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи. Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной выше схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Kfz.164.

САУ "Насхорн" в музеях стран мира 
Кубинка, Россия Abberden U.S. Army
Кубинка,
Россия
Abberden U.S. Army
Ordnance Museum, США
Нажмите на фото САУ "Насхорн" для увеличения 

Гусеничная база (унифицированный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айэенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и.т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.

История орудия

В середине июня 1942 года по личному указанию Гитлера управление вооружений санкционировало разработку 88-мм артсистемы с такими же баллистическими характеристиками, как и у зенитного орудия Flak41. Согласно техническому заданию новая пушка должна была пробивать броню толщиной 160-мм на дистанции 1000 м при угле встречи снаряда с броней в 30 градусов. Контракты на разработку двух различных вариантов такого орудия были заключены с фирмами "Рейнметалл-Борзинг" (разработчик 88-мм артсистемы типа Flak41) и "Крупп" (разработчик 88-мм танковой пушки KwK41).

 Уже через месяц: 23-25 июля 1942 года предложения вышеупомянутых компаний по созданию 88-мм противотанковой пушки обсуждались на совещании в присутствии Адольфа Гитлера и рейсхминистра вооружений Шпеера. В процессе докладов и дискуссии выяснилось, что на разработку и испытания прототипов артсистемы потребуется не менее полугода. Поэтому серийное производство новой 88-мм противотанковой пушки Рак43 возможно было развернуть не ранее весны 1943 года. К 12 мая 1943 года планировалось изготовить, выбрав для принятия на вооружение один из двух образцов, от 300 до 500 орудий в трех вариантах: буксируемой артсистемы на крестообразном лафете с двумя двухколесными ходами (ввиду загруженности компании "Рейнметалл-Борзинг" другими заказами разработка этой версии артсистемы в конце 1942 года была передана фирме "Весерхютге") , буксируемой артсистемы с использованием лафета от опытной 105-мм пушки К 41 с колесами от 150-мм тяжелой гаубицы sFH 18 (на эту конструкцию предполагалось наложить 88-мм ствол Рак43) компании "Рейнметалл-Борзинг", а также в виде cамоходно-артиллерийского орудия.

Но реализация проекта стала затягиваться, так как оба конкурсанта - корпорации "Крупп" и "Рейнметалл-Борзинг" имели собственные взгляды на стандартизацию боеприпасов к новой артсистеме. Уже через два дня после очередного совещания (от 28 июня 1942), 30 июня директор Шпильфогель из компании "Рейнметалл-Борзинг" написал в адрес 4-го отдела управления вооружений следующее: "Настоятельно необходимо, как можно скорее определить внутренние размеры орудия. В настоящий момент мы проводим испытания новой артсистемы со своим боеприпасом Flak41 "Patrone" для оценки возможностей ресурса ствола.
Мы считаем, что боеприпас Flak42 Patrone фирмы "Крупп" не пригоден для разрабатываемой конструкции. По имеющейся у нас информации снаряд Flak41 "Patrone" разрабатывался для 88-мм артсистемы с длиной ствола в 71 калибр. В силу того, что до конца года удастся изготовить совсем немного таких орудий, есть ли смысл делать боеприпас к подобным артcнарядам типовым по данному проекту? Оба снаряда имеют одинаковую длину, но отличаются по своему диаметру: 117-мм - у Flak41 "Patrone" и 132-мм - у Flak42 "Patrone". Большая по размерам гильза последнего боеприпаса соответственно вмещает больше пороха, однако достигнутая таким образом большая энергия заряда не компенсирует снижения ресурса ствола.
К тому же боеприпасы с гильзой большого диаметра непригодны для использования на роликовых направляющих зенитных орудий, в то время как принято решение об установке 88-мм длинноствольных зенитных артсистем. В этом случае имеет смысл стандартизировать боеприпасы, так как для зенитных орудий, скорее всего будут выбраны снаряды Flak41 "Patrone".
В целях стандартизации боеприпасов мы использовали идентичные казенные части на артсистемах le FH43 и 88-мм Рак43 с электрическим или механическим спусковым устройством. Однако в случае использования снаряда Flak41 "Patrone" использовать данную казенную часть не представляется возможным".

5 сентября 1942 года новым единым боеприпасом для всех вариантов артсистемы Рак43 стал снаряд фирмы "Крупп" с гильзой увеличенного диаметра.
"Рейнметалл-Борзинг" уже не могла быстро адаптировать существующую зенитку Flak41 к новым требованиям и вышла из работ по этой конструкции. Заказ на 88-мм противотанковую артсистему на крестообразном лафете передати на фирму "Вессерхютте", однако компании "Крупп" и "Рейнметалл-Борзинг" продолжали оставаться крупнейшими подрядчиками и этого проекта.

По технологическим соображениям ствол орудия при массе в 1500 кг было решено сделать составным из двух частей. Длина ствола от среза дульного тормоза до казенной части пушки Рак43 была чуть короче, чем у артсистемы KwK43 и, конечно, уступала по длине зенитной Flak41.
На очередном совещании в министерстве вооружений 2 сентября 1942 года вновь обсуждались технологические вопросы производства новой противотанковой артсистемы. Выполняя указания фюрера, тогда решили, что к 12 мая 1943 года следует выпустить 500 противотанковых орудий Рак43.
В связи с задержкой производства 88-мм противотанковой пушки Рак43 на крестообразном лафете и передаче этого проекта на фирму "Весерхютте", командование вермахта поручило компании "Рейнметалл-Борзинг" срочно принять меры к обеспечению войск артсистемами подобного класса, которые были чрезвычайно необходимы для готовившейся летней кампании на советско-германском фронте.

Для ускорения работ фирма использовала лафет от своей опытной 105-мм пушки K41 с колесами от 150-мм тяжелой гаубицы типа sFH 18, наложив на нее ствол Рак43. В результате появилась новая противотанковая артсистема, получившая обозначение Рак43/41.
Благодаря наличию раздвижных станин пушка имела угол горизонтального обстрела в 56 градусов. Для защиты расчета от пуль и осколков снарядов Рак43/41 оснащалась щитом, закрепленном на верхнем станке. Масса орудия была меньше, чем у Рак43 - 4380 кг, но все же не настолько, чтобы его можно было передвигать на поле боя силами расчета. Баллистика и используемые боеприпасы Рак43/41 были такими же, как у Рак43.
На совещании 11 сентября также были распределены задачи подрядчиков для производства первой серии противотанковых орудий Рак43/41 из 500 единиц. Комплект чертежей новой артсистемы фирме "Рейнметалл-Борзинг" следовало подготовить к 31 октября 1942 года. Комплектующие для изготовления 500 лафетов также поставлялись с одного из заводов корпорации "Рейнметалл-Борзинг" из Дюссельдорфа, а компания "Хеншель" должна была осуществлять окончательную сборку орудий, исходя из плана - по 50 артсистем ежемесячно.
Однако серийный выпуск буксируемой Рак43/41 задерживался, а тем временем немецкие конструкторы довольно оперативно разрабатывали для 88-мм противотанковой пушки самоходное гусеничное шасси.

История орудия

пушка

Первые идеи создать для Рак43 самоходный "гусеничный носитель" были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца (использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин), который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзингвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандартных узлов ходовых частей танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.

САУ

2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзингвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название "Zwischenloesung Selbstfahr-lafette". Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции, строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.

САУ

По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзингвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка PzKpfw III (то есть шире, чем у танка PzKpfw IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка PzKpfw III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка PzKpfw IV Ausf.F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки". Двигатель "Майбах" в модификации HL120TRM (12-цилиндровый с рабочим объемом 11867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.

САУ


Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки




Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту