Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Самоходное противотанковое орудие "Мардер" I - Техническое описание
Содержание
Самоходное противотанковое орудие "Мардер" I
Техническое описание

Техническое описание САУ "Мардер" I

"Мардер" I представляет собой самоходно-артиллерийскую установку, предназначенную для поражения бронетехники противника. Экипаж САУ (Sd.Kfz.135) составляет пять или четыре человека.

(См. также статью "Мардер II")

Корпус.
САУ "Мардер" I изготовлена на стандартном шасси тягача "Лоррэйн Шлеппер" или танка "Гочкисс" 38Н, или танка FCM.Корпус изготовлен из катанных закаленных бронелистов, соединенных между собой посредством электросварки. "Ванна" корпуса изнутри усилена швеллерами. Самая толстая броня установлена в лобовой части и по бортам корпуса.
Корпус разделен на отделение управления (в передней части), моторное отделение (в центре) и боевое отделение. В отделении управления, помимо мест радиста и механика-водителя, находится трансмиссия. Место механика-водителя расположено левее трансмиссии, место радиста - справа от трансмиссии.
Перед сиденьем механика-водителя установлены контрольные приборы: спидометр, термометры масла и воды, тахометр.

В боевом отделении находятся места командира САУ и наводчика орудия. Обязанности заряжающего выполняет радист.

В моторном отделении установлен двигатель, система охлаждения, топливный насос, топливный и масляный баки. Моторное отделение отделено о боевого стальной противопожарной перегородкой. В правой части перегородки имеется зафиксированный болтами люк для доступа из боевого отделения в моторное.
В корпусе имеется значительное количество технологических отверстий, которые закрыты заглушками и лючками. Двустворчатый люк механика-водителя снабжен замком. Люк доступа к двигателю также фиксируется замком. Над трансмиссией на болтах установлена съемная бронеплита. В днище корпуса имеются дренажные отверстия для слива воды, попавшей внутрь корпуса, и масла из маслосистемы. Дренажное отверстие для слива воды закрыто подпружиненной крышкой, дренажные отверстия для слива масла (два) закрыты крышками на болтах. Дренажные отверстия, закрытые крышками на болтах, также имеются в днище корпуса под топливными баками, они предназначены для слива топлива из баков.

Боевое отделение и надстройка.
Надстройка (рубка) САУ "Мардер" I выполнена неподвижной. Конструкция рубки разработана специалистами фирмы "Алкетт" из Берлина при участие представителей "Баукоммандо" "Беккер". Рубка изготовлена из катанных закаленных бронелистов, соединенных между собой посредством электросварки.
Рубка выполнена открытой сзади и сверху. Расчет орудия защищен броней только спереди и с бортов. Внутри боевого отделения по правому борту установлено радиооборудование. В верхней части стенок рубки имеются щеколды для крепления тента. В правой части рубки установлены антенный ввод и гнездо турели пулемета MG-34 или MG-42.
Весь инструмент и запасные части перевозятся внутри боевого отделения.

Двигатель.
На САУ "Мардер" I (Sd.Kfz.135) установлен двигатель "Delahaye" 135 (103 ТТ), шестицилиндровый (цилиндры расположены в ряд) мотор внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением. САУ на шасси танка "Гочкисс" 38Н оснащена двигателем "Гочкисс" 6L, мощностью 120 л.с., САУ на шасси танка FCM установлен дизель-мотор "Берлье" MDP мощностью 91 л.с.
Головки цилиндров и "тело" двигателя отлиты из нержавеющей стали. Цилиндры отлиты из стали и выполнены съемными. Герметичность двигателя в сборе обеспечивается резиновыми прокладками.
Коленчатый вал закреплен с помощью восьми подшипников, в передней части коленвала установлен демпфер в виде торсиона. Коленвал оснащен балансирами.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Подачи импульсов в свечи зажигания производится автоматически распределительным устройством.

Система охлаждения.
Двигатель имеет жидкостное охлаждение. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется с помощью роторного насоса. Насос имеет ременный привод, который одновременно заведен на электрогенератор "Duicellier" W-311. Верхний предел температуры охлаждающей жидкости установлен в 95 градусов. Система охлаждения удовлетворительно функционирует при температуре окружающего воздуха, не превышающей 35 градусов Цельсия. Предохранительный клапан срабатывает при достижении температуры охлаждающей жидкости значения 105 градусов Цельсия.
Циркуляция воздуха внутри моторного отделения для дополнительного охлаждения двигателя и радиатора осуществляется вентилятором, привод вентилятора - ременный.
Система охлаждения снабжена электрическим датчиком температуры, данные с которого выводятся на установленный в отделении управления термометр. В самой нижней точке системы охлаждения имеется дренажное отверстие, предназначенное для слива охлаждающей жидкости.

Система смазки.
Система смазки включает масляный бак, маслорадиатор, масляный фильтр и масляный насос. Насос закачивает масло из отдельного маслобака и подает его к узлам, требующим смазки. При частоте вращения вала двигателя в 2400 об./мин давление в маслосистеме составляет 2,6 атм. При низких температурах окружающего воздуха рекомендуется перед запуском двигателя прогреть маслосистему в течение двух минут при работе двигателя на 1000 об./мин. При замене масла, отработанное масло полностью сливается как из маслобака, так и из двигателя. Маслосистема имеет два дренажных отверстия.

Топливная система.
Используется бензин OZ-76 со свинцовыми присадками и октановым числом 76. К карбюратору "Солекс" 40 RNFV бензин подается механическим насосом SEV. Топливная система снабжена фильтром, которые требует периодической очистки. Помимо основного насоса установлен небольшой ручной насос, который используется для быстрого запуска двигателя после длительного простоя. Топливо заливается в три бака емкостью 51, 34,5 и 27 л; суммарная емкость топливных баков 112,5 л. Каждый бак снабжен своим фильтром и указателем уровня топлива. Полной заправки топливом хватает на выполнения марше по пересеченной местности протяженностью 135 - 150 км (Гочкисс 38Н) или 225 км (FCM).
Двигатель снабжен двухступенчатым карбюратором "Солекс" 40 RNFV с четырьмя поплавками, которые обеспечивают надежную подачу топлива в цилиндры мотора вне зависимости от пространственного положения машины. Для получения лучшего качества воздушно-топливной смеси карбюратор подогревается выхлопными газами. Воздух подается в карбюратор через фильтр, установленный в боевом отделении машины.
Нормальная частота вращения вала двигателя составляет 2600 - 2800 об./мин. Временно разрешается повышать частоту до 3000 об./мин. Частота вращения вала двигателя контролируется тахометром, установленным левее сиденья механика-водителя.
Двигатель установлен на резиновых демпфирующих прокладках. В систему зажигания входят свечи "Бош" высотой 14-мм, электропроводка свечей выполнена экранированной.
Выхлопной патрубок и глушитель установлены по левому борту корпуса. Глушитель закрыт перфорированным кожухом.

Электросистема.
Электрическая система САУ "Мардер" I выполнена по однопроводной схеме, напряжение электросистемы 12В. Источником электроэнергии является свинцово-цинковая аккумуляторная батарея напряжением 12В и емкостью 50Ампч. Аккумулятор подзаряжается от генератора "Ducellier" W-311. Запуск двигателя производится инерционным стартером.
Импульсы к свечам зажигания подаются в порядке 1-5-3-6-2-4. От электросистемы запитаны клаксон (установлен на правом подкрылке), стоп-сигналы, ручная лампа внутреннего освещения, подсветка приборного щитка, радиостанция Fu Spr "d".
От бросков по току электросистема защищена 15-амперными плавкими предохранителями. Предохранители установлены в правой части корпуса.

Ходовая часть.
Ходовая часть включает гусеницы, ведущие колеса переднего расположения, ленивцы заднего расположения с механизмами регулировки натяжения гусениц винтового типа. Шасси САУ Sd.Kfz.135 "Мардер" I имеет по шесть опорных катков диаметром 440-мм на борт, опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков - индивидуальная, на полуэллиптических пружинах. Диаметр ведущего колеса - 500-мм. Диметр ленивца - 385-мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается двумя роликами. Каждая гусеница набрана из 110 траков шириной 230-мм. Расстояние между осями траков гусениц -1330-мм. Удельное давление на грунт для САУ Sd.Kfz.135 составляет 0,50 кг/см2.

Вооружение.
Основным вооружением САУ "Мардер" I является противотанковая пушка. САУ Sd.Kfz.135 "Мардер" I вооружалась германской 75-мм противотанковой пушкой РаК40/1 с длиной ствола 46 калибров, то есть 3450-мм. Затвор орудия - полуавтоматический. Орудия РаК40/1 выпускала фирма "Рейнметалл-Борзинг" из Дюссельдорфа. Эффективная скорострельность орудия -12 -15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 8100 м, ресурс ствола - 6000 выстрелов. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости (без разворота всей САУ) - +/-32 град, (у САУ на шасси танка 38Н - +/-30 град), углы наведения в вертикальной плоскости - от -5 до +22 град. Наведение орудия осуществляется вручную. Боекомплект - унитарные выстрелы. Снаряды складируется в три боеукладки, на 24, на 7 и на 6 снарядов. Боеукладки размещены в передней части боевого отделения ниже орудия.

Пулемет MG-34 или MG-42 калибра 7,92-мм нормально хранится внутри боевого отделения, в боевом положении ставится в гнездо на стенке рубки, боекомплект к пулемету - 600 патронов. Личное оружие членов экипажа включает пистолеты Люггер Р-08 или Вальтер Р-38, один пистолет-пулемет МР-38 или МР-40 с боекомплектом 192 или 102 патрона.

Оптические устройства.
Орудие комплектуется оптическим прицелом "Pakzielfernrohr" ZF 3x8 фирмы "Карл Цейс". Монокулярный прицел градуирован в диапазоне от 0 до 2000 м для снаряда Pz.Gr.39 и в диапазоне от 0 до 1000 м для осколочно-фугасного снаряда.
Прицел имеет 3-х кратное увеличение, поле зрение 8 град. В комплект оборудования САУ входит артиллерийская стереотруба "F.Meyer".
В смотровой щели механика-водителя установлен прозрачный блок из бронестекла.

Радиооборудование.
На САУ "Мардер" I установлены приемо-передающая радиостанция FuG Spr "d" и внутренне переговорное устройство. Радиостанция фирмы "Телефункен" состоит из передатчика и приемника. Рация работает в диапазоне УКВ 19997,5 - 21472,5 кГц. Радиус устойчивой связи при работе с места -5 км, с движения - 2 км. Радиостанция снабжена штыревой антенной высотой 1,4 м. Антенный ввод установлен в правой части боевого отделения. Радиостанция предназначена для связи между САУ "Мардер" I внутри подразделения.
Внутренне переговорное устройство предназначено для связи между командиром машины и механиком-водителем.
В штатный комплект дельных вещей САУ входят сигнальные флажки и сигнальный пистолет-ракетница "Вальтер" LP калибра 27-мм с 12 сигнальными ракетами разного цвета.

Дополнительное оборудование.
Все дополнительное оборудование размещено внутри и снаружи боевого отделения.
В передней части корпуса САУ Sd.Kfz.135 крепятся запасные гусеничные траки. Стальной трос крепится на крыше моторного отделения. Топор перевозится будучи прикрепленным к корме корпуса.

Оборудование перевозится внутри боевого отделения. В левой задней части размещены ящик с запасными частями к орудию РаК40/1, контейнер с глицерином И и масленки для смазки пулемета и пистолета-пулемета. На правой стенке закреплены три секции банника для чистки ствола орудия, рукоятка ручного стартера, два запасных ствола к пулемету MG-34 или MG-42, сам пулемет, 12 сигнальных ракет. Запасные призмы стереотрубы хранятся в специальном контейнере, закрепленном на внутренней поверхности орудийного щита. На щите также закреплен контейнер с прицелом, инструментами для чистки оптики и переносным фонариком.

На полу отделения управления ниже сиденья механика-водителя установлены два ящика с патронами к пулемету и контейнер с запасными частями к пулемету. Здесь же хранятся сошки, которые крепятся к пулемету в случае, если он используется вне самоходки. Кронштейны крепления пистолета-пулемета закреплены на внутренней поверхности левой стенки рубки, здесь же крепятся шесть запасных магазинов на 32 патрона каждый к пистолету-пулемету. Правее и левее сидений механика-водителя и радиста размещены контейнеры для противогазов. На машинах раннего выпуска радиостанция ставилась внутри корпуса, на самоходках поздней постройки - в боевом отделении.

Часть оборудования размещено ниже настила пола: десять пальцев для крепления траков, подкладка под домкрат, запасные части к наблюдательному прибору KFF-2.
Под сиденьем механика-водителя размещены два запасных смотровых бронеблока и аптечка первой медицинской помощи.Большой топор уложен на левом крыле.
В передней части отделения управления находится огнетушитель. К колпаку трансмиссии прикреплены масленки.

Также внутри боевого отделения предусмотрена перевозка ящика с ручными гранатами, кобуры с сигнальным пистолетом-ракетницей, канистра емкостью 1,6 кг со смазкой типа "96", защитного кожуха дульного тормоза, защитного кожуха казенной части орудия, сигнальных флажков и.т.д.

САУ "Мардер" I

Окраска и маркировка.
Изначально САУ "Мардер" I окрашивались согласно инструкции №864 от 30 июля 1940 года полностью в темно-серый цвет "Panzer Grau" RAL-7027.
Весной 1943 года самоходки стали красить по инструкции №181 от 18 февраля 1943 года полностью в темно-желтый цвет "Wehrmacht Olive".
По базовой желтой окраске самоходки камуфлировались извилистыми полосами цвета "Brun" RAL-8017 и "Olive Grun" RAL-8002. Рисунок камуфляжа зависел от природных условий, сезона года и художественных предпочтений командиров подразделений. Иногда камуфляж наносился на самоходки в заводских условиях, например перед началом операции "Цитадель".
В августе 1943 года была введена новая схема камуфляжной окраски бронетехники на основе цветов "Olive Grun" RAL-6003 и "Brun" RAL-8012, цвет RAL-8012 имел более красноватый оттенок по сравнению с цветом RAL-8017. Цвет же RAL-6003 был значительно темнее цвета RAL-8002. В ноября 1944 года в качестве базового цвета окраски стал использоваться цвет "Olive Grun" RAL-6003.
В зимний период самоходки временно полностью или частично перекрашивались в белый цвет. В некоторых дивизиях на самоходки наносили эмблемы дивизий, чаще всего в лобовой и кормовой части корпуса или рубки. Эмблемы рисовали желтой или белой краской, размер эмблем - 150-мм - 200-мм.

Организация подразделений.
Самоходно-артиллерийские установки "Мардер" I предназначались для организации противотанковой обороны в составе пехотных дивизий. Фактически, из штатных противотанковых средств вермахта успешно бороться с танками KB и Т-34 могли тишь 75-мм орудия РаК40 с длиной ствола в 46 калибров. Снаряды пушек меньшего калибра (37-мм и 50-мм) пробивали броню советских танков только при стрельбе в упор. Появление самоходной противотанковой артиллерии позволило резко улучшить
мобильность средств противотанковой обороны и значительно сократить время реакции на угрозу.
Основной противотанковой единицей в германской армии являлся батальон.

Боевое применение.
Противотанковые самоходно-артиллерийские установки Sd.Kfz.135 получили боевое крещение осенью 1942 года. Самоходки поступали на вооружение рот истребителей танков, "Panzerjager" "Kompanie". Такие роты имелись в различных формированиях и соединениях, но чаще всего встречались в составе пехотных дивизии. Первой самоходками "Мардер" I была перевооружена 1-ая рота 80-го противотанкового батальона 44-й пехотной дивизии "Hoch und Deutschmeister", рота получила новую технику во Франции летом 1942 года.
Позже самоходками Sd.Kfz.135 усилили 1-ую танковую дивизию, 158-ую резервную дивизию, 44-ую пехотную дивизию, 65-ую пехотную дивизию, 76-ую пехотную дивизию, 94-ую пехотную дивизию, 113-ую пехотную дивизию. 76-ая, 94-ая и 113-ая пехотная дивизии полностью были уничтожены под Сталинградом, весной и летом 1943 года, их фактически заново сформировали во Франции. Каждая из вышеперечисленных дивизий получила по девять САУ "Мардер" I. В конце лета 1943 года самоходки "Мардер" I заменили истребителями танков "Мардер" III.

На Восточном фронте самоходки "Мардер" I действовали в составе 31-ой, 35-ой, 36-ой, 72-ой, 206-ой и 256-ой пехотных дивизий. Подразделения этих дивизий получили самоходные противотанковые орудия Sd.Kfz.135 осенью 1942 года. К концу года в подразделениях истребителей танков вышеперечисленных дивизий Восточного фронта имелось от двух до семи САУ "Мардер" I. В сентябре 1943 года 384-ый батальон истребителей танков 384-ой пехотной дивизии получил 14 САУ "Мардер" I.

Всего по состоянию на 31 декабря 1943 г. в подразделениях Восточного фронта имелось 38 САУ "Мардер" I.

На Западе в 1944 году самоходки "Мардер" I состояли на вооружении подразделений LVXXXXIII армейского корпуса - в 100-ом танковом полку
21-ой пацнердивизии, а также в частях 305-ой, 343-ей, 346-ой, 348-ой, 353-ей, 384-ой,708-ой, 711-ой, 712-ой, 716-ой и 719-ой пехотных дивизий, дислоцированных во Франции. В 1944 года "Мардеры" I поступили на вооружение 87-го противотанкового батальона 25-ой панцердивизии Восточного фронта.

17 из 60 построенных самоходок 7,5 cm РаК40/1 L/46 auf "Panzerjager" 38Н (f) поступили на вооружение 200-го батальона штурмовых орудий 21-ой панцердивизии.

Захваченные у немцев самоходки "Мардер" I состояли на вооружении подразделений Свободой Франции. По крайней мере, одна из этих самоходок была вооружена 50-мм противотанковой пушкой РаК38 и использовалась при блокаде французами порта Сент-Назар.

САУ "Мардер" I

САУ "Мардер" I в коллекциях музеев.

В настоящее время известна единственная сохранившаяся САУ "Мардер" I Sd.Kfz. 135. Данный экземпляр находится в бронетанковом музее Самюра. Франция.

САУ "Мардер" I

Источники:

  • Tornado Армейская серия. Marder II Германский истребитель танков;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Marder II [Wydawnictwo Militaria 209];
  • Panzerjager Marder II sdkfz 131 [Armor Photogallery 09];
  • SdKfz 139 Marder III - германский истребитель танков [Военные машины 35];
  • Panzerjager Marder I [Военные машины 92];
  • Restayn, Jean Kommando Becker. German Military Magazine.