150-мм самоходная гаубица "Hummel"
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1
auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/
"Hummel" - "Шмель"
Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длинной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем что использовались выстрелы раздельного заряжения, скорострельность была относительно невелика. Горизонтальный угол наводки гаубицы составлял 30 градусов, а вертикальный - 42 градуса.
Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица., как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии и состояла на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий. Самоходная гаубица выпускалась серийно. Всего за 1943 и 1944 года было выпущено более 700 этих самоходок.
Полевые артсистемы на самоходном лафете
sIG 33 auf Fahrgeschtell des PzKpfw I /Sd.Kfz.101/ |
leFH 18 auf Fahrgestell des GW II "Wespe" /Sd.Kfz.124/ |
8,8 cm Рак 43 auf GW111/14/ "Hornisse" /"Nashorn" /Sd.Kfz.164/ |
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV "Hummel"/Sd.Kfz.165/ |
sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw38(t) "Bison" ausf.H /Sd.Kfz.138/1/ |
sIG 33 auf Fahrgestell GW38(t) "Bison" ausf.M /Sd.Kfz.138/1/ |
60 cm "Morser Karl" /Gerat 040/ |
Тактико-технические характеристики полевых самоходных артсистем
Wespe
Модель |
"Wespe"
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.124
|
Производитель |
"FAMO"
|
Шасси |
GW II
|
Боевой вес, т |
11
|
Экипаж,чел |
4
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
18
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
140
|
- на местности |
90
|
Емкость бензобака, л |
|
Длина, мм |
4810
|
Ширина, мм |
2 280
|
Высота, мм |
2 300
|
Клиренс, мм |
340
|
Ширина гусеницы, мм |
300
|
Двигатель |
"Maybach"
HL62TRM
|
Мощность, л.с. |
140
|
Орудие, тип |
leFH 18/2
|
Калибр, мм |
105
|
Длина ствола, кал. |
18
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
470
|
Боекомплект, выстр. |
18
|
Доп. вооружение |
-
|
Бронирование, мм |
18-10
|
PzkPfwI
Модель |
sIG 33 auf PzkPfwI
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.101
|
Производитель |
"Alkett"
|
Шасси |
PzKpfw 1 ausf.В
|
Боевой вес, т |
8,5
|
Экипаж,чел |
4
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
35
|
- по проселку |
11
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
150
|
- на местности |
80
|
Емкость бензобака, л |
146
|
Длина, мм |
4 420
|
Ширина, мм |
2 680
|
Высота, мм |
3 350
|
Клиренс, мм |
295
|
Ширина гусеницы, мм |
280
|
Двигатель |
"Maybach"
NL38TRKM
|
Мощность, л.с. |
100
|
Орудие, тип |
sIG 33
|
Калибр, мм |
150
|
Длина ствола, кал. |
11,4
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
240
|
Боекомплект, выстр. |
8
|
Доп. вооружение |
-
|
Бронирование, мм |
13-10
|
Bison-H
Модель |
"Bison" ausf.H
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.138/1
|
Производитель |
"BMM"
|
Шасси |
PzKpfw 38(t)
|
Боевой вес, т |
12,7
|
Экипаж,чел |
4
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
21
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
190
|
- на местности |
130
|
Емкость бензобака, л |
430
|
Длина, мм |
4 950
|
Ширина, мм |
2 470
|
Высота, мм |
2 630
|
Клиренс, мм |
380
|
Ширина гусеницы, мм |
293
|
Двигатель |
"Maybach"
NL38TRKM
|
Мощность, л.с. |
100
|
Орудие, тип |
sIG 33
|
Калибр, мм |
150
|
Длина ствола, кал. |
11,4
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
240
|
Боекомплект, выстр. |
18
|
Доп. вооружение |
MG-34
|
Бронирование, мм |
40-15
|
Bison-M
Модель |
"Bison" ausf.M
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.138/1
|
Производитель |
"BMM"
|
Шасси |
GW 38(t)
|
Боевой вес, т |
12
|
Экипаж,чел |
4
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
137
|
- по проселку |
18
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
180
|
- на местности |
120
|
Емкость бензобака, л |
430
|
Длина, мм |
4 950
|
Ширина, мм |
2 470
|
Высота, мм |
2 150
|
Клиренс, мм |
380
|
Ширина гусеницы, мм |
293
|
Двигатель |
"Praga"
AC/2800
|
Мощность, л.с. |
160
|
Орудие, тип |
sIG 33
|
Калибр, мм |
150
|
Длина ствола, кал. |
11,4
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
240
|
Боекомплект, выстр. |
8
|
Доп. вооружение |
MG-34
|
Бронирование, мм |
40-15
|
Nashorn
Модель |
"Nashorn"
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.164
|
Производитель |
"Deutsche Eisenwerke"
|
Шасси |
GW III/IV
|
Боевой вес, т |
25
|
Экипаж,чел |
5
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
40
|
- по проселку |
23
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
250
|
- на местности |
160
|
Емкость бензобака, л |
600
|
Длина, мм |
8 640
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 940
|
Клиренс, мм |
400
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель |
"Maybach"
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
|
Орудие, тип |
PaK43
|
Калибр, мм |
88
|
Длина ствола, кал. |
71
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
1 000
|
Боекомплект, выстр. |
40
|
Доп. вооружение |
MG-42
|
Бронирование, мм |
30-20
|
Hummel
Модель |
"Hummel"
|
Войсковой индекс |
Sd.Kfz.165
|
Производитель |
"Deutsche Eisenwerke"
|
Шасси |
GW III/IV
|
Боевой вес, т |
23,5
|
Экипаж,чел |
6
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
45
|
- по проселку |
28
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
210
|
- на местности |
140
|
Емкость бензобака, л |
218
|
Длина, мм |
7 170
|
Ширина, мм |
2 950
|
Высота, мм |
2 850
|
Клиренс, мм |
400
|
Ширина гусеницы, мм |
400
|
Двигатель |
"Maybach"
HL120TRM
|
Мощность, л.с. |
300
|
Орудие, тип |
sPH 18(M)
|
Калибр, мм |
150
|
Длина ствола, кал. |
29,5
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
595
|
Боекомплект, выстр. |
18
|
Доп. вооружение |
MG-42
|
Бронирование, мм |
30-20
|
Karl
Модель |
"Karl"
|
Войсковой индекс |
Gerat 040/041
|
Производитель |
"Rheinmetall-Borsig"
|
Шасси |
спецшасси
|
Боевой вес, т |
120/124
|
Экипаж,чел |
12-18
|
Скорость, км/ч |
|
- по шоссе |
12
|
- по проселку |
5-7
|
Запас хода, км |
|
- на шоссе |
|
- на местности |
|
Емкость бензобака, л |
1 200
|
Длина, мм |
11 150
|
Ширина, мм |
3 160
|
Высота, мм |
4 780
|
Клиренс, мм |
перемен.
|
Ширина гусеницы, мм |
500
|
Двигатель |
D-B
DB 507
|
Мощность, л.с. |
580
|
Орудие, тип |
G040/G041
|
Калибр, мм |
598/538
|
Длина ствола, кал. |
|
Нач. скорость снаряда, м/с |
285/320
|
Боекомплект, выстр. |
-
|
Доп. вооружение |
-
|
Бронирование, мм |
15
|
Подробнее о самоходной гаубице "Хуммель"
"Хуммель" - стала последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой, разработанной фирмой "Алкетт", установленной на специализированном шасси GW III/IV.
Как и в случае с самоходкой "Насхорн", двигатель располагался впереди, что позволило уменьшить высоту боевого отделения. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м, что было очень неплохо для машины такого типа.
Прототип с дульным тормозом
Всего с 1943 по 1945 год фирма "Дойче Эйзенверке" выпустила 666 единиц этого чрезвычайно мощного и эффективного оружия, которое предназначалось для комплектации танковых батальонов танковых дивизий. Самоходка могла уничтожать любые цели поэтому спрос на нее, как на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и САУ поступала на вооружение только элитных частей.
Наиболее популярное фото САУ "Хуммель"
Орудия прототипов оснащались дульными тормозами, но серийные машины выпускались без них - уже давала о себе знать нехватка высококачественной стали. Кроме того, производство дульных тормозов требовало дополнительного времени и ресурсов, которых не было. Также давала знать о себе не конвейерная сборка вооружений. Однако А. Шпеер не конвейерную сборку танков представлял, как добродетель, заявляя, что "германская промышленность вооружений не приемлет конвейерный метод Америки и России, а в основном полагается на немецкий квалифицированный труд". Хотя именно отсутствие крупных предприятий не позволило Германии выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистского блока. Немецкая серийная броня делилась на несколько групп по толщине и марке стали. Наряду с гетерогенной больше все-таки выпускалось гомогенной брони. По технологии производства броневые листы разделялись на равномерно закаленные и с поверхностной закалкой. С потерей Никопольского бассейна поступление марганца в Германию снизилось.Никель доставлялся лишь с севера Финляндии.
В результате постоянный недостаток легирующих элементов привел к резкому ухудшению качества серийной брони. Лобовые листы корпусов "Пантеры" и "Королевского тигра" зачастую просто раскалывались от попадания советских 100-мм и 122-мм бронебойных снарядов. Выход искали в навешивании защитных экранов,увеличении толщины и углов наклона броневых листов. Среди броневых марок сталей с пониженной легируемостью так и не было найдено конструктивного материала с удовлетворительной снарядостойкостью.
Компоновочная схема
Боекомплект самоходки ограничивался 18 выстрелами, которые размещались в боеукладках в боевом отделении. В связи с этим приходилось прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов, которые, как правило, представляли собой те же САУ, но без вооружения На четыре самоходные гаубицы приходился примерно один транспортер боеприпасов, что, в общем-то, было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин не хватало шасси танков.
Наводчик САУ "Хуммель"
САУ "Хуммель" никогда не использовалась в качестве штурмового орудия. Для этого машина должна была входить в состав артиллерийской части, располагавшей оборудованием, необходимым для управления огнем. В танковом подразделении в такой поддержке не было необходимости, но там самоходка превращалась в дополнительное огневое средство, способное вести стрельбу прямой наводкой по тем целям, которые видел наводчик. Несмотря на то, что "Хуммель" отлично показал себя в этой роли, такое его использование было равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Однако в 1943 году Восточный фронт был как раз таким театром военных действий, где в расчет прежде всего принималась огневая мощь.
Лобовая часть корпуса позднего типа
Название самоходки - "Хуммель" ("Шмель") - было достаточно нейтральным и безобидным, однако 27 февраля 1944 года приказом по немецкой армии Гитлер запретил использовать это слово для обозначения машины.
Первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а боевое крещение получили летом того же года под Курском. Сначала они поступили на вооружение войск СС, а затем и вермахта. На 10 апреля 1945 года немецкие войска располагали 168 машинами этого типа.
Источники:
- Hummel [Торнадо Военные машины 040];
- Иванов С.В. "Hummel крупным планом" [Танк на поле боя №34];
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Hummel [Военно-техническая серия 135];
- Nashorn, Hummel, Brummbaer in action [Armor in Action Series 2005];
- Hummel [Wydawnictwo Militaria 329].
< Назад | Вперед > |
---|