Содержание |
---|
Штурмовое орудие "Бруммбер" |
«Brummbär». Продолжение |
Штурмовое орудие "Brummbär"
Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
150-мм САУ "Бруммбэр".
Другие обозначения:
Sturmpanzer IV, StuG mit 15cm, "Sturmpanzer" 43.
Установка разработана в 1943 году на базе танка Т-IV и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты и танков. Установка была вооружена 150-мм гаубицей с длинной ствола 12 калибров. Гаубица раздельного заряжения с начальной скоростью снаряда 210 м/с устанавливалась в просторной бронированной боевой рубке с помощью сферической маски.
Самоходная установка имела сильное бронирование: толщина лобовой брони корпуса составляла 80-мм, рубки - 100-мм, борта корпуса имели толщину 30-мм и дополнительно защищались броневыми экранами. В качестве приборов управления огнем использовались танковый телескопический и панорамный прицелы, что позволяло вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Недостатком самоходной установки являлась чрезмерно большая нагрузка на шасси, что часто приводило к выходу из строя ходовой части. Установка выпускалась серийно в течение 1943 и 1944 годов, всего было изготовлено около 700 машин, использовавшихся в ротах тяжелых пехотных орудий гренадерских полков и в подразделениях самоходной артиллерии.
В начале 1942 г. фирма "Алкетт" получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой "Крупп".Фирма "Алкетт" предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой "Крупп" шасси танка PzKpfw IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки "Sturmhaubitze" 42 (Sd.Kfz.142/2) и StuG 33 рассматривались в качестве "временных мер". Альберт Шпеер приказал вести проектирование "Sturmpanzer"IV, фактически прямой предшественницей машины "Бруммбар" стала самоходка StuG 33.
На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку "Sturmpanzer" IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка PzKpfw IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210-мм или 220-мм. Предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины "Sturmpanzer" IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: "Sturmgeschutz" IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых PzKpfw IV. Новые шасси поставляла фирма "Нибелунгенверке" из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков PzKpfw IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков PzKpfw IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами "Заурерверке" и "Зиммеринг-Грац-Паукер".На полигоне в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники.
Альберт Шпеер писал:
- Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных "Бруммбару".
Полномасштабное производство штурмовых танков "Бруммбар" планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка "Бруммбаров" велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки "Sturmpanzer" IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка PzKpfw IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле.
Среди других недостатков штурмового танка "Бруммбар" следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для сведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.
Экипаж штурмового танка "Бруммбар" состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках "Бруммбар" рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным устройством "Fahrersehklappe-80", аналогичные устройства ставились на тяжелых танках "Тигр I". Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.
В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть "перетяжеленность" шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони.
< Назад | Вперед > |
---|