Содержание |
---|
Танк Т-III |
Развитие танка PzKpfw III |
Дальнейшая модернизация |
Фотографии Pz.Kpfw III |
Дальнейшая модернизация
(танки L, M, N)
Так стремительно развивалась модель PzKpfw III перед войной и в первые годы войны. Если раньше для проектирования, испытания и налаживания производства нового танка требовались годы, то теперь этот цикл удавалось втиснуть в несколько месяцев. Совершенствование танков шло в двух главных направлениях: усиливалась бронезащита и вооружение.
Успехи немецких танковых войск в Европе и Северной Африке убедили командование вермахта в том, что танки PzKpfw III и PzKpfw IV вполне удовлетворяют всем предъявляемым к ним требованиям. Но опыт уже первых боев на Восточном фронте принес гитлеровцам неприятный сюрприз. Новые советские танки KB и Т-34 значительно превосходили по возможностям немецкие машины. В результате немецкое командование встало перед проблемой быстрого комплектования частей новыми танками. Но доводка танков "Тигр" и "Пантера" требовала времени. Чтобы не упустить инициативы и продолжить наступление в 1942 году немецкого командование было вынуждено пойти на следующий шаг: продолжить совершенствование танка PzKpfw III и перейти к выпуску модификаций Ausf. L, М и N.
Танк PzKpfw III Ausf.L и K
Выпуск танков PzKpfw III Ausf.L начался в июне 1942 года. К этому времени неудачей закончились попытки установить на шасси PzKpfw III Ausf.J башню от PzKpfw IV Ausf.G. У танка новой модификации появилось новое противооткатное устройство, толщину лобовой оброни увеличили с 30-мм до 57-мм.
Переднюю стенку корпуса образовывала бронеплита толщиной 20-мм. Модификацию Ausf.L вооружали 50-мм пушкой KwK39 L/60 и двумя пулеметами MG-34. Конструкцию машины упростили, бронеплита над двигательным отделением имела измененные воздухозаборники и инспекционные лючки. В ходе серийного выпуска убрали эвакуационные люки в бортах корпуса между опорными и поддерживающими катками.
Место заряжающего теперь не оснащалось смотровым прибором в маске пушки, убрали смотровые щели в бортах башни. Танки Ausf.L оснастили специальной системой, позволявшей перекачивать горячее масло с работающего танка на танк с заглушённым двигателем. Машины, отправлявшиеся в Африку, оснащались дополнительными воздушными и масляными фильтрами, а также более мощными вентиляторами системы охлаждения.
На Ausf.L впервые появился станок для зенитного пулемета ("Fliegerbeschussgeret "41/42), который оказался очень практичным и впоследствии стал стандартным элементом комплектации танка. Значительная часть танков PzKpfw III Ausf.L получила бронированные экраны на башне и бортах корпуса ("Schurzen"). Всего построили 653 танка PzKpfw III Ausf.L.
С августа по ноябрь 1942 года компания "Daimler-Benz" выпустила 50 командирских танков "Panzerbefehls-wagen" Ausf.К.
Компоновка среднего танка Pz.III Ausf.L
Схему возможно увеличить, щелкнув по ней
1 - фара; 2 - курсовой пулемет MG-34; 3 - пушка KwK39; 4 - маск-установка с дополнительной бронезащитой; 5 - прицел TZF5e; 6 - бронировка вентилятора; 7 - ограждение пушки; 8 - командирская башенка; 9 - ящик для снаряжения; 10 - воздушный фильтр; 11 - топливный бак; 12 - двигатель; 13 - радиатор; 14 - выхлопная труба; 15 - глушитель; 16 - вентилятор; 17 - привод вентилятора; 18 - стартер; 19 - карданный вал; 20 - кожух карданного вала; 21 - сиденье наводчика; 22 -педаль спуска; 23 -сиденье механика-водителя; 24 - кулиса; 25 - рычаг управления; 26 - механизм поворота.
Танк PzKpfw III Ausf.M
С октября 1942 г. по февраль 1943 г. серийно выпускалась модификация PzKpfw III Ausf.М. Всего построили 250 танков этой модификации.
Танк Ausf.М представлял собой Ausf.L поздней серии, способный без подготовки преодолевать водные преграды глубиной до 1,3 м (прежде глубина брода не превышала 0,8-0,9 м). Улучшения удалось добиться за счет тщательной герметизации всех люков, кроме того, глушитель оснастили выпускным клапаном и перенесли его выше.
Вместо батареи из пяти дымогенераторов танк оснастили шестью дымовыми 90-мм гранатами, установленными в блоках по три по бортам башни. Вооружение осталось прежним. Начиная с 1943 года танки оснащались экранами из 5-мм стального листа.
Производство танков Panzer III
1937
|
1938
|
1939
|
1940
|
1941
|
1942
|
1943
|
Всего
|
|
Pz.III с 3.7 cm KwK |
38
|
33
|
206
|
391
|
|
|
|
668
|
Pz.III с KwK 38/1.42 |
|
|
|
467
|
1673
|
251
|
|
2391
|
PzIII с KwK 39/L60 |
|
|
|
|
40
|
1907
|
22
|
1969
|
PzIII с KwK 37/L24 |
|
|
|
|
|
450
|
213
|
663
|
Итого |
38
|
33
|
206
|
858
|
1713
|
2608
|
235
|
5691
|
Огнеметные танки PzKpftv III (Fl) Sd.Kfz.141/3
С февраля по апрель 1943 г. 100 невооруженных танков Ausf.М, построенных на заводе "MIAG" поступили на кассельское предприятие "Wegmann Waggonfabrik", где их оборудовали огнеметами. Получившиеся огнеметные танки известны под названием PzKpftv III (Fl) Sd.Kfz.141/3, также их часто называли "Flammpanzer III" или "Panzerflammwagen III".
"Flammpanzer III" представлял собой танк PzKpfw III Ausf.M с усиленной лобовой броней, толщину которой увеличили с 30-мм до 50-мм за счет накладок. Это было сделано по той причине, что огнеметный танк действовал в непосредственной близости от противника, поскольку дальность выстрела из огнемета не превышала 50-60 м. Экипаж огнеметного танка сократили до 3 человек. На месте пушки и стеллажей боекомплекта установили огнемет и баки с горючей смесью. Снаружи огнемет был закрыт толстой трубой, имитирующей пушечный ствол. Угол возвышения огнемета 8...20 гр. Запас зажигательной смеси составлял 1020 л, смесь хранилась в двух баках, расположенных внутри танка. Смесь подавалась к огнемету насосом "Koebe", приводимом в движение вспомогательным двухтактным двигателем "DKW".
Воспламенение смеси электрическое ("Smitskerzen"). Запаса жидкости хватало на 125 односекундных выстрелов или на 80 двух - или трехсекундных выстрелов. Максимальная дальнобойность зависела от природных условий. Летом, при теплой жидкости, дальнобойность достигала 60 м, а зимой, когда жидкость загустевала, дальнобойность не превышала 50 м.
Огнеметный танк "Flammpanzer III" создавали с целью использовать его в том числе и в уличных боях, например, в Сталинграде, хотя в Сталинград танк уже не попал. Использовали в составе танковых взводов по 7 машин в составе каждого танкового батальона танковых дивизий.
После войны 4 танка "Flammpanzer III"отремонтировали и включили в состав чехословацкой армии. В настоящее время сохранился один "Flammpanzer III"(номер шасси 77651), захваченный союзниками в Италии, теперь он находится в музее в Кобленце.
Танки PzKpfw III поставлялись на экспорт. Первыми импортерами стали Венгрия (10 машин), Румыния (11 Ausf.N) и Словакия (7 Ausf.N). Несколько танков получила Хорватия. Турция заказала 56 танков, но ситуация на фронте не позволила осуществить эту сделку, в результате Турция получила только 22 танка. После войны некоторое количество танков PzKpfw III и штурмовых орудий StuG III оказалось в Норвегии. Несколько десятков трофейных PzKpfw III в годы войны состояло на вооружении танковых частей Красной Армии.
Позднее на базе танка PzKpfw III были созданы подвозчики боеприпасов, танки-корректировщики артиллерийского огня, бронированные саперные машины и.т.п. Этот очень удачный танк оказал заметное влияние на все мировое танкостроение. Тем не менее, после 1943 года он уже безнадежно устарел и использовался только в частях второго эшелона. Корпус танка и его компактная подвеска позволила создать на его базе штурмовое орудие StuG III.
Тактико-технические характеристики танков Pz.III
E
Е
|
|
Боевая масса, т |
19,5
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5380
|
ширина |
2910
|
высота |
2440
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
30
|
борт |
30
|
корма |
21
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,95
|
Удельная мощность, л.с./т |
15,3
|
F
F
|
|
Боевая масса, т |
19,8
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5380
|
ширина |
2910
|
высота |
2440
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
30
|
борт |
30
|
корма |
21
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0.6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,95
|
Удельная мощность, л.с./т |
15,1
|
G
G
|
|
Боевая масса, т |
20,3
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5410
|
ширина |
2950
|
высота |
2440
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
30
|
борт |
30
|
корма |
30
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,95
|
Удельная мощность, л.с./т |
14,7
|
H
Н
|
|
Боевая масса, т |
21,8
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5410
|
ширина |
2950
|
высота |
2440
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
30
+30 |
борт |
30
|
корма |
30
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
165
|
по местности |
95
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,7
|
J L/42
J L/42
|
|
Боевая масса, т |
21,5
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5520
|
ширина |
2950
|
высота |
2500
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
50
|
борт |
30
|
корма |
50
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
155
|
по местности |
85
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,9
|
J L/60
J L/60
|
|
Боевая масса, т |
21,5
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
6280
|
ширина |
2950
|
высота |
2500
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
50
|
борт |
30
|
корма |
50
|
крыша |
17
|
днище |
16
|
лоб башни |
30
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
155
|
по местности |
85
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,9
|
L
L
|
|
Боевая масса, т |
22,7
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
6280
|
ширина |
2950
|
высота |
2500
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
50
+20 |
борт |
30
|
корма |
50
|
крыша |
18
|
днище |
16
|
лоб башни |
57
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
155
|
по местности |
85
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
0,8
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,2
|
** В числителе - для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе - из Ausf.M.
M
M
|
|
Боевая масса, т |
22,7
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
6410
|
ширина |
2950
|
высота |
2500
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
50+20
|
борт |
30
|
корма |
50
|
крыша |
18
|
днище |
16
|
лоб башни |
57
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
155
|
по местности |
85
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
1,3
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,2
|
** В числителе - для танков, переделанных из Ausf.L, в знаменателе - из Ausf.M.
N
N
|
|
Боевая масса, т |
23
|
Экипаж, чел. |
5
|
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
5520/5650**
|
ширина |
2950
|
высота |
2500
|
клиренс |
385
|
Толщина брони, мм |
|
лоб корпуса |
50
+20 |
борт |
30
|
корма |
50
|
крыша |
18
|
днище |
16
|
лоб башни |
57
|
борт и корма |
30
|
Макс, скорость движ., км/ч: |
|
по шоссе |
40
|
по местности |
18
|
Запас хода, км: |
|
по шоссе |
155
|
по местности |
85
|
Преодолев, препятствия: |
|
угол подъема, град. |
30
|
ширина рва, м |
2,0
|
высота стенки, м |
0,6
|
глубина брода, м |
1,3
|
Длина опорной поверхности, мм |
2860
|
Удельное давление, кг/см2 |
0,94
|
Удельная мощность, л.с./т |
13,0
|
Вперед > |
---|