Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танк Т-III
Содержание
Танк Т-III
Развитие танка PzKpfw III
Дальнейшая модернизация
Фотографии Pz.Kpfw III

Panzerkampfwagen III (PzKpfw III),
Sonderkraftfahrzeuge 141 (Sd.Kfz.141)

Pz III - немецкий средний танкТанк разработан фирмой "Даймлер-Бенц" и с 1937 года поступал на вооружение танковых дивизий вермахта для замены Pz-I и танка Т-II. Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

Танк

Из истории создания танка PzKpfw III

 

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

 

Компоновка танка Pz-III
Компоновка танка Pz III
Вид с левого борта
Вид с правого борта
Вид с левого борта
Нажмите на схему для увеличения
Компоновка танка Pz III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

Танк

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка
Год
создания
Масса,
т
Экипаж,
чел.
Лобовая
броня,
мм
Калибр
пушки, мм
Скорость
движения
км/ч
Т-26
обр.1938г.
1938
10,28
3
15/15
45
30
БТ-7
обр.1937 г.
1937
13,9
3
20/15
45
53
LT-35
1935
11
4
25/25
37
34
LT-38
1938
9,7
4
25/25
37
42
Cruiser
Mk III
1937
14,2
4
14/14
42
50
Pz.III
Ausf.A
1937
15,4
5
14,5/14,5
37
32

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

Бронетехника Германии

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Танки вермахта

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

Варианты командирских башенок
 
Командирская башенка
Танк Pz III
(Ausf. А - С)
Ausf.D

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

A

 

 
A
Боевая масса, т
15,4
Экипаж, чел.
5
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5690
ширина
2810
высота
2340
клиренс
380
Толщина брони, мм
 
лоб корпуса
14,5
борт
14,5
корма
14,5
крыша
10
днище
4
лоб башни
14,5
борт и корма
14,5
Макс, скорость движ., км/ч:
 
по шоссе
32
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
165
по местности
95
Преодолев, препятствия:
 
угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,7
высота стенки, м
0,6
глубина брода, м
0,8
Длина опорной
поверхности, мм
3400
Удельное давление, кг/см2
0,63
Удельная мощность, л.с./т
16,2

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

B

 

 
В
Боевая масса, т
15,9
Экипаж, чел.
5
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5670
ширина
2810
высота
2390
клиренс
375
Толщина брони, мм
 
лоб корпуса
14,5
борт
14,5
корма
14,5
крыша
10
днище
4
лоб башни
14,5
борт и корма
14,5
Макс, скорость движ., км/ч:
 
по шоссе
35
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
165
по местности
95
Преодолев, препятствия:
 
угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,3
высота стенки, м
0,6
глубина брода, м
0,8
Длина опорной
поверхности, мм
3200
Удельное давление, кг/см2
 
Удельная мощность, л.с./т
15,7

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

C

 

 
С
Боевая масса, т
16
Экипаж, чел.
5
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5850
ширина
2820
высота
2420
клиренс
375
Толщина брони, мм
 
лоб корпуса
14,5
борт
14,5
корма
14,5
крыша
10
днище
4
лоб башни
14,5
борт и корма
14,5
Макс, скорость движ., км/ч:
 
по шоссе
35
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
165
по местности
95
Преодолев, препятствия:
 
угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,3
высота стенки, м
0,6
глубина брода, м
0,8
Длина опорной
поверхности, мм
3200
Удельное давление, кг/см2
 
Удельная мощность, л.с./т
15,6

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

D

 

 
D
Боевая масса, т
19,8
Экипаж, чел.
5
Габаритные размеры, мм:
 
длина с пушкой вперед
5920
ширина
2820
высота
2420
клиренс
375
Толщина брони, мм
 
лоб корпуса
30*
борт
30
корма
21
крыша
17
днище
16
лоб башни
30
борт и корма
30
Макс, скорость движ., км/ч:
 
по шоссе
35
по местности
18
Запас хода, км:
 
по шоссе
165
по местности
95
Преодолев, препятствия:
 
угол подъема, град.
30
ширина рва, м
2,3
высота стенки, м
0,6
глубина брода, м
0,8
Длина опорной
поверхности, мм
3200
Удельное давление, кг/см2
 
Удельная мощность, л.с./т
12,6

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.