Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Самоходная артиллерийская установка "Зриньи"

Венгерское самоходное орудие "Зриньи II" (венг. Zrínyi)

Венгерское самоходное орудие "Зриньи II""Зриньи" - венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942-1943 годах на базе танка "Туран", по образцу германских САУ StuG III. В 1943-1944 годах произведено 66 "Зриньи", использовавшихся венгерскими войсками до 1945 года. Есть сведения, что после Второй мировой войны, как минимум одна САУ "Зриньи" использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.

Уточним информацию по названию и модификациям:

• 40/43M Zrinyi (Zrinyi II) - базовая модель, вооруженная 105-мм гаубицей. Выпущено 66 единиц
• 44M Zrinyi (Zrinyi I) - прототип истребителя танков, вооруженного длинноствольной 75-мм пушкой. Выпущен только 1 опытный образец.

САУ "Зриньи II" (40/43M Zrinyi)
 
САУ "Зриньи II"
40/43M Zrinyi
САУ "Зриньи II"
Нажмите на изображения, чтобы увеличить
 

Венгерские конструкторы решили создать свою машину по образцу немецких "штурмгешютц", то есть полностью бронированную. Базой для нее могла быть выбрана только база среднего танка "Туран". Самоходка была названа "Зриньи" в честь национального героя Венгрии Зриньи Миклоша.

Миклош Зриньи

Вики

Зриньи МиклошЗриньи Миклош (около 1508 - 66 гг.) - венгерский и хорватский государственный деятель, полководец. Участник многих сражений с турками. С 1563 г. главнокомандующий венгерскими войсками на правом берегу Дуная. Во время похода турецкого султана Сулеймана II на Вену в 1566 году Зриньи погиб при попытке вывести гарнизон из разрушенной крепости Сигетвар. Хорваты почитают его, как своего национального героя под именем Никола Шубич Зриньский. Был еще один Зриньи Миклош - правнук первого - тоже национальный герой Венгрии - поэт, гос. деятель, полководец, воевавший с турками (1620 - 1664 гг.). Погиб в результате несчастного случая на охоте.

Зриньи Миклош

Миклош Зриньи (1620 - 1664 гг.)



Миклош Зриньи

40/43M Zrinyi

Ширина корпуса была увеличена на 45 см и на нем была сооружена низкая рубка в лобовом листе, в рамке которой была установлена переделанная 105-мм пехотная гаубица 40.М фирмы MAVAG. Горизонтальные углы наводки гаубицы - ±11°, угол возвышения - 25°. Приводы наводки - ручные. Заряжание раздельное. Пулемета САУ не имела.

САУ "Зриньи II"

40/43M Zrinyi (Zrinyi II)

"Зриньи" была наиболее удачной машиной венгерской разработки. И хотя она сохранила следы отсталой технологии - броневые листы корпуса и рубки соединены болтами и заклепками - это была сильная боевая единица.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть остались такими же, как у базовой машины. С 1944 года "Зриньи" получили навесные бортовые экраны, защищавшие от кумулятивных снарядов. Всего выпущено в 1943 - 44 гг. 66 САУ.

Тактико-технические характеристики некоторых венгерских танков и САУ

Толди-1

 
"Толди" I
Год выпуска
1940
Боевая масса, т
8,5
Экипаж, чел.
3
Длина по корпусу, мм
4750
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
13
Борт корпуса
13
Лоб башни (рубки)
13+20
Крыша и днище корпуса
6
Вооружение
 
Марка пушки
36.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
20/82
Боекомплект, выстрелов
 
Число и калибр (в мм) пулеметов
1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с.
155
Максимальная скорость км/ч
50
Запас топлива, л
253
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,62

Толди-2

 
"Толди" II
Год выпуска
1941
Боевая масса, т
9,3
Экипаж, чел.
3
Длина по корпусу, мм
4750
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2140
Высота, мм
1870
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
23-33
Борт корпуса
13
Лоб башни (рубки)
13+20
Крыша и днище корпуса
6-10
Вооружение
 
Марка пушки
42.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
40/45
Боекомплект, выстрелов
54
Число и калибр (в мм) пулеметов
1-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
Мощность двигателя, л.с.
155
Максимальная скорость км/ч
47
Запас топлива, л
253
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,68

Туран-1

 
"Туран"I
Год выпуска
1942
Боевая масса, т
18,2
Экипаж, чел.
5
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2390
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
50(60)
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
50(60)
Крыша и днище корпуса
8-25
Вооружение
 
Марка пушки
41.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
40/51
Боекомплект, выстрелов
101
Число и калибр (в мм) пулеметов
2-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
Z-TURAN карб. Z-TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
47
Запас топлива, л
265
Дальность хода по шоссе, км
165
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,61

Туран-2

 
"Туран"II
Год выпуска
1943
Боевая масса, т
19,2
Экипаж, чел.
5
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2430
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
50
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
 
Крыша и днище корпуса
8-25
Вооружение
 
Марка пушки
41.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
75/25
Боекомплект, выстрелов
56
Число и калибр (в мм) пулеметов
2-8,0
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
1800
Двигатель, тип, марка
Z-TURAN карб. Z-TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
43
Запас топлива, л
265
Дальность хода по шоссе, км
150
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,69

Зриньи-2

 
"Зриньи"II
Год выпуска
1943
Боевая масса, т
21,5
Экипаж, чел.
4
Длина по корпусу, мм
5500
Длина с пушкой вперед, мм
5900
Ширина, мм
2890
Высота, мм
1900
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
75
Борт корпуса
25
Лоб башни (рубки)
13
Крыша и днище корпуса
 
Вооружение
 
Марка пушки
40/43.М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
105/20,5
Боекомплект, выстрелов
52
Число и калибр (в мм) пулеметов
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. Z- TURAN
Мощность двигателя, л.с.
260
Максимальная скорость км/ч
40
Запас топлива, л
445
Дальность хода по шоссе, км
220
Среднее давление на грунт, кг/см2
0,75

Нимрод

 
"Нимрод"
Год выпуска
1940
Боевая масса, т
10,5
Экипаж, чел.
6
Длина по корпусу, мм
5320
Длина с пушкой вперед, мм
 
Ширина, мм
2300
Высота, мм
2300
Бронирование, мм
 
Лоб корпуса
13
Борт корпуса
10
Лоб башни (рубки)
13
Крыша и днище корпуса
6-7
Вооружение
 
Марка пушки
36. М
Калибр в мм/длина ствола в калибрах
40/60
Боекомплект, выстрелов
148
Число и калибр (в мм) пулеметов
Зенитный пулемет
Боекомплект пулеметов, патронов
 
Двигатель, тип, марка
карб. L8V/36
Мощность двигателя, л.с.
155
Максимальная скорость км/ч
60
Запас топлива, л
253
Дальность хода по шоссе, км
250
Среднее давление на грунт, кг/см2
 

44M Zrinyi (Zrinyi I)

Прототип истребителя танков 44M Zrinyi (Zrinyi I)

Была предпринята попытка в феврале 1944 года, доведенная до прототипа, создать противотанковую САУ, по существу истребитель танков - "Зриньи" I, вооруженную 75-мм пушкой длиной ствола 43 калибра. Ее бронебойный снаряд (начальная скорость 770 м/с) пробивал под углом 30° к нормали с расстояния 600 м - 76-мм броню. Дальше прототипа дело не пошло, по-видимому потому, что эта пушка уже оказалась неэффективной против брони тяжелых танков СССР.

Прототип истребителя танков 44M Zrinyi (Zrinyi I)
 
Прототип истребителя танков
44M Zrinyi (Zrinyi I)
Нажмите на изображения для увеличения
 

Боевое применение "Зриньи"

По штатам от 1 октября 1943 года в венгерской армии вводились батальоны штурмовой артиллерии, состоявшие из трех рот по 9 САУ, плюс командирская машина. Таким образом, батальон насчитывал 30 САУ. Первый батальон, названный "Будапештским", был сформирован в апреле 1944 года. Немедленно он был брошен в бой в Восточной Галиции. В августе батальон был выведен в тыл. Потери его, несмотря на ожесточенные бои, были невелики. Зимой 1944-1945 гг батальон сражался в районе Будапешта. В окруженной столице погибла половина его машин.

Были сформированы еще 7 батальонов, носивших номера - 7, 10, 13, 16, 20, 24 и 25.
10-й "Сигетварский" батальон
в сентябре 1944 года успешно участвовал в тяжелых боях в районе Торды. При отходе 13-го сентября пришлось уничтожить все оставшиеся САУ. К началу 1945 г. все оставшиеся "Зриньи" были приданы 20-му "Эгерскому" и 24-му "Кошицкому" батальонам. 20-й, имея в своем составе помимо "Зриньи" - 15 танков-истребителей "Хетцер" (чешского производства), участвовал в боях еще в марте 1945 года. Часть 24-го батальона погибла в Будапеште.

САУ "Зриньи II" (40/43M Zrinyi)
(40/43M Zrinyi)
САУ "Зриньи II"
Нажмите на фото, чтобы увеличить
Последние части, вооруженные "Зриньи", капитулировали на территории Чехословакии.

Уже после войны чехи производили некоторые опыты и одну САУ использовали в качестве учебной еще в начале 50-х годов. Найденный в цехах завода "Ганц" недостроенный экземпляр "Зриньи" использовался в гражданском секторе. Единственный сохранившийся экземпляр "Зриньи" II, имевший собственное имя "Иренке", находится в музее в Кубинке.

"Зриньи" - несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем, оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном, благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия (выдвинутой перед войной немецким генералом Гудерианом) - САУ с полным бронированием. "Зриньи" считается самой удачной венгерской боевой машиной времен второй мировой войны. Они успешно сопровождали атакующую пехоту, но против танков противника действовать не могли. В такой же ситуации немцы перевооружили свои "штурмгешютц" с короткоствольного орудия на длинноствольную пушку, получив таким образом танк-истребитель, хотя прежнее название - штурмовое орудие - за ними сохранилось. Аналогичная попытка венграм не удалась.

Источники:

  • М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
  • И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
  • Dr. Peter Mujzer: The Royal Hungarian Army, 1920-1945.