Венгерское самоходное орудие "Зриньи II" (венг. Zrínyi)
"Зриньи" - венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942-1943 годах на базе танка "Туран", по образцу германских САУ StuG III. В 1943-1944 годах произведено 66 "Зриньи", использовавшихся венгерскими войсками до 1945 года. Есть сведения, что после Второй мировой войны, как минимум одна САУ "Зриньи" использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.
Уточним информацию по названию и модификациям:
• 40/43M Zrinyi (Zrinyi II) - базовая модель, вооруженная 105-мм гаубицей. Выпущено 66 единиц
• 44M Zrinyi (Zrinyi I) - прототип истребителя танков, вооруженного длинноствольной 75-мм пушкой. Выпущен только 1 опытный образец.
САУ "Зриньи II" (40/43M Zrinyi)
|
||
Нажмите на изображения, чтобы увеличить
|
Венгерские конструкторы решили создать свою машину по образцу немецких "штурмгешютц", то есть полностью бронированную. Базой для нее могла быть выбрана только база среднего танка "Туран". Самоходка была названа "Зриньи" в честь национального героя Венгрии Зриньи Миклоша.
Миклош ЗриньиМиклош ЗриньиШирина корпуса была увеличена на 45 см и на нем была сооружена низкая рубка в лобовом листе, в рамке которой была установлена переделанная 105-мм пехотная гаубица 40.М фирмы MAVAG. Горизонтальные углы наводки гаубицы - ±11°, угол возвышения - 25°. Приводы наводки - ручные. Заряжание раздельное. Пулемета САУ не имела.
40/43M Zrinyi (Zrinyi II)
"Зриньи" была наиболее удачной машиной венгерской разработки. И хотя она сохранила следы отсталой технологии - броневые листы корпуса и рубки соединены болтами и заклепками - это была сильная боевая единица.
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть остались такими же, как у базовой машины. С 1944 года "Зриньи" получили навесные бортовые экраны, защищавшие от кумулятивных снарядов. Всего выпущено в 1943 - 44 гг. 66 САУ.
Тактико-технические характеристики некоторых венгерских танков и САУ
Толди-1
"Толди" I
|
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
8,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,62
|
Толди-2
"Толди" II
|
|
Год выпуска |
1941
|
Боевая масса, т |
9,3
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
23-33
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6-10
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
42.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/45
|
Боекомплект, выстрелов |
54
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,68
|
Туран-1
"Туран"I
|
|
Год выпуска |
1942
|
Боевая масса, т |
18,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50(60)
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
50(60)
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/51
|
Боекомплект, выстрелов |
101
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
165
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,61
|
Туран-2
"Туран"II
|
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
19,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2430
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/25
|
Боекомплект, выстрелов |
56
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
1800
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
43
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,69
|
Зриньи-2
"Зриньи"II
|
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
21,5
|
Экипаж, чел. |
4
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
5900
|
Ширина, мм |
2890
|
Высота, мм |
1900
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
75
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
13
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
40/43.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
105/20,5
|
Боекомплект, выстрелов |
52
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
—
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. Z- TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
40
|
Запас топлива, л |
445
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,75
|
Нимрод
"Нимрод"
|
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
10,5
|
Экипаж, чел. |
6
|
Длина по корпусу, мм |
5320
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2300
|
Высота, мм |
2300
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
10
|
Лоб башни (рубки) |
13
|
Крыша и днище корпуса |
6-7
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36. М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/60
|
Боекомплект, выстрелов |
148
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
—
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. L8V/36
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
60
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
250
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
|
Прототип истребителя танков 44M Zrinyi (Zrinyi I)
Была предпринята попытка в феврале 1944 года, доведенная до прототипа, создать противотанковую САУ, по существу истребитель танков - "Зриньи" I, вооруженную 75-мм пушкой длиной ствола 43 калибра. Ее бронебойный снаряд (начальная скорость 770 м/с) пробивал под углом 30° к нормали с расстояния 600 м - 76-мм броню. Дальше прототипа дело не пошло, по-видимому потому, что эта пушка уже оказалась неэффективной против брони тяжелых танков СССР.
Прототип истребителя танков 44M Zrinyi (Zrinyi I)
|
|
Нажмите на изображения для увеличения
|
Боевое применение "Зриньи"
По штатам от 1 октября 1943 года в венгерской армии вводились батальоны штурмовой артиллерии, состоявшие из трех рот по 9 САУ, плюс командирская машина. Таким образом, батальон насчитывал 30 САУ. Первый батальон, названный "Будапештским", был сформирован в апреле 1944 года. Немедленно он был брошен в бой в Восточной Галиции. В августе батальон был выведен в тыл. Потери его, несмотря на ожесточенные бои, были невелики. Зимой 1944-1945 гг батальон сражался в районе Будапешта. В окруженной столице погибла половина его машин.
Были сформированы еще 7 батальонов, носивших номера - 7, 10, 13, 16, 20, 24 и 25.
10-й "Сигетварский" батальон в сентябре 1944 года успешно участвовал в тяжелых боях в районе Торды. При отходе 13-го сентября пришлось уничтожить все оставшиеся САУ. К началу 1945 г. все оставшиеся "Зриньи" были приданы 20-му "Эгерскому" и 24-му "Кошицкому" батальонам. 20-й, имея в своем составе помимо "Зриньи" - 15 танков-истребителей "Хетцер" (чешского производства), участвовал в боях еще в марте 1945 года. Часть 24-го батальона погибла в Будапеште.
САУ "Зриньи II" (40/43M Zrinyi)
|
|
Нажмите на фото, чтобы увеличить
|
Последние части, вооруженные "Зриньи", капитулировали на территории Чехословакии.
Уже после войны чехи производили некоторые опыты и одну САУ использовали в качестве учебной еще в начале 50-х годов. Найденный в цехах завода "Ганц" недостроенный экземпляр "Зриньи" использовался в гражданском секторе. Единственный сохранившийся экземпляр "Зриньи" II, имевший собственное имя "Иренке", находится в музее в Кубинке.
"Зриньи" - несмотря на определенное отставание в решении ряда технических проблем, оказалась весьма удачной боевой машиной, в основном, благодаря самой перспективной идее создания штурмового орудия (выдвинутой перед войной немецким генералом Гудерианом) - САУ с полным бронированием. "Зриньи" считается самой удачной венгерской боевой машиной времен второй мировой войны. Они успешно сопровождали атакующую пехоту, но против танков противника действовать не могли. В такой же ситуации немцы перевооружили свои "штурмгешютц" с короткоствольного орудия на длинноствольную пушку, получив таким образом танк-истребитель, хотя прежнее название - штурмовое орудие - за ними сохранилось. Аналогичная попытка венграм не удалась.
Источники:
- М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
- И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
- Dr. Peter Mujzer: The Royal Hungarian Army, 1920-1945.
< Назад | Вперед > |
---|