Венгерский средний танк 40M Turán I
Лицензия на легкий танк была получена у шведской формы "Ландсверк". Этой же фирме было предложено разработать и средний танк. Фирма с заданием не справилась и в августе 1940 года венгры прекратили с ней всяческие контакты. Пытались найти лицензию и в Германии, для чего туда в апреле 1939 года выезжала венгерская военная делегация. Немцев в декабре даже попросили просто продать 180 средних танков второй мировой войны T-IV за 27 млн. марок, однако, получили отказ даже предоставить хотя бы один танк в качестве образца.
В тот период было выпущено слишком мало танков Pz.Kpfw IV, а война уже шла и впереди предстоял "блицкриг" во Франции. Переговоры с Италией о продаже среднего танка М13/40 затянулись и, хотя в августе 1940 года был готов к отправке опытный образец, венгерское правительство уже приобрело лицензию у чешской фирмы "Шкода". Причем венгерских специалистов на заводы уже оккупированной Чехословакии направили сами немцы. В феврале 1940 года главное командование сухопутных войск вермахта (ОКХ) дало согласие на продажу венграм опытного чешского танка Т-21 и лицензии на его производство.
Средний танк Т-21
"Туран I". История создания.
Еще в 1938 году две чехословацких танкостроительных фирмы - ЧКД в Праге и "Шкода" в Пльзене выступили с проектами среднего танка. Они имели фирменное обозначение V-8-H и S-III соответственно. Военные отдали предпочтение проекту ЧКД, дав будущему танку армейское обозначение LT-39. Конструкторы завода "Шкода" решили все же обойти конкурентов и начали работу над новым средним танком S-IIc, позднее названным Т-21. Он был по существу развитием известного легкого танка 1935 года S-IIa (или LT-35). Венгерские военные познакомились с этой машиной в марте 1939 года, когда оккупировали вместе с немцами Чехословакию. По сговору с германским руководством венграм отдавалась восточная часть страны - Закарпатье. Там и были захвачены два поврежденных танка LT-35. Венграм они очень понравились. А у "Шкоды", теперь работавшей на немцев, нашелся почти завершенный образец сходного с LT-35 (во всяком случае по ходовой части) среднего танка Т-21. В пользу Т-21 высказались специалисты института военной техники (ИВТ). Дирекция "Шкоды" обещала передать венграм опытный образец в начале 1940 года.
Танк LT-35
Венгерское министерство обороны подумывало о закупке у фирмы 180 танков. Но "Шкода" тогда была занята выполнением заказов вермахта, а немцев танк Т-21 совершенно не интересовал. В апреле 1940 года в Пльзень отправилась военная делегация за приемкой образцового экземпляра, который 3 июня 1940 года был вывезен поездом из Пльзеня. 10 июня танк прибыл в Будапешт в распоряжение ИВТ. Его инженеры предпочли вооружить танк венгерской 40-мм пушкой вместо полагавшейся ему 47-мм чешской пушки А11. Венгерская пушка была приспособлена для установки в опытный танк V.4. Испытания Т-21 были завершены 10 июля в присутствии министра обороны генерала Барти.
Было рекомендовано увеличить толщину брони до 35 мм, установить венгерские пулеметы, снабдить танк командирской башенкой и внести ряд мелких усовершенствований. В соответствии с немецкими взглядами в башне танка должно было размещаться три члена экипажа: командир танка (полностью освобожденный от обслуживания пушки для своих прямых обязанностей: выбор и указание цели, радиосвязь, командование), наводчик пушки, заряжающий. Башня чешского танка была рассчитана на два человека. Танк должен был получить карбюраторный восьмицилиндровый двигатель Z-TURAN завода "Манфред Вейсс". 11 июля танк продемонстрировали директорам и представителям заводов, которым предстояло его строить.
Венгерский танк "Туран I"
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения
|
Окончательный лицензионный договор был подписан 7 августа. 28 ноября средний танк 40.М. "Туран" был принят на вооружение. Но еще раньше, 19 сентября министерство обороны выдало четырем заводам заказ на 230 танков с распределением по заводам: "Манфред Вейсс" и MV по 70, MAVAG - 40, "Ганц" - 50.
Тактико-технические характеристики венгерских танков
|
"Толди" I
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
8,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,62
|
|
"Толди" II
|
Год выпуска |
1941
|
Боевая масса, т |
9,3
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
23-33
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6-10
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
42.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/45
|
Боекомплект, выстрелов |
54
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,68
|
|
"Туран"I
|
Год выпуска |
1942
|
Боевая масса, т |
18,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50(60)
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
50(60)
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/51
|
Боекомплект, выстрелов |
101
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
165
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,61
|
|
"Туран"II
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
19,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2430
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/25
|
Боекомплект, выстрелов |
56
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
1800
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
43
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,69
|
|
Т-21
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
16,7
|
Экипаж, чел. |
4
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
5500
|
Ширина, мм |
2350
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
30
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
А-9
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
47
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-7,92
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Шкода" V-8
|
Мощность двигателя, л.с. |
240
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
|
Дальность хода по шоссе, км |
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,58
|
Компоновка танка "Туран I"
Нажмите на изображение, чтобы увеличить
|
|
1 - установка курсового пулемета и оптического прицела; 2 - приборы наблюдения; 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11 - амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм поворота башни; 17 - амбразура пушки.
|
Туран в основном сохранил компоновку Т-21. Изменено было вооружение, боекомплект и его укладка, система охлаждения мотора (как и сам мотор), усилено бронирование, установлены оптические приборы и средства связи. Изменена командирская башенка. Пушка "Турана" 41.М была разработана фирмой MAVAG на основе 37-мм танковой пушки 37.М, предназначенной для танка V.4, венгерской противотанковой пушки (в свою очередь являвшейся переделкой немецкой 37-мм ПТ пушки РАК 35/36) и лицензии "Шкода" на 40-мм танковую пушку А17. Для пушки "Турана" можно было употреблять боеприпасы к 40-мм зенитной пушке "Бофорс". Пулеметы 34./40.А.М. "Гебауэр" фирмы "Данувиа" с воздушным охлаждением ствола ленточного питания помещались в башне и в лобовом листе корпуса. Их стволы защищались толстыми броневыми кожухами. Броневые плиты соединялись заклепками, либо болтами.
Нажмите на фото танка "Туран", чтобы увеличить
|
|
|
Танк "Туран" во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944 год
|
"Туран I" из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года
|
Восьмицилиндровый двигатель для "Турана" выпускал завод "Манфред Вейсс". Он обеспечивал танку вполне приличную скорость и неплохую подвижность. Ходовая часть сохранила особенности далекого "предка" легкого танка S-IIа. Опорные катки сблокированы в тележки по четыре (две пары на своих балансирах) с общей горизонтальной листовой рессорой в качестве упругого элемента. Ведущие колеса - заднего расположения. Механическая коробка передач имела по 6 скоростей (3x2) вперед и назад. КП и одноступенчатый планетарный механизм поворота управлялись с помощью пневматических сервоприводов. Это облегчало усилия водителя и снижало его утомляемость. Имелся и дублированный механический (ручной) привод. Тормоза стояли как на ведущих, так и на направляющих колесах и имели сервоприводы, дублированные механическим приводом.
Танк оснащался шестью призменными (перископическими) приборами наблюдения на крыше башни и командирской башенки и на крыше передней части корпуса (у водителя и пулеметчика). Кроме того, водитель имел еще смотровую щель с триплексом в передней вертикальной стенке, а пулеметчик - оптический прицел, защищенный броневым кожухом. Наводчик пушки располагал небольшим дальномером. Все танки оснащались радиостанциями типа R/5a.
С 1944 года "Тураны" получили 8-мм экраны против кумулятивных снарядов, навешенные с бортов корпуса и башни. Командирский вариант 40.М. "Туран" I Р.К. ценой некоторого уменьшения боекомплекта получил дополнительную приемо-передающую радиостанцию R/4T. Ее антенна устанавливалась на корме башни. Первые танки "Туран" I ушли с завода "Манфред Вейсс" в апреле 1942 года. По май 1944 года было выпущено в общей сложности 285 танков "Туран" I, а именно:
- в 1942 году - 158;
- в 1943 году - 111;
- в 1944 году - 16 танков.
Наибольший месячный выпуск отмечен в июле и сентябре 1942 года - 24 танка. По заводам распределение построенных машин выглядело так: "Манфред Вейсс" - 70, "Мадьяр вагон" - 82, "Ганц" - 74, MAVAG - 59 единиц.
Источники:
- М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
- И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- George Forty. World War Two Tanks;
- Bonhardt Attila-Sárhidai Gyula-Winkler László: A Magyar Királyi Honvédség fegyverzete.
|
|