Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танкостроение в СССР до второй мировой войны


Первые танки СССР

Первые танки СССР

Русский РеноВ экономически развитых странах разного рода трудности преследовали танкостроение, а в России на повестке дня стояли совершенно иные задачи. Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского "Рено" FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО (ныне ЗИЛ), поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж.

Головную машину, получившую имя "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14, все также с именами собственными. "Русский Рено" (танк "М" - малый; или "КС" - "Красное Сормово"), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6 мм, экипаж 2 человека.

 
Танки Т-28, ТГ и танк Гроте

Танки Т-28 и ТГ

Танк В конце 20-х - начале 30-х годов, когда в прессе писали об опасности возрождения германского милитаризма, в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, а советские офицеры, в гражданской одежде, ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. Все делалось очень быстро, так как для этого были все основания.

 
Танкостроение в СССР

Танкостроение в Советском Союзе

танкостроениеПри наличии готовых образцов зарубежной бронетехники и освоив их в производстве, советские специалисты сразу оказались в русле мирового танкостроения, но были вынуждены некоторое время придерживаться двух его направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Это на все предвоенное десятилетие определило характер разработок, но в тоже время именно к его концу наши инженеры научились работать самостоятельно. Впрочем, в самом начале этого пути достаточно робко подходили к тому, чтобы как-то улучшить доставшиеся им машины. Например, на опытный образец танка "Виккерс 6-тонный", известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно "Виккерс" с самыми минимальными переделками.

 
Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2

Танк БТ-ИС на базе БТ-5

Танки СССРСоветские танкисты любили танки БТ в том числе за скорость. Но для военных специалистов важным было и другое качество: потеряв гусеницу, танки продолжали движение на колесах, чего гусеничные машины, разумеется, не могли. Конечно, для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. Кроме того, на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была невелика, особенно вне дорог.

Все это знали, по всей видимости, хорошо понимал молодой танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов. Специального технического образования у него не было, он был изобретателем-самоучкой, что, не помешало ему разработать в 1934 году автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину". Присутствовавший при этом командующий войсками УВО И. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н. Цыганова.

 
"Сталинские оркестры"

Тяжелые и сверхтяжелые танки

Танк КВ-5 "Бегемот"События в Испании заставили руководство страны и конструкторов в очередной раз задуматься об усилении бронирования и вооружения советских танков в преддверии назревавшей войны. Надо заметить, что подобная работа никогда и не прерывалась. Например, одновременно с передачей танка Т-35 в серийное производство был решен и вопрос о его замене еще более мощным и совершенным танком, работы над проектом которого начались в мае-июне 1933 года. Параллельно с разработками отечественных конструкторов рассматривался проект 100-тонного танка ТГ-6 (конструкция Гроте) и 70-тонного танка итальянской фирмы "Ансальдо".

Танк Гроте представлял собой настоящий "крейсер", также имевший 5 башен, из которых главная была вооружена 107-мм орудием, а другие должны были иметь 37/45-мм орудия и пулеметы. Отечественные проекты, разработанные Н. Барыковым и С. Гинзбургом, представляли собой 90-тонные машины, имевшие 50-75-мм броневую защиту. Первый танк по проекту вооружался двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и 5 пулеметами. Второй отличался только вооружением - одно 152-мм, три 45-мм орудия и 4 пулемета, и один огнемет в задней башне. Варианты были признаны удачными, их построили в виде макетов в 1/10 натуральной величины. Но производство одного опытного варианта танка, получившего обозначение Т-39, потребовало бы около 3 миллионов рублей и время около одного года, вследствие чего его отклонили.

 



Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Самоходная установка М18 "Ведьма"
Самоходная установка М18
Самоходная установка М18 Хеллкэт 76мм самоходная пушка M18 "Хеллкет" 76 mm Gun Motor Carriage M18 Hellcat. Самоходная артиллерийская установка выпускалась...
Танк "Леклерк"
Танк
Основной боевой танк Leclerc В конце 70х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы "Наполеон1" и...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту