Tanki X

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
Содержание
Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
БТ-СВ-2 и другие

Танк БТ-ИС на базе БТ-5

Танки СССРСоветские танкисты любили танки БТ в том числе за скорость. Но для военных специалистов важным было и другое качество: потеряв гусеницу, танки продолжали движение на колесах, чего гусеничные машины, разумеется, не могли. Конечно, для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. Кроме того, на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была невелика, особенно вне дорог.

Все это знали, по всей видимости, хорошо понимал молодой танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов. Специального технического образования у него не было, он был изобретателем-самоучкой, что, не помешало ему разработать в 1934 году автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый "колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину". Присутствовавший при этом командующий войсками УВО И. Якир поручил выполнение задания наркома группе инженеров под руководством Н. Цыганова.

Танк СССР

Работая в течение 4 месяцев по 16-18 часов в сутки, они изготовили к апрелю 1935 года чертежи и модель танка БТ в 1/5 натуральной величины с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих и 1 пару управляемых колес. Кому точно принадлежала идея создать такой танк, сейчас уже точно неизвестно. Сам Цыганов искренне считал, что Сталину, поскольку о том, что это его идея, Цыганову с товарищами рассказал товарищ Якир. В своем письме Сталину и Ворошилову инженеры полка вместе с Цыгановым так и рапортовали: Вы, товарищ Сталин, выдвинули идею, Якир нам ее разъяснил, а мы в кратчайшие сроки все сделали, чтобы исполнить свой партийный долг, а танк мы решили назвать БТ-ИС (ИС - Иосиф Сталин).

Советский танк

Танк БТ-5-ИС образца 1936 года

По личному указанию Ворошилова для изготовления БТ-ИС были выделены необходимые средства и место на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове. В июне 1935 года начались испытания нового танка, о которых докладывали лично Ворошилову, распорядившемуся, чтобы в 1936 году было сделано 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5. Затем в июне-марте 1937 году последовал пробег новых танков по маршруту Харьков-Москва, после которых в танк еще раз внесли усовершенствования и передали его для войсковых испытаний. В окончательном виде БТ-ИС представлял собой качественно новую модель танка БТ-5, отличавшуюся от прототипа использованием трех пар ведущих колес для колесного хода. Наличие специального механизма - синхронизатора - уравнивало скорость движения на колесах и гусеницах, в результате чего танк мог продолжать движение, даже потеряв одну из гусениц. Кроме того, 6 ведущих колес позволяли использовать более 75 % массы танка в качестве сцепного веса, что не могло не увеличить его проходимость на колесном ходу.

Советский танк

Советский легкий танк БТ-ИС, 1936 год

Особенностью конструкции был отказ от шестеренчатой передачи с ведущих колес хода на гусеницах на задние опорные катки колесного хода. Теперь вращение на все 3 пары ведущих колес передавалось через систему карданных валов, расположенных в верхней части корпуса. При этом свечная подвеска всех колес типа Кристи на танке сохранилась, но сами свечи с надетыми на них пружинами располагались иначе. Был введен ряд новых механизмов колесного хода, синхронизатор, угловая распределительная коробка, верхние коробки передач, карданные валы, приводы ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора, а также установлен новый кормовой бензобак. Во время испытаний танки БТ-ИС прошли на колесах от 1500 до 2500 км и, несмотря на большую сложность движителя по сравнению с базовым танком БТ-5, показали не только лучшую проходимость, но и живучесть. Они хорошо двигались при потере одной гусеницы, а также одного-двух катков. Конечно, у танка выявились недостатки, связанные в основном с необходимостью подкрепления некоторых тяжелонагруженных деталей, но в целом армейская комиссия пришла к выводу, что на вооружение танк следует принять.

Танк БТ-5-ИС

Танк БТ-5-ИС образца 1938 года

Последовало распоряжение: изготовить в 1937 году установочную серию из 5 машин. На них предполагалось установить бортовую наклонную броню толщиной 6 мм для защиты бортовой передачи и устранить выявленные недостатки, чтобы на следующий год выпустить уже 300 танков БТ-ИС. Крепление гусениц во время колесного хода предусматривалось на откидных бортовых полках. Между тем Цыганов, считая, что дело с танком БТ-ИС уже решено, взялся за разработку танка с улучшенной броневой защитой на базе БТ-7.



 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танкиСодержание
Танковый биатлон

"Случайные" танки сайта

Танк "Леклерк"
Танк
Основной боевой танк Leclerc В конце 70х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы "Наполеон1" и...
Вездеходная боевая машина
Вездеходная боевая машина
Гусеничная вездеходная боевая машина "...Невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага...". Первая мировая война стала внешним фактором который вызвал появление...

Новости


Популярные новости


Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту