War Thunder Авиация, бронетехника и флот: сотни реально существовавших моделей

Информация
Новости сайта pro-tank.ru

FeedBurner

Твиттер - pro-tank.ru

Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2 - БТ-СВ-2 и другие
Содержание
Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
БТ-СВ-2 и другие

Танк БТ-СВ-2

В конце 1937 года была изготовлена новая машина, которую назвали БТ-СВ-2 "Черепаха" (СВ - "Сталин-Ворошилов"). Главное, чем этот танк отличался от всех прочих, стала конструкция его бронекорпуса, листы которого располагались под очень большими углами наклона - 15-58 градусов. Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Подвеска передних опорных катков не изменилась, за исключением того, что ее пружинные рессоры отклонили назад под углом в 38 градусов. Корпус БТ-СВ-2 не имел выступающих деталей, за исключением колпаков пружин вертикальной подвески. Все броневые листы выполнялись съемными и к корпусу крепились на болтах. В целях большей жесткости броневого прикрытия гусениц в его нижней части предусматривались специальные перемычки, по 3 с каждой стороны. Кормовой бензобак БТ-7 на танке убрали, поэтому корма тоже стала наклонной, хотя из-за этого баки пришлось размещать по бортам.

БТ-СВ-2

Советский опытный легкий танк БТ-СВ-2, 1938 г.

Башня танка также не имела кормовой ниши, поэтому радиостанцию из нее перенесли в носовую часть корпуса, где кроме водителя разместили 4-го члена экипажа - радиста. Опытный образец БТ-СВ-2 был сделан из обычной стали толщиной 10-12-мм, а проект реальной боевой машины существовал в двух вариантах. Первый предусматривал использование брони марки ФД толщиной 40-55 мм, защищавшей танк от 45-мм снарядов на любых расстояниях; второй - защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм брони марки "ИЗ".

Танк СССР

Танк БТ-СВ-2

БТ-СВ-2 проходил испытание зимой 1937 - весной 1938 года, во время которых он прошел 2068 км. Отмечалось, что такой принцип бронирования можно считать вполне приемлемым, но ходовая часть серийных БТ-7 при реальном бронировании танка и весе БТ-СВ-2 в 24-25 тонны будет слишком слаба. Предполагалось изготовить образец танка с полноценным бронированием и провести его испытание обстрелом. Однако все работы по этой машине, так же как и по БТ-ИС, были прекращены, поскольку в начале 1938 года Н. Цыганов и вся его группа были арестованы. Еще раньше - в марте 1937 года арестовали большую группу конструкторов на ХПЗ, в частности начальника танкового КБ А.Фирсова.

Танк БТ-СВ-2 "Черепаха"

Схема бронирования танка БТ-СВ-2 "Черепаха"

Другие танки

Вопрос о доведении БТ-7 до уровня БТ-ИС с повестки дня так и не был снят. Пока проводились его испытания, Главное автобронетанковое управление РККА в октябре 1937 года выдало заказ ХПЗ на практически такой же танк БТ-20 - в новом принятом обозначении А-20, который был сделан в металле в 1939 году. Привод колесного хода на нем осуществлялся на 6 колесах, как и у танка БТ-ИС, а верхний лобовой лист располагался под углом наклона 53 градуса. Гусеничный А-20 получил обозначение А-32 и стал прототипом знаменитого танка Т-34, но на нем установили орудие калибром 76,2-мм, более толстую броню и 5 пар опорных катков, диаметр которых по сравнению с танками БТ был увеличен до 400-мм.

Прототип Т-34

Советский опытный танк А-20, 1939 г.

Кроме этих танков в 1932-1938 гг. в СССР разрабатывались и другие машины с колесно-гусеничным движителем. Среди них были сразу два плавающих танка Т-43, которые в 1933-1934 гг. делали на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (№ 185) в Ленинграде и московском заводе № 37. Два плавающих танка по образцу танков БТ-ПТ-1 и ПТ-1А имели скорость на гусеницах: 62, на колесах - 90 и на плаву - 6 км/ч, а ПТ-1А - 10 км/ч. При весе 14,2 и 15,3 тонны их экипаж составлял 4 человека, а вооружение состояло из одной 45-мм пушки и 4 пулеметов, хотя по толщине брони они уступали  БТ. Легкий колесно-гусеничный танк Т-46-1, также изготовленный в 1925 году заводом № 185, получил ведущие колеса спереди и оборудовался синхронизатором хода. Помимо пушки и нескольких пулеметов, включая зенитный, этот танк имел еще и спаренный с орудием пневматический огнемет, запас огнесмеси был на 12 выстрелов. Танк испытали, но на вооружение не приняли.

Советский легкий танк

Легкий танк Т-25

Другой легкий танк Т-25, созданный на Сталинградском тракторном заводе в 1939 году, представлял собой смесь из узлов и деталей танков Т-26 и БТ, но в серию он тоже не пошел, поскольку его скорость на гусеницах составляла всего 28 км/ч. Тогда же, в 1934-1937 гг., была предпринята попытка заменить в производстве гусеничный Т-28 колесно-гусеничным Т-29, отличавшийся от своего прототипа только движителем и трансмиссией.

Советский средний танк

Советский средний колесно-гусеничный танк Т-29, 1939 г.

По проекту ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где работали арестованные конструкторы, первые танки Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены еще в 1934 году, но затем машину несколько лет улучшали, чтобы начать ее серийно выпускать на Кировском заводе в Ленинграде. В 1936 году этот танк приняли на вооружение, в 1937 году изготовили две машины, однако после этого выпускать танк все-таки не стали. При лобовой броне толщиной 30-мм и экипаже из 5 человек масса танка увеличилась до 28,8 т, что оказалось пределом для колесно-гусеничного движителя, хотя и этот танк на колесном ходу имел ведущими 6 катков из 8.

В декабре 1937 году Котин подписал чертежи ходовой части Т-28, переделанной по типу шасси тяжелого танка Т-35, однако тогда решили, что многобашенные танки ни при каком типе подвески нельзя будет защитить достаточно толстой броней, и чем меньше танк будет иметь башен, тем лучше. Каких-либо других отечественных танков на базе БТ создано не было, как не было создано и каких-либо САУ с использованием их ходовой части.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Танки БТ" ("Военный музей");
  • М.Барятинский "Легкий танк БТ-7". (Бронеколлекция 5 - 1996);
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация 4 - 2000).


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки

Информация

Новости

Возглавьте свою армию

Популярные новости

Объявления

Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту