Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2 - БТ-СВ-2 и другие
Содержание
Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2
БТ-СВ-2 и другие

Танк БТ-СВ-2

В конце 1937 года была изготовлена новая машина, которую назвали БТ-СВ-2 "Черепаха" (СВ - "Сталин-Ворошилов"). Главное, чем этот танк отличался от всех прочих, стала конструкция его бронекорпуса, листы которого располагались под очень большими углами наклона - 15-58 градусов. Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Подвеска передних опорных катков не изменилась, за исключением того, что ее пружинные рессоры отклонили назад под углом в 38 градусов. Корпус БТ-СВ-2 не имел выступающих деталей, за исключением колпаков пружин вертикальной подвески. Все броневые листы выполнялись съемными и к корпусу крепились на болтах. В целях большей жесткости броневого прикрытия гусениц в его нижней части предусматривались специальные перемычки, по 3 с каждой стороны. Кормовой бензобак БТ-7 на танке убрали, поэтому корма тоже стала наклонной, хотя из-за этого баки пришлось размещать по бортам.

БТ-СВ-2

Советский опытный легкий танк БТ-СВ-2, 1938 г.

Башня танка также не имела кормовой ниши, поэтому радиостанцию из нее перенесли в носовую часть корпуса, где кроме водителя разместили 4-го члена экипажа - радиста. Опытный образец БТ-СВ-2 был сделан из обычной стали толщиной 10-12-мм, а проект реальной боевой машины существовал в двух вариантах. Первый предусматривал использование брони марки ФД толщиной 40-55 мм, защищавшей танк от 45-мм снарядов на любых расстояниях; второй - защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм брони марки "ИЗ".

Танк СССР

Танк БТ-СВ-2

БТ-СВ-2 проходил испытание зимой 1937 - весной 1938 года, во время которых он прошел 2068 км. Отмечалось, что такой принцип бронирования можно считать вполне приемлемым, но ходовая часть серийных БТ-7 при реальном бронировании танка и весе БТ-СВ-2 в 24-25 тонны будет слишком слаба. Предполагалось изготовить образец танка с полноценным бронированием и провести его испытание обстрелом. Однако все работы по этой машине, так же как и по БТ-ИС, были прекращены, поскольку в начале 1938 года Н. Цыганов и вся его группа были арестованы. Еще раньше - в марте 1937 года арестовали большую группу конструкторов на ХПЗ, в частности начальника танкового КБ А.Фирсова.

Танк БТ-СВ-2 "Черепаха"

Схема бронирования танка БТ-СВ-2 "Черепаха"

Другие танки

Вопрос о доведении БТ-7 до уровня БТ-ИС с повестки дня так и не был снят. Пока проводились его испытания, Главное автобронетанковое управление РККА в октябре 1937 года выдало заказ ХПЗ на практически такой же танк БТ-20 - в новом принятом обозначении А-20, который был сделан в металле в 1939 году. Привод колесного хода на нем осуществлялся на 6 колесах, как и у танка БТ-ИС, а верхний лобовой лист располагался под углом наклона 53 градуса. Гусеничный А-20 получил обозначение А-32 и стал прототипом знаменитого танка Т-34, но на нем установили орудие калибром 76,2-мм, более толстую броню и 5 пар опорных катков, диаметр которых по сравнению с танками БТ был увеличен до 400-мм.

Прототип Т-34

Советский опытный танк А-20, 1939 г.

Кроме этих танков в 1932-1938 гг. в СССР разрабатывались и другие машины с колесно-гусеничным движителем. Среди них были сразу два плавающих танка Т-43, которые в 1933-1934 гг. делали на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (№ 185) в Ленинграде и московском заводе № 37. Два плавающих танка по образцу танков БТ-ПТ-1 и ПТ-1А имели скорость на гусеницах: 62, на колесах - 90 и на плаву - 6 км/ч, а ПТ-1А - 10 км/ч. При весе 14,2 и 15,3 тонны их экипаж составлял 4 человека, а вооружение состояло из одной 45-мм пушки и 4 пулеметов, хотя по толщине брони они уступали  БТ. Легкий колесно-гусеничный танк Т-46-1, также изготовленный в 1925 году заводом № 185, получил ведущие колеса спереди и оборудовался синхронизатором хода. Помимо пушки и нескольких пулеметов, включая зенитный, этот танк имел еще и спаренный с орудием пневматический огнемет, запас огнесмеси был на 12 выстрелов. Танк испытали, но на вооружение не приняли.

Советский легкий танк

Легкий танк Т-25

Другой легкий танк Т-25, созданный на Сталинградском тракторном заводе в 1939 году, представлял собой смесь из узлов и деталей танков Т-26 и БТ, но в серию он тоже не пошел, поскольку его скорость на гусеницах составляла всего 28 км/ч. Тогда же, в 1934-1937 гг., была предпринята попытка заменить в производстве гусеничный Т-28 колесно-гусеничным Т-29, отличавшийся от своего прототипа только движителем и трансмиссией.

Советский средний танк

Советский средний колесно-гусеничный танк Т-29, 1939 г.

По проекту ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где работали арестованные конструкторы, первые танки Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены еще в 1934 году, но затем машину несколько лет улучшали, чтобы начать ее серийно выпускать на Кировском заводе в Ленинграде. В 1936 году этот танк приняли на вооружение, в 1937 году изготовили две машины, однако после этого выпускать танк все-таки не стали. При лобовой броне толщиной 30-мм и экипаже из 5 человек масса танка увеличилась до 28,8 т, что оказалось пределом для колесно-гусеничного движителя, хотя и этот танк на колесном ходу имел ведущими 6 катков из 8.

В декабре 1937 году Котин подписал чертежи ходовой части Т-28, переделанной по типу шасси тяжелого танка Т-35, однако тогда решили, что многобашенные танки ни при каком типе подвески нельзя будет защитить достаточно толстой броней, и чем меньше танк будет иметь башен, тем лучше. Каких-либо других отечественных танков на базе БТ создано не было, как не было создано и каких-либо САУ с использованием их ходовой части.

Источники:

  • В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Танки БТ" ("Военный музей");
  • М.Барятинский "Легкий танк БТ-7". (Бронеколлекция 5 - 1996);
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация 4 - 2000).


 

Мини-навигатор
по сайту
Танки первой мировой
Танки СССР Второй мировой войны Вермахт Танки союзников СССР во Второй мировой войне - США, Англия, Франция, Польша Танки Италии, Японии, Чехословакии
Танки после войны
Танки мира
Про танки



Главная Страница Контактная Информация Поиск по сайту Контактная Информация Поиск по сайту