Танки Т-28 и ТГ
В конце 20-х - начале 30-х годов в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, а советские офицеры ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. В "черную пятницу" 25 октября крах Нью-Йоркской биржи возвестил о начале экономического кризиса. 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского выехала за границу.
Были начаты переговоры в Германии, в результате которых в марте 1930 года в Советский Союз прибыла группа инженеров во главе с Эдвардом Гроте, который должен был возглавить разработку новых перспективных танков для нужд Красной армии.
Танкетка с открытым корпусом.
Контроль за деятельностью группы осуществлял Технический отдел ОГПУ, который в апреле 1930 года выдал Э. Гроте техническое задание на проектирование танка массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20-мм. Вооружение должно было состоять из двух орудий калибра 76 и 37-мм и пяти пулеметов. Остальные параметры (размещение и установка вооружения, боекомплект, запас хода и т. д.) оставили на усмотрение конструктора. Тогда же, в марте 1930 года, комиссия Халепского закупила в Англии 15 танков "Виккерс" Мk.II, несколько танкеток "Карден-Лойд" Мk.VI и танк "Виккерс 6-тонный" вместе с лицензией на их производство. Спустя месяц у Кристи удалось купить два танка Т.3 без башен и вооружения.
Vickers Mk.E mod.B
У нас были танки, отвечающие мировому уровню серийного производства, и были заполнены все ниши и системе танкового вооружения РККА, в соответствии с которой каждая современная армия нуждалась в танках четырех типов. Это были танкетки и "малые" танки, и танки легкие, средние и тяжелые. Последние два образца комиссией Халепского не были куплены. О спешке, в которой новые танки принимались на вооружение, говорит, в том числе, и тот факт, что танкетку "Карден-Лойд" под маркой Т-27 приняли на вооружение еще до появления опытного образца, как и все остальные танки, купленные за границей.
Советский танк Т-28, 1932 г.
Таким образом, 1931 год можно считать первым годом начала массового советского танкостроения: если в 1930-м их было выпущено всего 170 и почти все из них - танки МС-1, то в 1931-м - 740, а в 1932-м - 3121 из них - 1032 танков Т-26, 396 танков БТ-2 и 1693 танкеток Т-27.
Тяжелый танк Т-35, 1936 г.
В СССР был развернут также выпуск средних и тяжелых танков. В 1933 году завод "Красный путиловец" в Ленинграде (с декабря 1934 г. Кировский завод) начал выпускать трехбашенный средний танк Т-28. В следующем году созданный на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова тяжелый пятибашенный танк Т-35 отправили делать на ХПЗ. Теперь в нашей стране уже четыре завода делали танки всех существовавших тогда типов:
- плавающие танки Т-37А,
- легкие танки сопровождения пехоты Т-26,
- легкие колесно-гусеничные танки механизированных соединений БТ,
- средние танки непосредственно поддержки пехоты Т-28,
- тяжелый, дополнительного усиления при прорыве укрепленных рубежей противника танк Т-35.
Дорабатывали эти машины уже советские инженеры.