Первые танки СССР
Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского "Рено" FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя "Борец за свободу тов. Ленин", сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. "Русский Рено" (танк "М" - малый; или "КС" - "Красное Сормово"), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода - 60 км, толщина брони - 8-6 мм, экипаж 2 человека.
На первом танке стояла трофейная французская пушка, но затем добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное производство этих машин в дальнейшем не было развернуто. Кроме экономических проблем, выяснилось, что броня корпуса и башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность недостаточны, скорость на местности мала, а расположение вооружения мешает его применять. В танке было очень душно и жарко, что затрудняло работу экипажа.
Первый советский танк
Первый советский танк "Борец за свободу тов. Ленин", 1919 год.
В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии обороны СССР" от 15 июля 1929 года ставилась задача наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 году ЦК ВКП(б) и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями:
- по численности - не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
- по технике - быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.
Танк "Русский Рено"
Схема внутреннего устройства танка "Русский Рено"
В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитие артиллерийской, бронетанковой и авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия. По указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х годов организуются специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу по созданию новых видов вооружения.
- Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 года учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 года ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам.
- В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата по вопросам моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский.
За первую пятилетку планировалось изготовить 1075 танков. А ведь в это время танковый полк Красной армии полностью состоял из трофейных машин, включая 45 танков "Рикардо", 12 "Тейлор" (английские танки Первой мировой войны Мk.V и Мk.А) и 33 французских "Рено". Разрабатывать танки должна была специальная организация Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБОАТ), которое к этому времени представило проекты танкетки Т-17, легкого танка сопровождения пехоты Т-16 и более тяжелого "маневренного" танка Т-12. Две первые машины должен был выпускать ленинградский завод "Большевик" (бывший Обуховский сталелитейный), а Т-12 - Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) на Украине.
Танк МС-1
Советский танк МС-1, 1929 год.
Т-16 скоро улучшили и переименовали в танк Т-18/МС-1, "малый сопровождения". В 1927-1928 гг. планировалось выпустить 23 танка, на следующий год - еще 110, однако первые 30 машин подготовили лишь к 1 мая 1929 года. Для своего времени это была довольно совершенная машина, сохранявшая, тем не менее множество конструктивных решений, взятых от "Рено", включая хвост для преодоления траншей. Однако наш танк оказался короче и легче (двигатель установлен поперек корпуса в одном блоке с коробкой передач). 37-мм пушка и пулемет размещались под углом друг к другу, и наводить их на цель одновременно было невозможно. С 1930 года танк получил новую башню с кормовой нишей для размещения боеприпасов, модернизированную ходовую часть и более мощный двигатель, что увеличило скорость до 22 км/ч. Всего до конца 1931 года, когда танки МС были сняты с производства, было построено более 900 машин, ставших на первое время основой танкового парка СССР. Достаточно успешно эти машины опробовались во время конфликта на КВЖД - Китайско-Восточной железной дороге, подвергшейся в 1929 году нападению китайских милитаристов. Многие танки вышли из строя из-за технических неполадок, но в целом они показали себя достаточно хорошо. Затем их использовали в качестве учебных, а башни от МС нашли применение в начале Великой Отечественной войны. Их установили на местности как закрытые огневые точки.
Вскоре на ХПЗ начали делать Т-12, который по проекту должен был весить 16 тонн, но в действительности весил 19,5. В экипаже танка было 4 человека, а вооружить его планировали 45-мм пушкой и тремя пулеметами. Танк приняли на вооружение под маркой Т-24 в 1929 году. Особенностью нового танка стало трехъярусное расположение вооружения: пулемет в лобовой части корпуса, 46-мм пушка и два пулемета в основной башне, один под углом к основному вооружению, и четвертый пулемет в маленькой башенке кругового вращения на крыше главной башни. Экипаж танка составлял 5 человек. Боевая масса - 18,5 т, скорость - 22 км/ч, бронирование до 20 мм. Всего было выпущено 25 танков этого типа. Отмечалось, что танк получился сложным и малонадежным.