Техническое творчество, в том числе и в области обороны, показалось многим легким делом. Патентные организации, народные комиссары промышленности и обороны и даже Сталин в большом количестве получали всевозможные предложения с заявками на изобретения по укреплению обороны страны. Во многих заявках шла речь о бронетанковой технике.
Например в 1928 году предложили "Сходукет" ("Скороходовая двухколесная танга") автора В. Лукина, диаметр колес которой предполагался - 12 м. Машина была подробно прорисована, но схема внутреннего устройства, как и расчеты, полностью отсутствовали.
"Сходукет"
"Скороходовая двухколесная танга" В. Лукина.
В 1927 году В. Майер спроектировал "подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль" - два пустотелых цилиндра в рост человека, между которыми должен был сидеть боец, вооруженный пулеметом. Сзади агрегат поддерживали два роликовых катка, а двигал его вперед сам красноармеец, переступая ногами по скобам на внутренней стороне цилиндров.
"Мобильный щит" Майера
Аналогичным образом действовал и сборно-разборный пятиместный "контртанк" Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цеплявшиеся руками за расположенные на его внутренней поверхности скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей "бронебочки" автор считал дешевизну и был уверен, что в бою она не уступит полноценному танку. Однако орудия не были обозначены.
"Контртанк" Ф. Бородавкова
В. Налбандов в 1930 году разработал проект одноместной танкетки, в которой водитель-пулеметчик располагался в лежачем положении. В заявочных материалах имелись расчеты. Но очевидно, что машина высотой всего 70 см не сможет преодолевать значительных вертикальных препятствий, а броня, прикрывающая ходовую часть почти до земли, будет помехой для ее движения; кроме того, одновременно и рулить, и стрелять одному неудобно, но конструктор даже предусмотрел возможность вести огонь по самолетам. Этот проект также был отвергнут.
"Лилипут" В.Налбандова
А. Лисовский и А. Грач придумали бронированные аэросани, причем обе машины напоминали собой панцирь черепахи. И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах на оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, находился в центре корпуса на карданном подвесе, а поворот машины предполагалось изменять путем "перемены центра тяжести". В регистрации изобретения было отказано, поскольку у него, как оказалось, имелся германский аналог, защищенный патентом №159411 еще в 1905 году.
Шар-танк Kugelpanzer
В конце 20-х гг. Ф. Хлыстов изобрел "пеномет" - устройство, залепляющее специальной пеной смотровые приборы неприятельской бронетехники. Еще одно предложение - обстреливать танки баллонами с жидким азотом, который, как предполагалось, испаряясь, создаст вокруг танка газовое облако такой концентрации, что его двигатель захлебнется и перестанет работать.
Но имелись и намного опередившие свое время предложения. Например, прообразом современной встроенной реактивной брони можно считать разработанное в 1929 году А. Новоселовым "автоматическое бронеприкрытие для водителей броневых машин" из проволочного экрана и вертикальной бронезаслонки с приводом от двух соленоидов. При прохождении сквозь экран пуля замыкала тесно натянутые проволочки, на соленоиды поступал электрический ток, и они толкали в них стержни вместе с прикрепленным к ним бронещитком: тот опускался и прикрывал смотровой люк. Изобретатель получил отказ в связи с тем, что его устройство на практике бы постоянно запаздывало: так как даже на расстоянии 2 км от стрелка пуля имеет скорость около 150 м/с, на что и обращалось внимание заявителя в рецензии на его работу.
Разработка одессита Д. Палийчука - не что иное, как газодинамическая, или динамореактивная, броня. В 1927 году для защиты кораблей автор предложил приспособление из шестигранных призм, заполненных взрывчаткой, - подобий "орудийных стволов, производящих в случае попадания газодинамический эффект отражения". Но идея Палийчука была похоронена как "не достигающая цели". Можно отметить, что в годы Великой Отечественной войны в боях за Берлин наши танкисты несли такие потери от огня немецких "фаустников", что вынуждены были наваривать на свои Т-34 кроватные сетки и парковые ограды с решетками. Даже когда в 1982 году израильские танки с динамореактивной броней вошли в Ливан, многие из наших военных выступали против того, чтобы наши танки "обкладывались взрывчаткой".
Были и другие разработки. Я. Циприков предложил снаряд с названием "Оборона СССР". Согласно описанию, который "при вылете из орудия попадает на специальную тележку на колесах и совершает на ней полет к цели, где разъезжает на ней по полю боя, нанося повреждения окопам и проволочным заграждениям, после чего подрывается".
Кроме изобретателей-одиночек, в стране действовали и специфические оборонные организации, которые также постоянно предлагали нечто новое. В 1930 году было создано Особое конструкторско-производственное бюро ВВС РККА, реорганизованное затем в экспериментальный институт, где помимо авиации занимались и танками. Его руководитель - П. Гроховский и его сотрудники разработали проект полностью бронированного мотоцикла на трехколесном шасси, еще одной одноместной танкетки и боевых аэросаней, у которых броня защищала не только корпус с двигателем, но и винт, воздух к которому поступал через жалюзи в крыше. Поскольку легким танкам того времени было трудно соперничать с полевой артиллерией, Гроховский предлагал усилить их вооружение очень мощными в то время безоткатными динамореактивными пушками Л. Курчевского, вплоть до того, чтобы поставить на танк БТ вместо штатной 45-мм пушки 203-мм орудие.
Отобрать наиболее перспективные решения в области техники было очень сложной задачей. В конце 30-х годов журнал "Изобретатель" был закрыт, а многие известные изобретатели арестованы и попали в лагеря. Самого Гроховского в 1937 году сняли с должности начальника Экспериментального института, (который вскоре был закрыт, а через 5 лет отправили в лагерь, где он умер в 1946 году.
То есть все наши танки конца 20-х годов, кроме МС-1, были опытными и не годились для серийного производства. Заводы, готовые к массовому выпуску танков, уже были, но пока не было самих танков, которые годились бы для широкомасштабного серийного производства.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Zaloga, Steven J., James Grandsen. "Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two";
- М. Коломиец, С. Федосеев Легкий танк Рено FT-17. (Фронтовая иллюстрация № 1 /2004);
- М. Н. Свирин, А. А. Бескурников. Первые советские танки;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- David Fletcher. The British Tanks.