Итальянский средний танк М-13/40
Carro Medio M13/40.
Танк М-11/39 имел невысокие боевые качества и неудачное расположение его вооружения в двух ярусах заставили конструкторов фирмы "Ансальдо" срочно разработать машину более совершенной конструкции. Новый танк, получивший обозначение М-13/40, отличался от своего предшественника прежде всего размещением вооружения: 47-мм пушка и спаренный с ней 8-мм пулемет были установлены в башне, а спаренная установка двух 8-мм пулеметов в лобовом листе корпуса, справа от места механика-водителя. Корпус такой же каркасной конструкции, как и М-13/40 был выполнен из броневых листов большей толщины: 30-мм.
Толщина лобовой брони башни была увеличена до 40-мм. Однако броневые листы располагались без рационального наклона, а в броне левого борта был сделан большой люк для входа и выхода экипажа. Эти обстоятельства резко снижали стойкость брони против ударов снарядов. Ходовая часть аналогична М-11/39, однако мощность силовой установки увеличена до 125 л.с. В связи с увеличением боевой массы это не привело к повышению скорости и маневренности танка. В целом боевые качества танка М-13/40 не соответствовали требованиям времени, поэтому вскоре он был заменен в производстве немного отличающимися от него модификациями М-14/41 и М-14/42, но достаточно мощный танк так и не был создан вплоть до капитуляции Италии в 1943 году. М-13/40 и М-14/41 были стандартным вооружением итальянских танковых дивизий. До 1943 года было выпущено (с учетом модификации М-15/42) 1772 машины.
Один из основных образцов вооружения итальянских бронетанковых соединений и частей периода Второй мировой войны. Разработаны фирмой Fiat-Ansaldo в 1939-1940 годах, выпускались большой (по итальянским масштабам) серией. К 1940 году недостатки М11/39 стали очевидны, и было решено существенно доработать первоначальную конструкцию и изменить установку вооружения.
Основное вооружение было усилено до 47-мм (1,85-дм) пушки и перенесено в увеличенную башню, а пулемет перемещен в корпус. Большинство элементов силовой установки и ходовой части М11/39 сохранилось, включая дизельный двигатель, подвеску и опорные катки. Первый заказ на 1900 машин был выдан в 1940 году, а впоследствии увеличен до 1960. Танки М13/40 значительно лучше соответствовал своим задачам, особенно с учетом высоких качеств итальянской 47-мм противотанковой пушки. Она давала высокую точность стрельбы и могла пробивать броню большинства британских танков на расстоянии, превосходящих эффективную дальность стрельбы их 2-фунтовых пушек.
Первые экземпляры были готовы для использования в Северной Африке в декабре 1941 года. Опыт вскоре потребовал "тропического" исполнения фильтров двигателя и других агрегатов. Более поздняя модификация получила двигатель большей мощности и поднятое на единицу обозначение М14/41. Австралийские и британские части нередко использовали трофейные итальянские средние танки - одно время "на британской службе" было более 100 штук. Постепенно производство переключалось на штурмовые орудия "Земовенте" М40 da 75 с установкой 75-мм (2,96-дм) пушек различной длины ствола в низкопрофильной рубке, напоминающей германскую серию Stug III, а также командирские танки Carro Commando. С 1940 по 1942 год изготовлено 1405 линейных и 64 командирских машины.
Средний танк M13/40. Серийные модификации:
- М13/40 (Carro Armato) - первая серийная модель. Корпус и башня клепаные, с рациональными углами наклона. Входной люк на левом борту. Основное вооружение размещено во вращающейся башне. Танки раннего выпуска не имели радиостанции. Изготовлено 710 единиц.М13/40 (Carro Comando) - безбашенный командирский вариант для танковых и самоходно-артиллерийских частей. Курсовой и зенитный 8-мм пулеметы Breda 38. Две радиостанции: RF.1CA и RF.2CA. Изготовлено 30 единиц.
- М14/41 (Carro Armato) - от М13/40 отличался конструкцией воздушных фильтров и улучшенным дизельным двигателем Spa 15ТМ41 мощностью 145 л.с. при 1900 об/мин. Изготовлено 695 единиц.
- М14/41 (Carro Comando) - безбашенный командирский вариант, идентичный по конструкции Carro Comando М13/40. В качестве основного вооружения установлен 13,2-мм пулемет. Изготовлено 34 единицы.
В итальянской армии танки М13/40 и М14/41 применялись на всех театрах военных действий, кроме советско-германского фронта.
В Северной Африке танки М13/40 появились 17 января 1940 года, когда был сформирован 21-ый отдельный батальон двухротного состава. В дальнейшем сформировали еще 14 танковых батальонов, вооруженных машинами этого типа. Часть батальонов имела смешанный состав из М13/40 и М14/41, В ходе боевых действий и подразделения, и боевую технику нередко перебрасывали из соединения в соединение и переподчиняли разным дивизиям и корпусам. На Балканах дислоцировался смешанный полк из батальона М13/40 и бронеавтомобилей АВ 40/41. В составе войск, контролирующих острова Эгейского моря (о. Крит и прилегающий к нему архипелаг), числился смешанный танковый батальон из М13/40 и танкеток L3. На Сардинии находился 16-ый батальон М14/41.
После капитуляции Италии в сентябре 1943 года к германским войскам попало 22 танка М13/40, 1 - М14/41 и 16 командирских машин. Танки, находившиеся на Балканах, немцы включили в состав бронетанкового батальона горной дивизии СС "Принц Евгений", а захваченные в Италии - в 26-ую танковую и 22-ую кавалерийскую дивизии СС "Мария Терезия".
Танки семейства М13/40 и М14/41 были надежными и неприхотливыми машинами, однако их вооружение и бронирование к концу 1942 года не соответствовало уровню развития бронетанковой техники в странах антигитлеровской коалиции.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
14 т
|
Размеры: |
|
длина |
4910 мм
|
ширина |
2200 мм
|
высота |
2370 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1 х 41-мм пушка. 3 х 8-мм пулемета
|
Боекомплект |
-
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
30 мм
|
лоб башни |
40 мм
|
Тип двигателя |
дизельный "Фиат", тип 8Т
|
Максимальная мощность |
125 л.с
|
Максимальная скорость |
30 км/час
|
Запас хода |
200 км
|
Источники:
- М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция, № 4 - 1998);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Cappellano and Battistelli, Italian medium tanks, 1939-1945;
- Nicola Pignato, I mezzi blindo-corazzati italiani 1923-1943.