Итальянский средний танк М-11/39
Fiat M11/39.
Разработан, как танк поддержки пехоты.
Танк М-11/39 разработан фирмой "Ансальдо" и запущен в серийное производство в 1939 году. Он был первым представителем класса "М" - средних машин по итальянской классификации, хотя с точки зрения боевого веса и вооружения этот танк и последовавшие за ним танки М-13/40 и М-14/41 следовало бы считать легкими. В этой машине, как и во многих класса "М", использовался дизельный двигатель, который располагался в задней части. Средняя часть была занята отделением управления и боевым отделением.
Механик-водитель располагался слева, за ним была установлена башня со спаренной установкой из двух 8-мм пулеметов, а в правой части подбашенного пространства была смонтирована 37-мм длинноствольная пушка. В ходовой части использовалось по 8 обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт. Опорные катки были сблокированы попарно в 4 тележки. Кроме того, с каждого борта имелось по 3 поддерживающих катка. На танках использовались металлические мелкозвенчатые гусеницы. Так как вооружение и броневая защита танка М-11/39 были явно недостаточны, эти танки выпускались сравнительно недолго и были заменены в производстве М-13/40 и М-14/41
К 1933 году стало очевидно, что танкетки не являются достаточной заменой устаревших Fiat 3000, в связи с чем было принято решение о разработке нового танка. После экспериментов с тяжелой (12 т.) версией машины на базе CV33, был сделан выбор в пользу легкой версии (8 т). К 1935 году прототип был готов. 37 мм орудие Vickers-Terni L40 располагалось в надстройке корпуса и имело лишь ограниченный траверс (30° по горизонтали и 24° по вертикали). Заряжающий-наводчик располагался в правой части боевого отделения, водитель - слева и чуть сзади, а командир управлял двумя 8-мм пулеметами Breda, установленными в башне. Двигатель (пока еще стандартного образца) через трансмиссию приводил передние ведущие колеса.
Полевые испытания показали, что требуется доработка танкового двигателя и трансмиссии. Также была разработана новая, круглая башня для удешевления и ускорения производства. Наконец, к 1937 году новый танк обозначенный как Carro di rottura (танк прорыва) пошел в серию. Первый (и единственный) заказ составлял 100 единиц. Недостаток сырья задержал производство до 1939 года. В серию танк пошел под обозначением M.11/39, как средний танк весом 11 тонн, и поступил на вооружение в 1939 году. Конечная (серийная) версия была несколько выше и тяжелее (более 10 тонн), и не имела радио, что трудно объяснить, так как прототип танка бортовую радиостанцию имел.
В мае 1940 года танки M.11/39 (24 единицы) были направлены в A.O.I. ("Africa Orientale Italiana"/Итальянская Восточная Африка). Они были сгруппированы в специальные танковые роты М. ("Compagnia speciale carri M."), для усиления итальянских позиций в колонии. После первых боевых столкновений с англичанами, итальянское полевое командование остро нуждалось в новых боевых машинах, так как танкетки CV33 оказались совершенно бесполезными в борьбе с английскими танками. В июле того же года в Бенгази (Bengazi) высадился 4-ый танковый полк, состоящий из 70-ти M.11/39.
Первое боевое применение танков M.11/39 против англичан было вполне успешным: они осуществляли поддержку итальянской пехоты при первом наступлении на Сиди Баррани (Sidi Barrani). Но, также как и у танкеток CV33, у новых танков выявились механические проблемы: в сентябре, когда бронегруппа переформировала 1-ый батальон 4-го танкового полка, оказалось, что в полку из 31 машины осталось на ходу всего 9. Первое же столкновение M.11/39 с английскими танками показало, что они сильно уступают англичанам практически по всем параметрам: по огневой мощи, бронированию, не говоря уже о слабости подвески и трансмиссии.
В декабре 1940 года, когда англичане начали свое наступление, 2-ой батальон (2 роты М.11/39), был внезапно атакован недалеко от Нибейвы (Nibeiwa), и за короткое время потерял 22 своих танка. 1-ый батальон, к тому времени входивший в состав новой Специальной Бронебригады, и имевший в своем составе 1 роту М.11/39 и 2 роты CV33, смог принять лишь незначительное участие в боях, так как большинство его танков находилось на ремонте в Тобруке (Tobruk).
В результате следующего крупного поражения, произошедшего в начале 1941 года, были уничтожены или захвачены противником практически все танки М.11/39. Так как выяснилась очевидная неспособность этих машин обеспечить хоть какое-то прикрытие пехоте, экипажи без раздумий бросали обездвиженные машины. Австралийцы вооружили целый полк трофейными итальянскими М.11/39, но вскоре они были сняты с вооружения в виду полной неспособности этих танков выполнять поставленные боевые задачи. Оставшиеся (всего 6 машин) использовались в Италии в качестве учебных машин, и были окончательно сняты с вооружения после заключения перемирия в сентябре 1943 года.
М.11/39 был разработан, как танк поддержки пехоты. Всего, с 1937 года (когда был выпущен первый прототип) по 1940 год (когда он был заменен более современным М.11/40) было выпущено 92 таких машины. Они использовались как средние танки, для выполнения задач, далеко превосходивших их возможности (недостаточное бронирование, слабое вооружение, опорные катки малого диаметра и узкие траки). В ходе ранних боев в Ливии, они не имели никаких шансов против английских Matilda и Valentine.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
11 т
|
Размеры: |
|
длина |
4750 мм
|
ширина |
2200 мм
|
высота |
2300 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 31-мм пушка 2 х 8-мм пулемета
|
Боекомплект |
-
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
29 мм
|
лоб башни |
14 мм
|
Тип двигателя |
дизельный "Фиат", тип 8Т
|
Максимальная мощность |
105 л.с.
|
Максимальная скорость |
35 км/час
|
Запас хода |
200 км
|
Источники:
- М. Коломиец, И. Мощанский. Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 гг. (Бронеколлекция № 4 - 1998);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Nicola Pignato. Italian Medium Tanks in action;
- Solarz, J., Ledwoch, J.: Czołgi włoskie 1939-1943.