Танки и бронетехника Венгрии Второй мировой войны
Венгерский легкий танк 38.M "Toldi" I
Согласно положения Трианонского мирного договора 1919 года Венгрии, как и Германии, запрещалось иметь бронетанковую технику. Но весной 1920 года из Германии в Венгрию были тайно вывезены 12 танков LKII - Leichte Kampfwagen LK-II. Контрольные комиссии их так и не обнаружили. А в 1928 году венгры открыто купили две английские танкетки "Карден-Лойд" Мк VI, через 3 года - пять итальянских легких танков "Фиат-3000B" (венгерское обозначение 35.М), а спустя еще 3 года - 121 итальянскую танкетку CV3/35 (37. М), заменив итальянские пулеметы 8-мм венгерскими. С 1938 по 1940 год конструктор Н. Штраусслер работал над колесно-гусеничным танком амфибией V4 с боевой массой 11 тонн, однако надежды, возлагавшиеся на танк, не оправдались.
|
Венгерский легкий танк 38.M "Toldi" II
Весной 1941 года был выдан заказ на 200 улучшенных танков, получивших название 38.М "Толди" II. Они отличались от танков "Толди" I накладной броней толщиной 20 мм по всей окружности башни. Такая же 20-мм броня была наложена и на переднюю часть корпуса. Прототип "Толди" II и 68 серийных машин изготовил завод "Ганц", а остальные 42 - MAVAG. Тем самым было построено всего 110 "Толди" II. Первые 4 "Толди" II поступили в войска в мае 1941 году, а последние - летом 1942 года. Танки "Толди" поступили на вооружение первой и второй моторизованных (Мбр) и второй кавалерийских бригад, в каждой по три роты из 18 танков. Они приняли участие в апрельской (1941 год) кампании против Югославии.
|
Венгерский легкий танк 43.M "Toldi" III
В конце 1942 г. фирма "Ганц" предложила новый вариант танка "Толди" с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Заказ был выдан, но решено было сосредоточить усилия промышленности на производстве танка "Туран". Есть сведения, что в 1943 г. было построено всего три танка, получивших обозначение 43.М "Толди" III k.hk, смененное в 1944 г. на Толди" k.hk.C.40. Возможно, в 1944 г. было изготовлено еще 9 этих машин, но не ясно, были ли они укомплектованы полностью.
|
Венгерский средний танк 40M Turán I
Лицензия на легкий танк была получена у шведской формы "Ландсверк". Этой же фирме было предложено разработать и средний танк. Фирма с заданием не справилась и в августе 1940 года венгры прекратили с ней всяческие контакты. Пытались найти лицензию и в Германии, для чего туда в апреле 1939 года выезжала венгерская военная делегация. Немцев в декабре даже попросили просто продать 180 средних танков второй мировой войны T-IV за 27 млн. марок, однако, получили отказ даже предоставить хотя бы один танк в качестве образца.
|
Венгерский средний танк 41M Turán II
В июне 1941 года венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации танка "Туран I". Прежде всего было решено усилить его вооружение, установив на нем 75-мм пушку 41.М длиной 25 калибров завода MAVAG. Это была переделанная полевая 76,5-мм пушка фирмы "Белер". Она имела полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор. Башню под новую пушку пришлось переделать, в частности, увеличив ее высоту на 45 мм. На танк ставили модернизированный пулемет 34./40.А.М. Корпус (все также собранный на заклепках и болтах) и ходовая часть остались без изменений за исключением несколько измененного щитка над смотровой щелью водителя. В связи с некоторым увеличением массы машины, снизилась ее скорость.
|
Венгерский тяжелый танк 44M "Тош" (44M Tas)
Венгерская промышленность, после освоения производство легких и средних танков, почувствовала себя в силах взяться за более серьезную работу - тяжелый танк. Генеральный штаб поддержал эту инициативу и поручил работу институту военной техники, причем было решено конструировать пару: тяжелый танк и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года и за осуществление его в августе взялась фирма "Манфред Вейсс". На изготовление двух машин из неброневой стали было отпущено 3,7 миллионов.
|
Самоходная артиллерийская установка "Зриньи" |
Венгерское самоходное орудие "Зриньи II" (венг. Zrínyi)
"Зриньи" - венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942-1943 годах на базе танка "Туран", по образцу германских САУ StuG III. В 1943-1944 годах произведено 66 "Зриньи", использовавшихся венгерскими войсками до 1945 года. Есть сведения, что после Второй мировой войны, как минимум одна САУ "Зриньи" использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.
|
Зенитная самоходная установка "Нимрод" |
Венгерская ЗСУ 40M "Нимрод" (венг. 40M Nimród)
Еще не ожидая прибытия купленного танка Landsverk L-60B, дирекция завода MAVAG, получившего лицензию на производство танка, заказала в марте 1937 года фирме "Ландсверк АВ" опытный образец противотанковой самоходной установки (истребителя танков). Должна была быть использована база того же L60B. Вооружение САУ должно состоять из 40-мм пушки. Шведы заказ выполнили: в декабре 1938 года САУ без вооружения прибыла в Венгрию. 30 марта с ней ознакомились представители генерального штаба.
|
Венгерский легкий бронеавтомобиль 39M Csaba (40M Csaba)
В 1932 году Венгрия вперые попыталась создать свой бронеавтомобиль. На заводе фирмы "Манфред Вейсс" конструктор Н. Штраусслер построил четырехколесную небронированную машину АС1, которую увезли в Англию, где она получила бронировку. Улучшенная модель АС2 в 1935 году последовала за АС1, отправленная в Англию для оценки. В Англию в 1937 году переехал и сам конструктор. Английская фирма "Олвис" оснастила машину броней и башней, а "Вейсс" изготовил еще два шасси, оставшихся в Венгрии.
|
|
|
|
|