Венгерский легкий бронеавтомобиль 39M Csaba (40M Csaba)
В 1932 году Венгрия вперые попыталась создать свой бронеавтомобиль. На заводе фирмы "Манфред Вейсс" конструктор Н. Штраусслер построил четырехколесную небронированную машину АС1, которую увезли в Англию, где она получила бронировку. Улучшенная модель АС2 в 1935 году последовала за АС1, отправленная в Англию для оценки. В Англию в 1937 году переехал и сам конструктор. Английская фирма "Олвис" оснастила машину броней и башней, а "Вейсс" изготовил еще два шасси, оставшихся в Венгрии.
Конструктор Н. Штраусслер (Miklos Straussler) в 1937 году на заводе "Олвис" (позднее образовалась фирма "Олвис-Штраусслер") построил прототип автомобиля АСЗ.
Николас Штраусслер - (1891, Австрийская империя - 3 июня 1966, Лондон, Великобритания) - венгерский изобретатель. В годы Второй мировой войны работал в Великобритании. Наибольшую известность получил как конструктор военно-инженерной техники. В частности, разработал систему Duplex Drive, применявшуюся во время высадки союзников в Нормандии. Duplex Drive (часто сокращавшееся до DD) название системы для придания плавучести танкам, использовавшейся войсками США, а также отчасти Великобритании и Канады в годы Второй мировой войны.
Автомобили АСЗ заказали Голландия для своих колоний, Португалия и Англия (для службы на Среднем Востоке). "Манфред Вейсс" изготовлял для них все шасси, а "Олвис-Штраусслер":
- броню;
- двигатели;
- коробки передач;
- вооружение.
В 1938 году венгерская фирма стала готовить бронеавтомобиль для армии. В 1939 году испытывался автомобиль АС2 с броней из мягкой стали и с башней и послужил прототипом серийной машины, которую назвали 39.М. "Чабо". К окончательной доработке "Чабо" конструктор Н. Штраусслер уже не имел отношения.
Чабо - сын АтиллыЧабо - сын Атиллы
Бронеавтомобиль 39M Csaba
|
|
Нажмите на бронеавтомобиль "Чабо" для увеличения
|
Заказ на производство 8 учебных (из неброневой стали) и 53 бронированных машин завод "Манфред Вейсс" получил в 1939 году еще до окончания постройки прототипа АСЗ. Производство шло с весны 1940 года до лета 1941 года.
ТТХ венгерских танков и бронетехники
Толди-1
"Толди" I
|
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
8,5
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,62
|
Толди-2
"Толди" II
|
|
Год выпуска |
1941
|
Боевая масса, т |
9,3
|
Экипаж, чел. |
3
|
Длина по корпусу, мм |
4750
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2140
|
Высота, мм |
1870
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
23-33
|
Борт корпуса |
13
|
Лоб башни (рубки) |
13+20
|
Крыша и днище корпуса |
6-10
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
42.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/45
|
Боекомплект, выстрелов |
54
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Бюсинг-Наг" L8V/36TR
|
Мощность двигателя, л.с. |
155
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
253
|
Дальность хода по шоссе, км |
220
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,68
|
Туран-1
"Туран"I
|
|
Год выпуска |
1942
|
Боевая масса, т |
18,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50(60)
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
50(60)
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
40/51
|
Боекомплект, выстрелов |
101
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
47
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
165
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,61
|
Туран-2
"Туран"II
|
|
Год выпуска |
1943
|
Боевая масса, т |
19,2
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2440
|
Высота, мм |
2430
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
50
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
8-25
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
41.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/25
|
Боекомплект, выстрелов |
56
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
1800
|
Двигатель, тип, марка |
Z-TURAN карб. Z-TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
260
|
Максимальная скорость км/ч |
43
|
Запас топлива, л |
265
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,69
|
Чабо
"Чабо"
|
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
5,95
|
Экипаж, чел. |
4
|
Длина по корпусу, мм |
4520
|
Длина с пушкой вперед, мм |
|
Ширина, мм |
2100
|
Высота, мм |
2270
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
13
|
Борт корпуса |
7
|
Лоб башни (рубки) |
100
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
36.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
20/82
|
Боекомплект, выстрелов |
200
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
1-8,0
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
3000
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Форд" G61T
|
Мощность двигателя, л.с. |
87
|
Максимальная скорость км/ч |
65
|
Запас топлива, л |
135
|
Дальность хода по шоссе, км |
150
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
|
Тош
"Тош"
|
|
Год выпуска |
|
Боевая масса, т |
38
|
Экипаж, чел. |
5
|
Длина по корпусу, мм |
6900
|
Длина с пушкой вперед, мм |
9200
|
Ширина, мм |
3500
|
Высота, мм |
3000
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
100-120
|
Борт корпуса |
50
|
Лоб башни (рубки) |
30
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
43.М
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
75/70
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-8
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. Z- TURAN
|
Мощность двигателя, л.с. |
2x260
|
Максимальная скорость км/ч |
45
|
Запас топлива, л |
|
Дальность хода по шоссе, км |
200
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,78
|
Т-21
Т-21
|
|
Год выпуска |
1940
|
Боевая масса, т |
16,7
|
Экипаж, чел. |
4
|
Длина по корпусу, мм |
5500
|
Длина с пушкой вперед, мм |
5500
|
Ширина, мм |
2350
|
Высота, мм |
2390
|
Бронирование, мм |
|
Лоб корпуса |
30
|
Борт корпуса |
25
|
Лоб башни (рубки) |
|
Крыша и днище корпуса |
|
Вооружение |
|
Марка пушки |
А-9
|
Калибр в мм/длина ствола в калибрах |
47
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Число и калибр (в мм) пулеметов |
2-7,92
|
Зенитный пулемет |
—
|
Боекомплект пулеметов, патронов |
|
Двигатель, тип, марка |
карб. "Шкода" V-8
|
Мощность двигателя, л.с. |
240
|
Максимальная скорость км/ч |
50
|
Запас топлива, л |
|
Дальность хода по шоссе, км |
|
Среднее давление на грунт, кг/см2 |
0,58
|
На бронеавтомобиле устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Ford G61T жидкостного охлаждения. Мощность - 90 л.с., рабочий объем 3560 см3. Трансмиссия включала в себя шестискоростную коробку передач и раздаточную коробку. Колесная формула бронеавтомобиля - 4x2 (при движении задним ходом 4x4), размер шин 10,50 - 20, подвеска - на поперечных полуэллиптических рессорах (по две на каждый мост). Силовая установка и ходовая часть обеспечивали "Чабо" достаточно высокую подвижность и проходимость на местности. Максимальная скорость при движении по шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода составлял 150 км при емкости топливных баков 135 л. Боевая масса машины - 5,95 т.
Компоновка бронеавтомобиля "Чабо"
|
1 - 20-мм противотанковое ружье 36М; 2 - прибор наблюдения; 3 - пулемет 31М; 4 - сиденье пулеметчика; 5 - сиденье заднего водителя; 6 - поручневая антенна; 7 - двигатель; 8 - боеукладка; 9 - задний руль; 10 - сиденье переднего механика-водителя; 11 - передний руль
|
Кликните на изображение для увеличения
|
Бронеавтомобиль "Чабо" имел двойное управление. Для движения вперед использовалась задняя пара колес; при заднем ходе (для чего в состав экипажа входил второй водитель) использовались обе.
Вооружался "Чабо" тем же 20-мм ПТР, что и танк "Толди" I и 8-мм пулеметом 34./37.А "Гебауэр" в башне с независимой наводкой. Корпус бронеавтомобиля сварен из броневых листов, расположенных с наклоном.
Экипаж состоял из:
- командир-стрелок,
- пулеметчик,
- передний водитель,
- задний водитель (он же и радист).
Радио получили все машины.
Бронеавтомобиль "Чабо" соответствовал уровню аналогичных машин того времени, обладал неплохой скоростью, однако, имел малый запас хода.
Помимо линейной модификации, выпускался и командирский вариант - 40М, вооруженный только 8-мм пулеметом. Но оснащенный двумя симплексными радиостанциями R/4 и R/5 и рамочной антенной. Боевая масса составила 5,85 т. Командирских машин было изготовлено 30 единиц.
Командирский вариант - 40M Csaba
В виду того, что бронеавтомобиль "Чабо" оказался вполне удовлетворительным, в конце 1941 году последовал заказ на 50 (в 1942 году - выпущено 32, а в следующем - 18), а в январе 1943 году еще на 70 (построено - 12 в 1943 году и 20 в 1944 году). Всего таким образом выпущено 135 БА "Чабо" (30 из них в командирском варианте), все - заводом "Манфред Вейсс".
Командирский бронеавтомобиль 40M Csaba
|
||
Кликните, чтобы увеличить
|
Итак:
- 39M Csaba - базовая модель. Выпущено 105 единиц.
- 40M Csaba - командирский вариант. Вооружение сокращено до одного пулемета, также машина снабжена дополнительными радиостанциями. Выпущено 30 единиц.
В 1943 году "Манфред Вейсс" пытался создать тяжелый БА "Хунор" по образцу немецкой четырехосной БА "Пума", но с венгерским двигателем Z-TURAN. Проект был завершен, но к строительству приступить уже не успели.
Бронеавтомобили "Чабо" в бою
Бронеавтомобили "Чабо" поступили на вооружение в 1-ю и 2-ю мотобригады и 1-ю и 2-ю кавалерийские бригады по одной роте в каждую бригаду. В состав роты входили 10 БА; 1 командирская БА и 2 "железных" учебных. Горнострелковая бригада располагала взводом из 3 "Чабо". Все части кроме 1-й кавбригады приняли участие в "апрельской войне" 1941 году против Югославии.
Апрельская войнаАпрельская войнаЛетом 1941 года на советском фронте воевали 2-я мото- и 1-я кавалерийская бригады и рота "Чабо" 2-й кавбригады (всего 57 БА). В декабре 1941 года, когда эти части вернулись на переформировку и пополнение, в них осталось 17 машин. Опыт боев показал слабость вооружения и уязвимость. Бронеавтомобили "Чабо" могли использовать лишь для разведки. В январе 1943 года на Дону вместе с 1-й кавбригадой погибли все ее 18 "Чабо".
В апреле 1944 года 14 "Чабо" (рота в составе 2-й ТД) ушли на фронт. Однако на этот раз в августе на пополнение дивизия вернулась с 12-ю бронеавтомобилями. Летом 1944 году в армии оставались 48 боеспособных "Чабо". В это время взводы из 4 БА (1 - командирская) входили также в состав четырех пехотных дивизий (ПД). В июне 1944 года рота "Чабо" воевала в Польше в составе 1-й КД и потеряла 8 из 14 машин.
Заводом "Манфред Вейсс" для бронекатеров дунайской флотилии были построены 18 башен "Чабо" с вооружением.
В боях на территории Венгрии, развернувшихся в сентябре, участвовали обе ТД и КД с ротой бронеавтомобилей и девять ПД (по взводу БА в каждой).
Бронеавтомобили "Чабо" воевали до конца войны и ни один из них сегодня не сохранился.
Источники:
- М. Б. Барятинский. Танки Хонведшега. (Бронеколлекция № 3 (60) - 2005);
- И. П. Шмелев. Бронетанковая техника Венгрии (1940-1945);
- J C M Probst. "Hungarian armour during WW2". Airfix Magazine (Sep.-1976);
- Becze, Csaba. Magyar Steel. Mushroom Model Publications. Sandomierz 2006.
< Назад |
---|