Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Самоходные установки "Хо-Ни"

Японские самоходные установки "Хо-Ни"

Самоходная артиллерийская установка Тип 1, "Хо-Ни I"
10-см самоходная пушка Тип 1, "Хо-Ни II"
Самоходная артиллерийская установка Тип 3, "Хо-Ни III"

САУ ХониНачиная с 1942 года, в японские войска начали поступать самоходные установки "Хо-ни", разработанные на базе танка "Чи-Ха".
Это были:
- 75-мм самоходная противотанковая пушка "Хо-ни" I;
- 105-мм самоходная гаубица "Хо-ни" II;
- 77-мм противотанковая пушка "Хо-ни" III;

Во всех этих самоходных установках артиллерийские орудия устанавливались в открытых сверху и сзади, бронированных боевых рубках. Рубки монтировались в средней части корпуса танка вместо его башни. Силовое отделение и ходовая часть при этом оставались неизменными. Самоходные установки "Хо-ни" отличались высокой подвижностью и по боевым характеристикам примерно соответствовали немецким установкам на шасси устаревших танков.

В японской армии самоходные установки "Хо-ни" использовались в основном в бронетанковых соединениях: "Хо-ни" I и "Хо-ни" III - в противотанковых подразделениях, а "Хо-ни" II - в артиллерийских.

«Хо-Ни I»

В 1941 году армейское командование выдало спецификацию на создание самоходной артиллерийской установки, приоритетной задачей которой являлось уничтожение вражеских боевых машин. При проектировании САУ, названной Тип 1 "Хо-Ни" ("артиллерийский четвертый"), за основу была взята ходовая часть среднего танка "Чи-Ха", являвшего лучшей японской машиной данного класса на тот момент.

Type1-HoNi1

В конструкцию шасси каких-либо изменений не вносилось: применительно на один борт оно состояло из 6 обрезиненных опорных катков (два крайних имели индивидуальную пружинную подвеску, четыре средних - подвеску типа Хара, 3 обрезиненных поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 96 одногребневых траков шириной 330-мм и шагом 120-мм.

Type1-HoNi1

Корпус САУ также оставили без изменений, а вот башню пришлось демонтировать, установив на её месте неподвижную бронированную рубку с 75-мм пушкой Тип 90. Снаряд этого орудия массой 5,9-кг имел начальную скорость порядка 590 м/с и мог пробивать вертикальный броневой лист толщиной 100-мм на расстоянии 450 метров, и 75-мм броневой лист на расстоянии до 900 метров. Максимальный угол возвышения составлял 25 градусов, склонения - 6 градусов. Наводка по горизонту была ограничена 20 градусами в обе стороны. С целью улучшения защиты САУ лобовая часть рубки имела дополнительную 16-мм броневую плиту, а для противодействия атакам с воздуха на специальном штыре мог монтироваться 7,7-мм зенитный пулемет, возившийся в укладке. На то время таких показателей вполне хватало для успешного поражения любого вражеского танка, которые в основе своей были американские М3 "Stewart" и M4 "Sherman" ранних серий.

10-см самоходная пушка Тип 1, «Хо-Ни II»

Поступив в производство в 1942 году самоходная установка "Хо-Ни I" стала не самой массовой (до начала 1943 года собрали всего 26 машин), но нашла широкое применение. САУ этого типа активно применяли на тихоокеанских островах, а наиболее крупным сражением стала битва за филиппинский остров Лусон, где "Хо-Ни" использовались в составе 2-го бронеартиллерийского полка. К 6 апреля 1945 года, когда сопротивление японских войск было сломлено, частями 37-й американской пехотной дивизии было захвачено несколько 75-мм САУ в различном техническом состоянии, одна из которых была отправлена в США и впоследствии прошла испытания на Абердинском полигоне. Уцелевшие самоходки летом 1945 года остались в метрополии и предназначались для защиты японских островов - впоследствии они стали трофеями американцев и были отправлены на металлолом.

Тип 3, «Хо-Ни III»

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
14 т
Размеры:  
длина
5580 мм
ширина
2340 мм
высота
2450 мм
Экипаж
4-5 человек
Вооружение
1 х 75-мм пушка
Боекомплект
-
Бронирование:  
лоб корпуса
25 мм
лоб боевой рубки
50 мм
Тип двигателя
дизельный
Максимальная мощность
170 л.с.
Максимальная скорость
40 км/час
Запас хода
200 км

Type3-HoNi3

Источники:

  • С. Федосеев, Бронетанковая техника Японии 1939-1945. (Бронеколлекция № 3);
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;
  • Ledwoch, J., Solarz, J. Czołgi japońskie 1938-1945.