Японский легкий танк "Ха-Го", Тип 95
Ха-го, тип 2595 - Type 95 Ha-Go.
Известно также армейское обозначение - "Ке-Го";
иногда именуется "Мицубиси-95".
Танк разработан в 1935 году специалистами фирмы "Мицубиси" и является дальнейшим развитием семейства танков "Текей" - "Те-Ке". По сравнению с другими образцами танк имеет измененную ходовую часть. Хотя в ней опять используются обычные для данного семейства танков четыре сблокированных попарно опорных катка малого диаметра, направляющие колеса приподняты над землей и не являются более опорными. Место механика-водителя на этом танке размещено справа, а слева установлен 6,5-мм пулемет.
В смонтированной посередине корпуса танка башне установлена 37-мм пушка, наведение которой по вертикали осуществляется вручную, по горизонтали (поворот башни) - с помощью механического привода. В задней части башни установлен еще один 6,5-мм пулемет. Силовая установка танка - шестицилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. - установлен в задней части корпуса. Трансмиссия и ведущие колеса смонтированы в его передней части. Танк имел корпус каркасной конструкции, катаные броневые листы соединялись с помощью болтов и заклепок. Толщина броневых листов составляла 10-12-мм. Такая броня хоть и защищала от огня стрелкового орудия, но пробивалась противотанковыми снарядами любого калибра. Танк выпускался серийно с 1936 по 1943 год. Всего было выпущено около 1300 танков этого типа, которые использовались почти во всех операциях японской армии в Китае и в бассейне Тихого океана.
В 1933 г. после учений опытной смешанной механизированной бригады в Маньчжурии были сформулированы требования к легким машинам, способным вести бой вместе с пехотой, конницей, а также средними танками, сохраняя высокую скорость движения. Прототипы нового легкого танка построил арсенал в Сагами и фирма "Мицубиси Дзюкогио". В 1934 г. прошел испытания танк, созданный "Мицубиси Дзюкогио" с использованием опыта разработки малых боевых машин. Новый танк получил обозначение "Тип 2595" ("95"), но стал известен также как "Ха-Го" ("Третья модель"). Известно также его армейское обозначение "Ке-Го" ("Малая модель"). В нашей литературе одно время он именовался "Мицубиси-95". Хотя танк и был принят японской армией, а специально оборудованный завод "Мицубиси" в 1936 году подготовили к серийному производству, он несколько лет строился небольшими сериями. Массовый выпуск начался только в 1938 г. по окончании активных боевых действий в Китае. Кроме "Мицубиси" его производством занимались "Ниигата Тэкосо", "Кобе Сейкаса", "Дова Джибоса", арсенал Кокура ("Кокура Рикугун Зохейсо").
"Ха-Го" имел компоновку с задним расположением двигателя и передним - элементов трансмиссии. Отделение управления совмещалось с боевым. Впереди справа располагался механик-водитель, слева - пулеметчик. Вогнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх, в ней прорезался смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бокам от него прорезались вертикальные и горизонтальные смотровые щели - таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместной башне. В крыше "купола" башни имелся круглый двухстворчатый люк. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В борту башни и по бокам рубки пулеметчика имелись люки с броневыми заслонками для стрельбы из личного оружия.
Корпус собирался из катанных броневых листов на каркасе с помощью болтов и заклепок. Объем подбашенной коробки был несколько увеличен за счет надгусеничных ниш. Башня - цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с "куполом". Дабы уменьшить поражение экипажа осколками брони и травмы от ударов, с внутренней стороны корпуса крепили асбестовый подбой. В башне устанавливалась 37-мм пушка "Тип 94" с длинной ствола 37 калибров. Как и многие другие танковые пушки тех лет, по стволу и выстрелу она была унифицирована с противотанковой 37-мм "Тип 94" Осакского арсенала. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с пробивал по нормали броню толщиной 35-мм с расстояния 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание относительно башни как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости - поворотом башни осуществлялось грубое наведение, точное - доворотом пушки. В корпусе, в чуть выступающей передней рубке крепился лобовой пулемет в карданной установке с полусферическим щитом. Из-за формы щита и "всенаправленности" установки ее иногда неточно именуют "шаровой".
Сзади вдоль правого борта устанавливался двухтактный дизель, опробованный ранее на среднем "Тип 89 Оцу". От коробки передач по оси шел карданный вал в переднюю часть корпуса. Удельная мощность 16,2 л.с./т обеспечивала машине неплохую подвижность. Выхлопная труба с глушителем выводилась вдоль правого борта. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки. Для доступа к двигателю служил люк в правом борту кормы с откидной крышкой-жалюзи. К бакам вел люк в крыше кормы слева. Для обслуживания бортовых фрикционов и передач в верхнем лобовом листе имелось два люка с откидными крышками.
Ходовая часть выполнена по типу Хара, опорные катки и поддерживающие ролики были обрезинены. Крепление штампованного необрезиненного направляющего колеса включало винтовой механизм регулировки натяжения гусениц. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления была составлена из металлических скелетообразных траков. Трак снабжался центральным гребнем и развитым грунтозацепом. Зацепление траков гусеницы зубьями ведущего колеса производилось за края грунтозацепов. Вынос направляющих и ведущих колес за обводы корпуса увеличивал длину опорной поверхности гусениц.
Для связи с водителем командир имел переговорную трубу ("танкофон"). Средств внешней связи не было, сигналы подавались флажками. На верхнем лобовом листе устанавливались две фары. Танк был прост в изготовлении, освоении и ремонте, чем и понравился японским танкистам. Простота конструкции доходила до примитивности. В 1935 году новые "95" в составе отряда смешанной механизированной бригады приняли участие в учениях в районе Большого Хингана. В результате появилась "маньчжурская" модификация танка с усиленной ходовой частью: на треугольных балансирах между опорными катками поместили дополнительные катки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. "Каточек" принимал на себя часть нагрузки на мягких грунтах, а на твердых смягчал удары.
В 1938 г. "Ха-Го" был перевооружен удлиненной 37-мм пушкой "97" (начальная скорость снаряда 675 м/с), отдельно от пушки, справа сзади в башне был установлен пулемет. В связи с общим изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии танк перевооружили 7,7-мм пулеметами "Тип 97". Танковый "Тип 97" был разработан одновременно с ручным пехотным на базе чешского 2В-26 с автоматикой на основе отвода пороховых газов. Длинна ствола пулемета - 711-мм, общая длина - 1168-мм, масса - 15,4 кг, темп стрельбы - 500 выстр./мин, коробчатый магазин на 30 патронов крепился сверху. Пулемет снабжался регулируемым прикладом с амортизатором, съемным оптическим и механическим секторным прицелами. Для использования его в качестве ручного в танке возились съемные складные сошки.
"Ха-го" стал самым массовым японским танком - до 1943 г. построили 1161 танк. Малые и легкие машины составляли основную массу танкового парка Японии во Второй мировой войне. "Ха-го" неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но на Халхин-Голе летом 1939 года японские танкисты столкнулись с советскими войсками. Бои показали такие их недостатки, как слабая бронезащита, большое "мертвое пространство" при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесенная установка в башне пушки и пулемета сильно затрудняли работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа брызгами металла. Японцы занялись улучшением характеристик легких танков.
Начав в декабре 1941 году войну на Тихом океане, Япония имела по 90 танков в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были "95" ("Ха-Го"). "95" имелись также в отдельных легких танковых ротах и разведротах, придавались и специальным военно-морским десантным отрядам. "95" воевали в Малайе и на Сингапуре, на Гуаме, Тараве, Макине, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии. Японские танкисты в этот период весьма охотно пользовались трофейными американскими М3 "Стюарт". Общая компоновка и ряд конструктивных особенностей "Ха-го" использованы при разработке "Чи-Ха". Шасси "Ха-Го" использовалось для ряда опытных машин, элементы его ходовой части были применены в полугусеничном небронированном транспортере-тягаче "Тип 98".
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
7 т
|
Размеры: | |
длина |
4420 мм
|
ширина |
2100 мм
|
высота |
2200 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка. 2 х 6,5-мм пулемета
|
Боекомплект |
75 снарядов 3300 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
12 мм
|
лоб башни |
12 мм
|
Тип двигателя |
дизельный
|
Максимальная мощность |
110 л.с.
|
Максимальная скорость |
40 км/час
|
Запас хода |
200 км
|
Источники:
- Мощанский И. Б. Легкий танк Ха-Го;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Steven Zaloga, Japanese Tanks 1939-45;
- П. Н. Сергеев. Танки Японии во Второй мировой войне. (Военные машины № 2-4);
- T. Hara. Japanese light tanks, cars and tankettes. — (AFV/Weapons Profiles, 54 - 1973);
- Christopher Foss. Tanks: The 500.
< Назад | Вперед > |
---|