Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танк БТ-5

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

Танк БТ-5Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок, что  свойственно каждой новой машине. Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. По причине  с имевшими место случаями возгорания двигателя в силовом отделении было установлено противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933 году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено 1884 танка этого типа.

Танк БТ-5

При разработке БТ-2 использование 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5

Танк БТ-5

Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель "Либерти", получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор - М-17.

Танк БТ-5

На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть.
 К выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г. Первые 50 танков должны были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под строжайшим контролем.
БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Пушка была создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных испытаний принята к серийному производству.
На первых 230 машинах спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных размеров конструкции Мариупольского завода.

Танк БТ-5

Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.

Танк

В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.

Клепанная и сварная башни танка БТ-5
Башня танка
Сварная башня

Танк БТ-5

Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны, расположенной по периметру башни.

Танк

Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль. Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.

Танки БТ. Тактико-технические характеристики

 
БТ-2
с установкой
ДА-2
БТ-2
(пушечно-
пулеметный)
БТ-5
(1933 г.)
БТ-5
(1934 г.)
Боевая масса, т
10.2
11
11.6
11,9
Экипаж, чел.
2
3
3
3
Длина корпуса, мм
5500
5500
5800
5800
Ширина, мм
2230
2230
2230
2230
Высота, мм
2160
2160
2250
2250
Клиренс, мм
350
350
350
350
Вооружение
Пушка  
37-мм Б-3
45-мм 20к
45-мм 20к
Пулемет
2x7,62 ДТ
7,62 ДТ
7,62ДТ
7.62 ДТ
Боекомплект (с рацией/без рации):
снарядов  
92
105
72/115
патронов
2520
2709
2700
2709
Бронирование, мм:
лоб корпуса
13
13
13
13
борт корпуса
13
13
13
13
корма
13
13
13
лоб башни
13
13
17
15
борт башни
13
13
17
15
корма башни
13
13
17
15
крыша башни
10
10
10
10
Двигатель
"Либерти"
"Либерти"
М-5
М-5
Мощность, л.с.
400
400
365
365
Макс. скорость по шоссе,
на гусеницах/ колесах, км/ч
52/72
52/72
53/72
53/72
Запас хода по шоссе на
гусеницах/ колесах, км
160/200
160/200
150/200
150/200

Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.

Танк БТ-5

До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы.

Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах - 632 исправные машины.
С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

Танк БТ-5

За первые месяцы войны большинство участвовавших в ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны. Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г., и неудачном наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем 1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5 использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны - разгроме Квантунской армии Японии.

Источники:

  • Танк БТ-5. Наставление автобронетанковых сил РККА (1935 года);
  • Максим Коломиец "Танки на Халхин-Голе. Необъявленная война Сталина";
  • Alexander Lüdeke: Beutepanzer der Wehrmacht – Großbritannien, Italien, Sowjetunion und USA 1939-45;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Chamberlain, Peter, and Chris Ellis (1972). Tanks of The World;
  • Легкие танки БТ-2 и БТ-5 [Бронеколлекция 1996-01];
  • Zaloga, Steven J.; James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • БТ-5 [Русские танки №24].