Содержание |
---|
Ранние танки КВ |
1940 |
1941 |
Танки КВ ранних серий
Предсерийные машины и "КВ с малой башней"
В апреле-мае 1940 года Кировский завод продолжал вести работы над опытными KB и машинами установочной партии. Однако в конце мая последовало решение правительства по значительному увеличению объемов производства танков KB, во втором полугодии 1940 года предписывалось изготовить:
|
Для обеспечения подготовки производства возросшего количества танков, в их конструкцию были внесены изменения направленные на повышение технологичности и упрощение их изготовления. Был существенно расширен опытный цех Кировского завода. Нововведения "обкатывались" на следующих машинах У-серии. Так, к июню 1940 года была спроектирована и запущена в серию (начиная с машины У-18) новая "граненая малая башня для 76-мм пушки". По сравнению с выпускавшейся ранее "круглой малой башней", для изготовления которой было необходимо применение мощного прессового оборудования и различных штампов, новая башня была гораздо более простой в производстве. Тогда же отказались и от надгусеничных полок с ящиками "авиационного типа" вызывавшими неудобства в процессе эксплуатации.
Несмотря на интенсивные усилия предпринимаемые конструкторами и производственниками, недостатки присущие KB так и не были полностью преодолены. В результате испытаний, танков У-1, У-21 (с 152 мм гаубицей) и У-7 (с 76 мм пушкой), проведенных в июне-августе на полигоне под Ленинградом, была выявлена неудовлетворительная работа систем охлаждения и питания воздухом, ненадежность трансмиссии, недостаточная прочность траков и опорных катков, а так же большое количество более мелких недостатков. Все это вместе с дополнительными проблемами по организации производства ограничивало на первых порах выпуск танков 5-8 машинами в месяц. Тем не менее, до конца 1940 года Кировскому заводу удалось изготовить 242 тяжелых танков KB (из которых 139 KB-1 и 104 КВ-2), полностью выполнив установленный ему план. Однако, при этом качество танков оставалось невысоким.
Опытный образец У-7, с гнутым броневым листом в кормовой части башни и орудием Л-11
|
На 1 декабря 1940 года в Красной Армии числилось 130 тяжелых танков KB (из них 106 KB-1). В конце 1940 года Комитет Обороны принял решение о производстве в 1941 году 1000 танков КВ, согласно которому их производство разворачивалось и на новых заводах. До июня 1941 года, незадолго до нападения Германии, Кировский завод успел выпустить 370 КВ-1 и 134 КВ-2 (с момента установки в лобовом листе корпуса шаровой пулеметной установки танк "КВ с малой башней" был переименован в танк КВ-1).
До описания различных вариантов серийных танков КВ-1 Вы можете прочитать про заводы, на которых они выпускались, и с которыми было связано само их появление.
Эвакуация на УралЭвакуация на УралКВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ
(сварная башня, пушка Л-11)
Первые серийные танки КВ-1 производство, которых началось с апреля 1940 года, были внешне очень похожи на опытные машины с одной 76 мм пушкой. КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ вооружался 76,2 мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 31 калибр с маской типа "свиное рыло" похожей по форме на "Saukopf-blende" немецких штурмовых орудий Sturmgeschutz, появившихся позже. Очень быстро выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной, к тому же она имела довольно необычную конструкцию - ее ствол был, как бы подвешен под люлькой, что пагубно влияло на точность стрельбы - из нее было почти невозможно попасть двумя снарядами в одно и то же место.
Ранние производственные серии -
КВ-1 проекта 1939 года производства ЛКЗ |
Орудие Л-11, калибра 76,2 мм, опорные катки раннего типа, ранние поддерживающие ролики, ранний корпус со скругленной кормой. Ранние машины имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе отделения управления. |
Башня, устанавливающаяся на опытных машинах с гнутым кормовым броневым листом была заменена другой, из плоских броневых листов, клепано-сварной конструкции, которая имела коробчатую форму. Это существенно облегчило ее производство. Болтовые соединения на бортах башни теперь отсутствовали. Некоторые КВ-1 проекта 1939 г. попали в армейские подразделения уже летом 1940 года, но реально их производство развернулось на ЛКЗ только с октября-декабря 1940 года.
КВ-1 проекта 1939 года ранних выпусков ("КВ с малой башней") имели амбразуру для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса рядом со смотровым люком механика-водителя, на машинах поздних выпусков здесь уже устанавливался 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке. Это нововведение стало стандартом для всех последующих КВ. Машины ранних выпусков имели упрощенную установку пулемета в корме башни, позже здесь была установлено стандартизированное шаровое крепление. Конструкция KB-1 проекта 1939 г. отличалась ясностью форм и довольно высоким качеством обработки деталей, но на изготовление одного танка затрачивалось более 25000 человеко-часов. Двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки, поддерживающие ролики снабжались резиновыми бандажами, что повышало плавность хода. Позднее проблемы с поставками резины и необходимость упрощения конструкции танка привели к тому, что опорные катки и поддерживающие ролики на танках KB-1 проекта 1941 года и более поздних машинах лишились резиновых деталей и начали изготавливаться полностью из стали.
КВ-1 проекта 1939 года ЛКЗ
Принципиальные отличия в конструкции серийных образцов |
|
Ранние производственные серии
|
Поздние производственные серии
|
Ранние: амбразура для стрельбы из личного оружия в лобовом листе корпуса (слева от люка-пробки механика-водителя). Шаровая установка пулемета в корме башни без бронированного фланца. |
Танки КВ-1 проекта 1939 г. строились только на ЛКЗ в Ленинграде.
Имеются фотодокументы, которые показывают, что в начальный период войны на фронт были отправлены даже некоторые из опытных образцов КВ, а также, что на корпуса танков серийного производства устанавливались башни опытных машин. В документации заводов-изгоговителей и Наркомата танковой промышленности, не делалось особого различия между выпускаемыми вариантами КВ-1: все они именовались "КВ с малой башней" или "тяжелый танк КВ".
Только с 1941 года были введены обозначения КВ-1 и КВ-2, однако, опять же без учета серьезных изменений в их конструкции и производстве.
|
Поэтому на нашем сайте pro-tank.ru для дифференциации различных модификаций КВ и их изготовителей приводится год разработки проекта (не запуска в серийное производство) и основной производитель, например ЛКЗ.
Хотя в большинстве доступной литературе по данному предмету часто используется год начала серийного выпуска, но это представляется не совсем верным. К тому же благодаря наличию большого количества различных изготовителей и субподрядчиков, существовало множество "смешанных вариантов" КВ, что было обусловлено фактическим наличием узлов для окончательной сборки танка.
|
< Назад | Вперед > |
---|