Легкий танк М3 "Стюарт"
Light tank M3 Stuart.
Танк был создан в 1940 году на базе так называемого "кавалерийского" М1 и легкого М2А4. Боевая машина имела следующую компоновку: силовое отделение расположено в задней части корпуса, боевое отделение и отделение управления - в средней его части, трансмиссия и ведущие колеса находятся в носовой части. В ходовой части использованы 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт и подрессоренные направляющие колеса. Корпус и башня изготовлены из катаной листовой брони методом сварки и клепки.
Вооружение танка состояло из 37-мм пушки, спаренной с 7,62-мм пулеметом и трех 7,62-мм пулеметов, установленных в носовой части корпуса - двух в бортовых отсеках и одного рядом с водителем. Управление огнем из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, механизмы наводки пушки были механическими. Кроме базовой модели М3, выпускались ее модификации М3А1 и М3А3. Они имели круглые башни без командирской башенки и оснащались системами стабилизации пушки в вертикальной плоскости. На выпущенной в 1942 году последней модификации М3А3 из трех носовых пулеметов сохранен лишь пулемет, установленный рядом с водителем. Корпус этой модификации уже был выполнен с рациональным наклоном броневых листов, при его изготовлении применялась в основном сварка. В машинах всех модификаций устанавливались радиостанции и переговорные устройства. Танки серии М3 использовались в качестве основного вооружения разведывательных подразделений. В 1943 году М3 был заменен в производстве танком М5. Всего было выпущено около 13,5 тысяч танков М3 всех модификаций.
Легкий танк М3 стал развитием М2А4, созданным в Рок-Айлендском арсенале весной 1940 года с учетом опыта, полученного в ходе боевых действий в Европе в кампаниях 1939-40 гг. Основное требование заключалось в увеличении толщины брони, что повлекло за собой усиление подвески. Максимальная толщина брони возросла до 38-мм (51-мм в лобовой части корпуса), исчезли смотровые лючки на бортах башни. Установили направляющее колесо большего диаметра для увеличения длины опорной поверхности. Другие изменения включали удлинение кормовой части корпуса и улучшение бронирования крыши. М3 приняли на вооружение в июле 1940 г., а в производство запустили в марте 1941 г. на фирме "Америкэн Кар энд Фаундри" - сразу после выполнения контракта на М2А4.
Некоторые усовершенствования вносились по ходу производства, первым из них стало введение вместо клепаной башни сварной, разработанной в конце 1940 г. и ставившейся на серийные машины с марта 1941 г. Это изменение снизило вес и устранило опасность поражения экипажа вылетевшими заклепками при попадании снаряда или пули в броню.
В начале 1941 г. установили башню, сваренную из литых деталей одинаковой толщины, близкую к цилиндрической форме, взамен ранее использовавшихся многогранных. Позже такие башни устанавливали на уже выпущенные машины. С середины 1941 г. появился стабилизатор пушки, а в конце года учли британский опыт использования легких танков М3 в боях в пустыне Северной Африки, установили на них два сбрасываемых топливных бака по 25 галлонов. С начала 1942 г. приняли полностью сварной корпус. Для облегчения обслуживания двигателя и снабжения топливом 500 машин выпустили с дизелями "Гайберсон" Т1020 вместо бензиновых "Континенталь". Эти машины иногда называли "М3 (дизельный)". Внешне они были аналогичны стандартным М3.
Удачная машина хорошо подходила для разведки, но не могла служить базой для специальных машин из-за малой массы и недостаточной удельной мощности. В Армии США танк признали устаревшим в июле 1943 г., однако он использовался до конца Второй мировой войны (и после нее) другими армиями, став важным дополнением британским танковым силам в ходе боев в Западной пустыне в 1941-42 гг.
Тактико-технические характеристики танка М3А1
Боевая масса |
12,1т
|
Размеры: | |
длина |
4445 мм
|
ширина |
2465 мм
|
высота |
2490 мм
|
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка М6 5 х 7,62-мм пулеметов
|
Боекомплект |
103 снаряда 14000 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
43 мм
|
лоб башни |
38 мм
|
Тип двигателя |
дизель "Гиберсон" тип Т1020-М
|
Максимальная мощность |
220 л.с.
|
Максимальная скорость |
57 км/час
|
Запас хода |
110 км
|
Модификации танка М3 "Стюарт"
- М3. Первая серийная модель с клепаным корпусом, сначала с клепаной, затем сварной башней и сварным корпусом. Общий выпуск - 5811 машин. Бензиновый двигатель "Континенталь" или дизельный "Гайберсон" (500 машин).
- М3А1. М3 поздних выпусков, но с добавлением гироскопического стабилизатора, приливом башни, без командирской башенки. Общий выпуск - 4621. Бензиновый двигатель "Континенталь" или дизель "Гайберсон" (211 машин). Опытная и первые серийные машины имели клепаный корпус, последующие - полностью сварной. Курсовые пулеметы по бортам сняты.
- М3А2. Обозначение, данное в марте 1942 г. проекту полностью сварной модификации М3А1. Других отличий между клепаными и сварными машинами не было.
- М3А3. Последняя серийная модификация с измененным корпусом, полностью сварная, с увеличенным внутренним объемом. Общий выпуск 3427.
- Командирский танк М3. Войсковые переделки (несколько вариантов) со сварной коробчатой рубкой вместо башни и 12,7-мм пулеметом "Браунинг" на подвижной установке. Использовался старшими офицерами.
- М3 с башней "Макссон". Проект 1942 г. замены стандартной башни легкого танка М3 на башню "Макссон" со счетверенной зенитной установкой пулеметов калибра 12,7-мм. Испытывался, но не был принят, поскольку предпочтение отдали подобной установке на полугусеничном БТР.
- М3 с подрывным зарядом Т2. В 1942 г. делались опыты по установке на М3 противоминного подрывного заряда Т2.
Громоздкая установка, осталась в опытном экземпляре. - М3 или М3А1 с огнеметом "Сэйтен". Самоходный огнемет, разработанный на Гавайях для использования КМП США на тихоокеанском ТВД против японских укреплений. На изъятых из боевых подразделений М3 37-мм пушка заменялась брандспойтом огнемета и ставилось огнеметное оборудование от канадского "Ронсон" с дальностью огне-метания - 40-60 ярдов. Емкость бака составляла 170 л огнесмеси. В конце 1943 г. переделали примерно 20 танков.
- М3А1 с огнеметом Е5К2-М3. Переносной огнемет переделали под шаровую установку вместо лобового пулемета. Бак с огнесмесью емкостью 40 л ставился внутри машины.
- 75-мм самоходная гаубица Т18. В сентябре 1941 г. началась разработка на шасси М3 машины непосредственной огневой поддержки. Она включала качающуюся часть 75-мм гаубицы М1А1, на установке, аналогичной использовавшейся на среднем танке М3. Изготовили два прототипа с рубками из мягкой стали, которые направили для испытаний на Абердинский полигон. Они оказались неудачными из-за высокой рубки и перетяжеленной передней части шасси. Разработку прекратили в апреле 1942 г., предпочтение отдали самоходной гаубице М8.
- 76-мм САУ Т56. В сентябре 1942 г. началась разработка под 76-мм пушку на шасси М3А3. Двигатель сместили в центр корпуса, а в кормовой части установили пушку и броневое прикрытие для расчета. Орудие, однако, оказалось слишком тяжелым для такого шасси, и сильноснижалась проходимость, а защита расчета была слабой.
- 76-мм САУ Т57. Та же Т56, но с заменой двигателя на более мощный "Континенталь" от среднего танка и без броневого прикрытия расчета, чтобы не снижать подвижность и проходимость шасси, как на Т56. Испытания на Абердинском полигоне признали неудачными, и работу над САУ остановили в феврале 1943 г.
Опытные машины М3 "Стюарт"
- М3Е1 представляла собой М3 с дизелем "Камминз" НВ5.
- М3Е2 - опытная машина с двумя двигателями "Кадиллак" и трансмиссией "Гидроматик", установленными потом на М5,
- М3ЕЗ (1941 г.) - та же машина с приливом башни для испытания перед установкой на М3АЗ и М5,
- М3Е4 (1942 г.) - опытная машина с британским комплектом плавучести ОО, аналогичного устанавливавшемуся в Великобритании на легкий танк "Тетрарх".
- М3А3Е1 -опытная машина с автоматической трансмиссией "Спайсер Аутоматик Ток Конвертер". М3А3Е2 - опытная машина с той же трансмиссией, но с более мощным двигателем "Континенталь" Я950.
Легкий танк М3 "Стюарт" на Британской службе
М3 стали первыми американскими танками, в британской армии Второй мировой войны. 84 танка из первой поставки по ленд-лизу в июле 1941 г. направили в 8-ю Армию. К началу операции "Крусэйдер" в ноябре 1941 г. на вооружении было 163 танка. Впоследствии легкие М3 использовались британской армией в Бирме, Великобритании, Европе (с 1944 г.), Италии и Северной Африке. М3 поставлялись и в другие страны, включая Россию, Китай и Францию. В Британии М3 именовался "Генерал Стюарт", чаще просто "Стюарт", известно также прозвище "Хани" ("Голубушка").
Имелись следующие британские обозначения:
- "Стюарт" I. Базовый М3 с двигателем "Континенталь".
- "Стюарт" II. Базовый М3 с дизельным двигателем "Гайберсон". Известен также как "Стюарт Гибрид".
- "Стюарт" III. Базовый М3А1 с двигателем "Континенталь".
- "Стюарт" IV. Базовый М3А1 с дизельным двигателем "Гайберсон". Известен также как "Стюарт Гибрид".
- "Стюарт" V. Базовый М3А3.
В Британии на эти танки по бортам башни устанавливали дымовые гранатометы, добавляя крылья гусениц и бортовые экраны и снимали бортовые курсовые пулеметы на большинстве М3. - "Стюарт Кенгуру". В конце войны изъятые из боевых подразделений машины переделывали в БТР, снимая башни и устанавливая сиденья для десанта.
- "Стюарт Рессе". Машины, подобные "Кенгуру", но без башен и с различным пулеметным вооружением.
- "Стюарт Комманд". "Кенгуру" с дополнительной радиоаппаратурой для использования командирами частей.
На этих машинах встречались различные варианты импровизированных сеток для защиты от ручных гранат. - 18-фунтовое САУ "Стюарт" 5Р. Англичане на Ближнем Востоке изготовили по крайней мере одну САУ, установив на шасси М3 вместо башни устаревшую полевую 83,8-мм пушку. Для уменьшения общей высоты на ней убрали командирскую башенку. Кроме того, установили стабилизатор вооружения, силовой привод поворота башни и прилив башни. Эту машину, получившую обозначение М3А1, запустили в производство на "Америкэн Кар энд Фаундри" в июне 1942 г. вслед за М3, последние из которых построили в августе того же года.
- В дальнейшем М3А1 сняли два курсовых пулемета по бортам, которые имелись на М2А4 и М3. Они управлялись дистанционно механиком-водителем и имели ограниченную эффективность, но занимали много места. Британцы сделали это на многих поставленных им танках М3.
Последней серийной модификацией стал М3А3 с полностью сварным корпусом и увеличенными бортовыми нишами, расширенным вперед и вверх отделением управления. Это позволило увеличить объем топливных баков и боекомплект. Добавили также крылья гусениц и бортовые экраны. М3А3, принятый на вооружение в августе 1942 г., пошел в производство в начале 1943 г.
Источники:
- М. Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг.;
- М. Коломиец, И. Мощанский. Танки ленд-лиза;
- P. Chamberlain, C. Ellis. Tanks of the World 1915-1945;
- М. Барятинский. Легкий танк "Стюарт" (Бронеколлекция, № 3 - 2003);
- S. Zaloga. M3 & M5 Stuart Light Tank 1940-45;
- Wojciech J. Gawrych. Czolg lekki Stuart [Typy Broni i Uzbrojenia 083].
Вперед > |
---|