Американская самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine
3-in. Gun Motor Carriage M10 - самоходная артиллерийская установка (САУ)
GMC M10 или TD (Tank Destroyer - "истребитель танков")
3-in. SP, Wolverine (Вулверин - росомаха).
Самоходная установка выпускалась с 1942 года и поступала прежде всего на вооружение танко-истребительных батальонов ( по 54 самоходные установки в каждом). Она была создана на базе среднего танка М4А2. При этом ходовая часть и силовая установка остались неизменными, а корпус и башня спроектированы заново. Хотя толщина ходовой и бортовой брони осталась практически неизменной по сравнению с базовым шасси, листы брони расположены под углом к вертикали, что повысило их снарядостойкость.
Наклонными выполнены боковые поверхности открытой сверху башни, в которой устанавливалось вооружение самоходной установки - прикрытая броневой маской 76,2-мм пушка М7 с начальной скоростью бронебойного снаряда 792 м/с и зенитный 12,7-мм пулемет. Установленные в башне прицелы позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Скорострельность пушки составляла 76 выстрелов в минуту. На машине монтировались радиостанция и танковое переговорное устройство. Кроме модификации М4А2, для производства самоходных установок "Вульверин" использовалось и шасси танка М4А3. Установки на шасси М4А3 имели обозначения М10А1 и отличались от М10 лишь несколько меньшим весом (28,6 т вместо 29,3 т у М10). Промышленностью в США было выпущено в годы второй мировой войны около 6700 установок М10 и М10А1.
Вслед за удачной установкой на шасси среднего танка 105-мм гаубицы в апреле 1942 г. возникла идея разместить на том же шасси пушку с высокой начальной скоростью снаряда с целью получить САУ для танко-истребительного командования. В машине, получившей обозначение Т35, использовались ранний вариант шасси М4А2, выпускавшегося в то время, открытая сверху башня с небольшим склонением орудия, переделанная из башни тяжелого танка Т1, 76-мм пушка.
Однако комиссия Танко-истребительного командования потребовала уменьшить силуэт машины и установить листы корпуса под большими углами наклона. Усовершенствованный вариант Т35Е1 на шасси М4А2 получил более толстую броню, а коническую башню заменили сварной пятигранной. Машина, принятая на вооружение в июне 1942 г., получила обозначение самоходная пушка М10.
Выпускалась также модификация на шасси М4А3, получившая обозначение самоходная пушка М10А1. Большинство из них осталось в Америке и использовалось для обучения или переделки в бронетягачи М35. Остальные поставлялись по ленд-лизу в Великобританию .
"Гранд Блэнк Арсенал" с сентября 1942 г. по декабрь 1943 г. построил 4993 М10. Фирма "Форд" с октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. выпустила 1038 М10А1, а "Гранд Блэнк" в сентябре-ноябре 1943 г. - 675 М10А1. Однако 300 машин последней партии оснащались новой башней, аналогичной САУ М36 (Т71). Гусеничный бронированный тягач М35. Это была машина М10А1 со снятой башней и установленными компрессором и пневматическими шлангами, предназначенная для буксирования 155-мм и 240-мм артиллерийских орудий. Экипаж (с расчетом) - 6 человек, масса - 55 000 фунт.
Самоходная артиллерийская установка M10 "Вульверин" на Британской службе:
Многие САУ М10 и М10А1 поставили в 1944 г. в Великобританию, где они получили обозначение 3-дюймовая самоходная установка "Вулверайн" ("росомаха"). Они нашли боевое применение в британских частях в Италии и Франции. На большинстве из них с конца 1944 г. 3" пушки заменяли британскими 17-фунтовыми (76-мм) орудиями, имевшими большую бронепробиваемость, нежели 3" М10. В этом новом варианте машина обозначалась как 17-фунтовая самоходная установка "Ахиллес" Мk IС.
Переделанная таким же образом САУ М10А1 обозначалась "Ахиллес" Мk IIC. При такой переделке сохранялась оригинальная маска пушки. САУ "Ахиллес", впервые введенные в дело в небольшом количестве в составе 21 -ой Армейской группы в начале 1945 г., использовались британской армией и после войны. Это была наиболее удачная модификация.Машины, не прошедшие модернизацию, сняв башни, превращались в артиллерийские тягачи, одна из них испытывалась в качестве самоходного плужного минного трала.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
29,3 т
|
Размеры: | |
длина |
6080 мм
|
ширина |
3080 мм
|
высота |
2650 мм
|
Экипаж |
5 человек
|
Вооружение |
1 х 76,2-мм пушка М7 1 х 12,7-мм пулемет
|
Боекомплект | 54 снаряда 350 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
76-51 мм
|
лоб башни | 25 мм |
Тип двигателя | дизельный фирмы "GМС", тип 6046 |
Максимальная мощность |
2х210 л.с. |
Максимальная скорость |
46 км/час
|
Запас хода |
325 км
|
Источники:
- M4 "Шерман" - история создания и применения [Panzer History 13];
- Барятинский М. Б. Средний танк "Шерман". (Бронеколлекция № 1 (22));
- US War Dept (1943 год), FM 18-15 Tank Destroyer Drill 3-inch Gun Motor Carriage M10, 76-mm Gun Motor Carriage;
- M10 3" Gun Motor Carriage [Bellona Military Vehicle Prints 09];
- Chris Henry, Brian Delf, British Anti-tank Artillery 1939-45.
< Назад | Вперед > |
---|