Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Танк A7V - Испытания, производство
Содержание
Танк A7V
Техническое описание
Испытания, производство
Выводы

Испытания, производство, эксплуатация

По аббревиатуре заказчика (сокращенное наименование 7-го отделения Общего управления Военного министерства) танк стал называться A7V. В этом сокращении буква "V" иногда расшифровывалась как "bauartvollmer" ("конструкция Фольмера"). От "500" и далее получили номера шасси, под которыми и числились впоследствии танки. Макет шасси и деревянный макет бронекорпуса был продемонстрирован 16 января 1917 года в Берлин-Мариенфельде. Заказ на постройку 100 шасси Военное министерство подготовило 20 января.

Макет танка

Демонстрация 16.01.1917 года.

Там же 30 апреля продемонстрировали первый прототип танка, состоящий из рабочего шасси и макета бронекорпуса, 14 мая в Майнце его показали Ставке Главного командования, для большего сходства загрузив машину 10-ти тонным балластом. Испытания прототипа танка A7V проходили параллельно с полугусеничным "Мариенваген 11" (на базе шасси которого позже изготавливались самоходные зенитные и противотанковые орудия), а так же фирма "Крупп" представила свой вариант "боевой артиллерийской машины" K.D 1. Однако, по результатам испытаний Главным командованием был выбран A7V.

прототип танка

Демонстрация 30 апреля 1917 года

К 15 июля 1917 года планировалось получить первые 5 готовых A7V, к 1 августа - следующие 5 танков и 40 небронированных шасси, к 1 сентября - последние 49 шасси. Участие французских танков в бою на реке Эн у Шмен-де-Дам 16 апреля 1917 года способствовало ускорению работ по A7V. Проводившиеся весной и летом 1917 года испытания, выявили ряд технических недостатков, исправление которых затянуло работы, к тому же сказывался растущий дефицит материалов. И только к концу октября 1917 года завершили постройку первого серийного танка A7V. Броневой корпус устанавливался на раме сверху и собирался клепкой на стальном каркасе. Было два типа корпуса - производства "Крупп" и "Рехлинг".

Тяжелый танк A7V (корпус фирмы "Крупп")
Тяжелый танк A7V Танк первой мировой войны Тяжелый танк A7V
Нажмите на изображение для увеличения    

Корпус фирмы "Крупп".
Каждый борт корпуса собирался из пяти вертикальных листов, крыша - из четырех продольных и одного поперечного, лобовая и кормовая части - из трех листов каждая. Эти корпуса получили танки № 540, 541, 542, 543 и 544.
Корпуса фирмы "Рехлинг".
Их отличали цельные, из единого листа борта. Их имели танки № 502, 505, 506, 507.
Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям на дальностях от 5 метров, а также осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии. Бронезащита корпуса несколько повышалась наклонной установкой листов и "корабельной" формой лобовой и кормовой части.
Уязвимыми местами были стыки бронелистов (в первую очередь на углах) и как утверждали союзники - сквозь них проникали осколки пуль и свинцовые брызги. В крыше корпуса спереди и сзади имелись большие вентиляционные решетки, служившие частично и для освещения боевого отделения танка. Верхняя рубка собиралась из пяти съемных листов и складывалась при перевозке и на марше. Танк A7V мог перевозиться на стандартной платформе при сложенной верхней рубке. Смотровые лючки по периметру рубки прикрывались складывающимися вверх крышками, позволявшими регулировать высоту открытой щели. В крыше рубки имелся лючок с откидной решетчатой крышкой.

Немецкий танк

Тяжелый танк A7V (корпус фирмы "Рехлинг")

Тяжелый танк A7V
танк A7V
Нажмите для увеличения

Командир танка размещался на верхней площадке слева; справа и чуть позади него находился механик-водитель. Верхняя площадка располагалась на высоте 1,6 м над полом. Два механика располагались на сиденьях спереди и сзади от двигателей и должны были следить за их работой. Наводчики, заряжающие и пулеметчики размещались по периметру корпуса. Откидные двери (в правом борту - впереди, в левом - сзади) служили для посадки и высадки экипажа. Снаружи под дверью находились две узкие ступеньки. Внутри корпуса на верхнюю площадку вели две лестницы (спереди и сзади).

Вооружение

Вооружение танка A7V выбрали не сразу. Но в итоге было решено ограничиться, по примеру англичан, 57-мм орудием. Выбрали 57-мм капонирные пушки Максима-Норденфельдта, захваченные в октябре 1914 года в крепости Антверпен. Пушка имела длину ствола 26 калибров, длину отката 150 мм, наибольшую дальность стрельбы 6400 м. В боекомплект входили 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, бронепробиваемость - 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм на 2000 м.

Вооружение танка

Танки A7V первой постройки отличались и типом установки орудий (кроме корпусов, упомянутых выше).

  • Собранные первыми танки с корпусами "Рехлинг" в передней части имели раму (козлы), на которой крепилась поворотная артиллерийская установка системы Артиллерийской Испытательной комиссии. Широкая маска (щит) пушки качалась в вертикальной плоскости, а небольшой внутренний щиток - в горизонтальной. Установка снабжалась противовесом и двумя маховиками наведения.
  • Танки № 540-544 с корпусами "Крупп" получили тумбовые установки, которые разрабатывались для танка A7VU, но использовались на A7V. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 45° в обе стороны, по вертикали +20°. Наводчик располагался на сиденье, укрепленном на кронштейне тумбы и поворачивавшемся вместе с пушкой. Сиденье опиралось на ролик, перемещавшийся по полу корпуса. Для наводки служил телескопический прицел. Маска состояла из двух частей. Большой щит полуцилиндрической формы соединялся с тумбой и вместе с ней вращался в горизонтальной плоскости, в левой части он имел вертикальную прорезь для прицеливания. В вертикальном вырезе посредине щита имелся щиток, связанный со стволом пушки и перемещавшийся в вертикальной плоскости. Таким образом, наводчик сидел как бы внутри полубашни. Заряжающий размещался справа от него на неподвижном сиденье. Узкое поле зрения прицела и расположение пушки в передней точке приводили к тому, что наводчик терял цель из виду при любом движении танка. Поэтому по обеим сторонам от орудийной амбразуры сделали смотровые лючки с двустворчатыми крышками.
    И все же - танк мог вести прицельный огонь только с места.
Демонстрация MG.08 на танке A7V 542 "Elfriede" 
Демонстрация MG.08 Пулемет MG.08
Нажмите на изображение для увеличения

Стандартные 7,92-мм пулеметы MG.08 (системы Максима) крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета был ±45°. Расчет каждого пулемета состоял из двух человек. Пулеметчики располагались на приклепанных к полу сиденьях с низкой спинкой. Коробка с лентой на 250 патронов крепилась на сиденье стрелка. Танк мог возить с собой 40-60 лент (10-15 тысяч патронов). В бортах корпуса и дверях имелись лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа, которое включало ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и даже один огнемет. Таким образом, экипаж танка вооружался подобно гарнизону форта, но на практике это не вполне соблюдалось (по крайней мере, ни один танк огнемета не получил).
Танк № 501 оказался полностью "симметричным" - вместо артиллерийской установки в его передней части, так же как и в кормовой располагались два пулемета, что обеспечивало действительно круговой обстрел. Позже танк перевооружили 57-мм пушкой на тумбовой установке.

Генератор устанавливался для питания внутреннего и внешнего освещения.
Указатель на цель (средство внутреннего управления) крепился на крыше корпуса над артиллерийской установкой и поворачивался командиром танка с помощью троса. Над правым смотровым лючком перед расчетом орудия располагалась панель с белой и красной лампочками: их сочетания означали команды "Заряжай", "Внимание" и "Огонь". Но как и во всех танках того времени остальному экипажу командир подавал команды криком, перекрывая шум двигателей. Средств внешней связи не было. Был предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Существовал и вариант танка связи, оснащенного радиостанцией, вооруженного только двумя пулеметами, с экипажем 11-13 человек, включая радистов и наблюдателей. Но этот проект так и остался теорией.

A7V

 
A7V
Gewicht (t)
30
Länge (mm)
7.350
Breite
3.050
Höhe
3.300
Bodenfreiheit
200
Motor
Daimler
PS
2x100
Geschw. (km/h)
10
Kraftstoff (1)
500
Fahrbereich (km)
35
Besatzung
18
Bewaffnung
 
Kanone (Kal/Mun)
5,7/180
MG (Anzahl)
6

K-Wagen

 
K-Wagen
Gewicht (t)
150
Länge (mm)
12.700
Breite
6.000
Höhe
3.000
Bodenfreiheit
 
Motor
Daimler
PS
2x650
Geschw. (km/h)
7,5
Kraftstoff (1)
3.000
Fahrbereich (km)
k.A.
Besatzung
22
Bewaffnung
 
Kanone (Kal/Mun)
4x7,7/8000
MG (Anzahl)
7

LK II

 
LK II (Kanone)
Gewicht (t)
8,5
Länge (mm)
5.080
Breite
1.950
Höhe
2.675
Bodenfreiheit
400
Motor
Diverse
PS
40-60
Geschw. (km/h)
14
Kraftstoff (1)
150
Fahrbereich (km)
70
Besatzung
3
Bewaffnung
 
Kanone (Kal/Mun)
3,7/100
MG (Anzahl)
0

Oberschlesien I

 
Oberschlesien I
Gewicht (t)
19
Länge (mm)
6.700
Breite
2.340
Höhe
2.965
Bodenfreiheit
600
Motor
Argus
PS
180
Geschw. (km/h)
16
Kraftstoff (1)
1.000
Fahrbereich (km)
k.A.
Besatzung
5
Bewaffnung
 
Kanone (Kal/Mun)
5,7/k.A.
MG (Anzahl)
2