Содержание |
---|
Танк A7V |
Техническое описание |
Испытания, производство |
Выводы |
Испытания, производство, эксплуатация
По аббревиатуре заказчика (сокращенное наименование 7-го отделения Общего управления Военного министерства) танк стал называться A7V. В этом сокращении буква "V" иногда расшифровывалась как "bauartvollmer" ("конструкция Фольмера"). От "500" и далее получили номера шасси, под которыми и числились впоследствии танки. Макет шасси и деревянный макет бронекорпуса был продемонстрирован 16 января 1917 года в Берлин-Мариенфельде. Заказ на постройку 100 шасси Военное министерство подготовило 20 января.
Демонстрация 16.01.1917 года.
Там же 30 апреля продемонстрировали первый прототип танка, состоящий из рабочего шасси и макета бронекорпуса, 14 мая в Майнце его показали Ставке Главного командования, для большего сходства загрузив машину 10-ти тонным балластом. Испытания прототипа танка A7V проходили параллельно с полугусеничным "Мариенваген 11" (на базе шасси которого позже изготавливались самоходные зенитные и противотанковые орудия), а так же фирма "Крупп" представила свой вариант "боевой артиллерийской машины" K.D 1. Однако, по результатам испытаний Главным командованием был выбран A7V.
Демонстрация 30 апреля 1917 года
К 15 июля 1917 года планировалось получить первые 5 готовых A7V, к 1 августа - следующие 5 танков и 40 небронированных шасси, к 1 сентября - последние 49 шасси. Участие французских танков в бою на реке Эн у Шмен-де-Дам 16 апреля 1917 года способствовало ускорению работ по A7V. Проводившиеся весной и летом 1917 года испытания, выявили ряд технических недостатков, исправление которых затянуло работы, к тому же сказывался растущий дефицит материалов. И только к концу октября 1917 года завершили постройку первого серийного танка A7V. Броневой корпус устанавливался на раме сверху и собирался клепкой на стальном каркасе. Было два типа корпуса - производства "Крупп" и "Рехлинг".
Тяжелый танк A7V (корпус фирмы "Крупп") | ||
Нажмите на изображение для увеличения |
Корпус фирмы "Крупп".
Каждый борт корпуса собирался из пяти вертикальных листов, крыша - из четырех продольных и одного поперечного, лобовая и кормовая части - из трех листов каждая. Эти корпуса получили танки № 540, 541, 542, 543 и 544.
Корпуса фирмы "Рехлинг".
Их отличали цельные, из единого листа борта. Их имели танки № 502, 505, 506, 507.
Толщина и качество брони позволяли противостоять бронебойным винтовочным пулям на дальностях от 5 метров, а также осколочно-фугасным снарядам легкой артиллерии. Бронезащита корпуса несколько повышалась наклонной установкой листов и "корабельной" формой лобовой и кормовой части.
Уязвимыми местами были стыки бронелистов (в первую очередь на углах) и как утверждали союзники - сквозь них проникали осколки пуль и свинцовые брызги. В крыше корпуса спереди и сзади имелись большие вентиляционные решетки, служившие частично и для освещения боевого отделения танка. Верхняя рубка собиралась из пяти съемных листов и складывалась при перевозке и на марше. Танк A7V мог перевозиться на стандартной платформе при сложенной верхней рубке. Смотровые лючки по периметру рубки прикрывались складывающимися вверх крышками, позволявшими регулировать высоту открытой щели. В крыше рубки имелся лючок с откидной решетчатой крышкой.
Тяжелый танк A7V (корпус фирмы "Рехлинг")
Нажмите для увеличения |
Командир танка размещался на верхней площадке слева; справа и чуть позади него находился механик-водитель. Верхняя площадка располагалась на высоте 1,6 м над полом. Два механика располагались на сиденьях спереди и сзади от двигателей и должны были следить за их работой. Наводчики, заряжающие и пулеметчики размещались по периметру корпуса. Откидные двери (в правом борту - впереди, в левом - сзади) служили для посадки и высадки экипажа. Снаружи под дверью находились две узкие ступеньки. Внутри корпуса на верхнюю площадку вели две лестницы (спереди и сзади).
Вооружение
Вооружение танка A7V выбрали не сразу. Но в итоге было решено ограничиться, по примеру англичан, 57-мм орудием. Выбрали 57-мм капонирные пушки Максима-Норденфельдта, захваченные в октябре 1914 года в крепости Антверпен. Пушка имела длину ствола 26 калибров, длину отката 150 мм, наибольшую дальность стрельбы 6400 м. В боекомплект входили 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами, 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, бронепробиваемость - 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм на 2000 м.
Танки A7V первой постройки отличались и типом установки орудий (кроме корпусов, упомянутых выше).
- Собранные первыми танки с корпусами "Рехлинг" в передней части имели раму (козлы), на которой крепилась поворотная артиллерийская установка системы Артиллерийской Испытательной комиссии. Широкая маска (щит) пушки качалась в вертикальной плоскости, а небольшой внутренний щиток - в горизонтальной. Установка снабжалась противовесом и двумя маховиками наведения.
- Танки № 540-544 с корпусами "Крупп" получили тумбовые установки, которые разрабатывались для танка A7VU, но использовались на A7V. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 45° в обе стороны, по вертикали +20°. Наводчик располагался на сиденье, укрепленном на кронштейне тумбы и поворачивавшемся вместе с пушкой. Сиденье опиралось на ролик, перемещавшийся по полу корпуса. Для наводки служил телескопический прицел. Маска состояла из двух частей. Большой щит полуцилиндрической формы соединялся с тумбой и вместе с ней вращался в горизонтальной плоскости, в левой части он имел вертикальную прорезь для прицеливания. В вертикальном вырезе посредине щита имелся щиток, связанный со стволом пушки и перемещавшийся в вертикальной плоскости. Таким образом, наводчик сидел как бы внутри полубашни. Заряжающий размещался справа от него на неподвижном сиденье. Узкое поле зрения прицела и расположение пушки в передней точке приводили к тому, что наводчик терял цель из виду при любом движении танка. Поэтому по обеим сторонам от орудийной амбразуры сделали смотровые лючки с двустворчатыми крышками.
И все же - танк мог вести прицельный огонь только с места.
Демонстрация MG.08 на танке A7V 542 "Elfriede" | |
Нажмите на изображение для увеличения |
Стандартные 7,92-мм пулеметы MG.08 (системы Максима) крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета был ±45°. Расчет каждого пулемета состоял из двух человек. Пулеметчики располагались на приклепанных к полу сиденьях с низкой спинкой. Коробка с лентой на 250 патронов крепилась на сиденье стрелка. Танк мог возить с собой 40-60 лент (10-15 тысяч патронов). В бортах корпуса и дверях имелись лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа, которое включало ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и даже один огнемет. Таким образом, экипаж танка вооружался подобно гарнизону форта, но на практике это не вполне соблюдалось (по крайней мере, ни один танк огнемета не получил).
Танк № 501 оказался полностью "симметричным" - вместо артиллерийской установки в его передней части, так же как и в кормовой располагались два пулемета, что обеспечивало действительно круговой обстрел. Позже танк перевооружили 57-мм пушкой на тумбовой установке.
Генератор устанавливался для питания внутреннего и внешнего освещения.
Указатель на цель (средство внутреннего управления) крепился на крыше корпуса над артиллерийской установкой и поворачивался командиром танка с помощью троса. Над правым смотровым лючком перед расчетом орудия располагалась панель с белой и красной лампочками: их сочетания означали команды "Заряжай", "Внимание" и "Огонь". Но как и во всех танках того времени остальному экипажу командир подавал команды криком, перекрывая шум двигателей. Средств внешней связи не было. Был предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Существовал и вариант танка связи, оснащенного радиостанцией, вооруженного только двумя пулеметами, с экипажем 11-13 человек, включая радистов и наблюдателей. Но этот проект так и остался теорией.
A7V
A7V
|
|
Gewicht (t) |
30
|
Länge (mm) |
7.350
|
Breite |
3.050
|
Höhe |
3.300
|
Bodenfreiheit |
200
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x100
|
Geschw. (km/h) |
10
|
Kraftstoff (1) |
500
|
Fahrbereich (km) |
35
|
Besatzung |
18
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/180
|
MG (Anzahl) |
6
|
K-Wagen
K-Wagen
|
|
Gewicht (t) |
150
|
Länge (mm) |
12.700
|
Breite |
6.000
|
Höhe |
3.000
|
Bodenfreiheit |
|
Motor |
Daimler
|
PS |
2x650
|
Geschw. (km/h) |
7,5
|
Kraftstoff (1) |
3.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
22
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
4x7,7/8000
|
MG (Anzahl) |
7
|
LK II
LK II (Kanone)
|
|
Gewicht (t) |
8,5
|
Länge (mm) |
5.080
|
Breite |
1.950
|
Höhe |
2.675
|
Bodenfreiheit |
400
|
Motor |
Diverse
|
PS |
40-60
|
Geschw. (km/h) |
14
|
Kraftstoff (1) |
150
|
Fahrbereich (km) |
70
|
Besatzung |
3
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
3,7/100
|
MG (Anzahl) |
0
|
Oberschlesien I
Oberschlesien I
|
|
Gewicht (t) |
19
|
Länge (mm) |
6.700
|
Breite |
2.340
|
Höhe |
2.965
|
Bodenfreiheit |
600
|
Motor |
Argus
|
PS |
180
|
Geschw. (km/h) |
16
|
Kraftstoff (1) |
1.000
|
Fahrbereich (km) |
k.A.
|
Besatzung |
5
|
Bewaffnung |
|
Kanone (Kal/Mun) |
5,7/k.A.
|
MG (Anzahl) |
2
|
< Назад | Вперед > |
---|