Основной боевой танк "Чифтен"
Работы по созданию танка "Чифтен" (англ. Chieftain - полководец, вождь) начались в 1956 году. Он предназначался для замены среднего танка "Центурион" и тяжелого танка "Конкэрор". Тактико-технические требования и общая компоновочная схема танка были разработаны в научно-исследовательском центре МУЕЕ. Разработчиком 120-мм нарезной пушки и боеприпасов к ней являлся научно-исследовательский центр в городе Энфилд.В 1959 году появился первый образец танка, изготовленный на государственном заводе в Лидсе и продемонстрированный публике в 1961 году. Опытные образцы в 1962 году прошли войсковые испытания, а в мае 1963 года "Чифтен" был принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство. В 1975 году на вооружение английской армии поступил танк "Чифтен" Мк 5. Все ранее изготовленные и переданные в войска модификации были модернизированы до его уровня и им были присвоены индексы Мк 6, МК 7, Мк 8. Выпуск машин для армии Великобритании завершен в 1979 году.
Конструктивные и компоновочные решения соответствуют существовавшей в 60-е годы в Великобритании концепции, согласно которой огневой мощи и защищенности отдавалось предпочтение перед подвижностью. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45°, 50° или 55°.
При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение "по-походному", при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки сиденья. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50-мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий слева. При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам.
Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730-мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500-мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150-мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 м3 (без топливных баков -5 м3). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 м3, башни - 3,5 м3, а всего танка - 17,1 м3. Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11А5, которая устанавливается в приливе лобовой части башни без броневой маски.
Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, предохраняющим ствол от деформации вследствие неравномерного нагрева или охлаждения. На дульной части ствола смонтировано зеркало встроенной коллимационной системы выверки прицела наводчика. Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления в накатнике. Ствол пушки изготовлен из высококачественной стали, полученной методом электрошлакового переплава. Живучесть ствола составляет около 550 выстрелов. Пушка имеет раздельное картузное заряжание, что позволило установить ее в сравнительно небольшом объеме башни. В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15А4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд 123А1, а также бронебойно-фугасный снаряд 131 и дымовой снаряд 134.
Пороховые заряды содержатся в полностью сгорающих шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала и имеют рубашки со специальной жидкостью, предотвращающей возникновение пожара. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, которые автоматически подаются из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи составляет десять запальных трубок. Заряжание пушки производится вручную с помощью гидромеханического досылателя. В танке предусмотрена возможность дублированного управления огнем от командира. С этой целью во вращающейся командирской башенке устанавливается дневной перископический прицел или ночной электронно-оптический активный прицел с ИК-прожектором. Для удержания цели в поле зрения прицела и удобства наблюдения командирская башенка имеет привод, обеспечивающий ее вращение в направлении, противоположном направлению вращения башни танка.
Крышка люка командирской башенки может фиксироваться в приподнятом положении ("зонтиком"), при котором образуется щель высотой 50-мм для кругового наблюдения. Кроме того, в башенке смонтированы девять дневных перископических приборов наблюдения. Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемета у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулеметом - дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемет, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический прицел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали.
Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК-прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метров. С середины 80-х годов танки "Чифтен" Мк5 оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках "Челленджер" Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22° в секунду. При подготовке данных для стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используется два пулемета калибра 7,62-мм. Один из них спарен с пушкой, а второй - зенитный. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.
Большое внимание уделено броневой защите корпуса и башни, на которую приходится 53 % массы всей машины. Броневой корпус сварен из литых и катанных деталей. Верхняя лобовая деталь корпуса толщиной 120-мм имеет угол наклона 72°. Бортовые листы корпуса толщиной 38-мм наклонены под углом 10°, а кормовой лист толщиной 25,4-мм расположен вертикально. Днище корпуса изготовлено по всей длине из броневых листов толщиной 16-мм. Бортовые противокумулятивные экраны, состоящие из четырех секций из алюминиевого сплава толщиной 13-мм, установлены на расстоянии 800-мм от бортовых листов корпуса. Башня танка изготовлена из литой гомогенной броневой стали. Лобовая часть башни толщиной 195-мм имеет угол наклона 60°.
Узкая амбразура пушки шириной 225 мм уменьшила размеры ослабленной зоны в броневой защите лобовой части. Толщина брони крыши башни составляет 45-мм На каждом борту башни снаружи закреплено по одному шестиствольному 66-мм дымовому гранатомету (ТДА в танке не предусмотрена). На рабочем месте командира установлен индикатор ИК-облучения со световой и звуковой сигнализацией. Рабочие места членов экипажа в башне имеют противоосколочные ограждения. С мая 1988 года на танках "Чифтен" Мк 5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка "Челленджер". ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система ППО с огнетушащим составом "хэлон 12В1", которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении.
Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении. На танке применяется двухтактный 6-цилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения 160 МК 7А фирмы "Лейланд моторе". Он имеет вертикальное расположение цилиндров. В цилиндрах размещены по два встречно движущихся поршня, каждый из которых связан с одним из двух коленчатых валов. Пуск двигателя осуществляется электростартером, в качестве дублирующего способа используется гидростартер, который приводится в действие от вспомогательного двухтактного дизеля мощностью 30 л. с. Этот же двигатель используется и для обеспечения работы генератора при подзарядке аккумуляторных батарей. Двигатель смонтирован в одном блоке с двухпоточной механической трансмиссией ТМ12 "Меррит-Вильсон".Основными элементами трансмиссии являются центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач с тремя степенями свободы, простой цилиндрический дифференциал в дополнительном приводе и два суммирующих планетарных ряда. Переключение передач осуществляется ножной педалью, а поворот танка - с помощью рычагов управления.
Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их системы объединены в силовой блок, замена которого производится за 30 минут. В танке имеется встроенная система диагностики двигателя и трансмиссии. В системе подрессоривания используется пружинно-балансирная подвеска. В одной тележке сблокировано по два опорных катка. На первых тележках каждого борта установлены телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия. Двускатные опорные и поддерживающие катки имеют наружную амортизацию. На танке применяются гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Для танка разработано оборудование для преодоления водных преград по дну. Конструкция ОПВТ требует больших затрат времени на его установку, а также не позволяет немедленно вести боевые действия после преодоления водной преграды, так как приборы стрельбы и наблюдения закрыты чехлом. Для вождения ночью у механика-водителя устанавливается бесподсветочный прибор наблюдения.
На каждом танке имеются навигационная аппаратура. В качестве средств связи используется симплексная УКВ радиостанция УКА/РС-353, работающая в диапазоне 30-76 МГц. Часть машин приспособлена для монтажа бульдозерного оборудования Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600 километров. Производство танков "Чифтен" было организовано на двух танкосборочных заводах - один из них принадлежит фирме "Виккерс" и второй в городе Ньюкасл-на-Тайне (той же фирмы). Комплектующие для танка (пушка, СУО, двигатель, трансмиссия и др.) выпускали десятки других предприятий. На вооружении английской армии состоит 837 танков "Чифтен". В первую очередь эти машины поступили на вооружение английских частей из состава Британской Рейнской армии, дислоцировавшейся в Западной Германии. Кроме того, они поставлялись в Иран, Кувейт и Оман. В 1982 году на государственном танкостроительном заводе в Лидсе был создан опытный образец танка "Чифтен-900", предназначавшегося для продажи другим странам. На нем применено многослойное бронирование корпуса и башни. Боевая масса незначительно возросла по сравнению с танком "Чифтен" МК 12 и составила 56 т. "Чифтен-900" вооружен такой же пушкой, как и танк "Челленджер", а мощность его дизельного двигателя равняется 900 л. с. Экспортный вариант "Чифтен-900" выпущен всего в нескольких опытных экземплярах и в серию не запускался.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Чифтен" Мк З/Мк 12
Боевая масса, т | 54,1/55,5 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм:
|
|
длина с пушкой вперед | 10790 |
ширина | 3327 |
высота | 2400 |
клиренс | 508 |
Броня, мм
|
|
лоб корпуса | 120 |
борт корпуса | 80 |
лоб башни свыше | 150 |
Вооружение:
|
|
Мк 3 120-мм нарезная пушка Мк 12 120-мм нарезная пушка |
|
Боекомплект:
|
|
Мк 3 53 выстрела. 6000 патронов калибра 7,62 м 600 патронов калибра 12,7 мм Мк 12 64 выстрела, 6000 патронов калибра 7,62 м |
|
Двигатель | дизельный, двухтактны 6-цилиндровый, мощность 810 л. с. при 2100 об/мин |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
высота стенки, м | 0,90 |
ширина рва, м | 3,15 |
глубина брода, м | 1,10 |
Модификации и машины, созданные на базе танка Chieftain
- 1965 год: МК 1(40 шт.)- учебный танк с двигателем мощностью 585 л. с.
- 1966 год: МК 2 (532 шт.) - первый серийный танк с двигателем 160МК4 мощностью 650 л. с. и оборудованием для подводного вождения.
- 1969 год: МК 3 (199 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 2: двигатель мощностью 650 л. с. с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.
- 1970 год: МК 3/3 (29 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.
- 1970 год: МК 4 (2 шт.) - опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.
- 1971 год: МК 5 (97 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК 3/3: двигатель 1_60 МК 7А мощностью 720 л. с.; модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозерного отвала.
- 1971 год: МК 5/5Р (785 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК5 с двигателем 160МК8 мощностью 750 л. с. и другими изменениями для поставки в Иран.
- 1971 год: МК 5/5К (165 шт.) - то же, для поставок в Кувейт.
- 1971 год: БРЭМ РУ4202, серийное производство которой началось в 1974 году.
- 1971 год: мостоукладчик РУ 4205, серийное производство которого было организовано в 1975 году
- 1976 год: МК 6, МК 7, МК 8 - модификации танков МК 2, МК 3, МК 3/3 соответственно, модернизированных до уровня МК 5, с двигателем 160 МК 7А мощностью 720 л. с.
- 1981 год: МК 9, МК 10, МК 11, МК 12 - модификации танков МК 6, МК 7, МК 8 и МК 5 соответственно, с новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика.
Источники:
- The Chieftain Tank [Military Vehicles Fotofax];
- Roger Ford, "The World's Great Tanks from 1916 to the present day";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Amercom S.A. "Chieftain MK.V, Velka Britanie 1975";
- М. Барятинский. "Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000";
- М. Никольский. "Основные боевые танки "Чифтен" и "Виккерс". Бронеколлекция";
- Ian Allan Ltd. 1979 "Chieftain [Modern Combat Vehicles №1]";
- Chieftain and Leopard Development [Profile AFV Weapons 18];
- Chieftain main battle tank 1965-2003 [Osprey New Vanguard 080].
< Назад | Вперед > |
---|