Легкий танк Stingray
Таиланд остается единственным оператором танка Stingray.
Несмотря на то, что США обладают довольно мощными и современными тяжелыми танками "Абрамс", перед американской промышленностью был поставлен вопрос о разработке и производстве легкого танка-непосредственной поддержки пехоты, который занял бы промежуточное положение между тяжелыми танками, малопригодными к быстротечным десантным операциям и подвижными, но относительно слабозащищенными бронемашинами. Танк разрабатывался компанией "Кадиллак гейдж текстрон" (Cadillac Gage Textron), как ни странно, в инициативном порядке. Магистральная выработка концепции этого танка началась в январе, а конструкторские работы непосредственно в металле - в сентябре 1983 года. Уже в августе 1984 года был собран первый образец шасси. Опытный образец башни в июне был установлен на шасси танка М551 "Шеридан" для последующих испытаний. В октябре 1984 года новый танк был показан общественности, а к концу 1985 года испытательный пробег танка превысил 5000 км.
В результате этих испытаний в прототип были внесены необходимые изменения в частности в конструкцию ходовой части, системы охлаждения двигателя, а также в оснащение танка приборами наблюдения и стрельбы. В связи с тем, что программа AGS (боевые бронированные системы) потерпела неудачу в конкурсе, легкий танк Stingray стал единственной моделью, которой заинтересовался Таиланд (а не американские ВС). На сегодняшний день Таиланд остается единственным оператором танка Stingray. С декабря 1988 года по начало 1990 года более 100 танков было поставлено в Таиланд. Компоновка боеприпасов такова: все они размещены ниже погона башни, а три готовых к стрельбе выстрела - в лотках вертикально установлены слева от казенной части пушки, еще 5 выстрелов - под гильзоулавливателем; форма лотков позволяет размещать в них боеприпасы всех типов. Стреляные гильзы выбрасываются из специального люка по левую сторону башни. Слева от пушки находится спаренный с ней 7,62-мм пулемет М240 с 400 готовыми к стрельбе патронами. Еще 2000 патронов перевозятся в коробках по 200 шт. Для перезаряжания пулемета заряжающему нужно всего 7 секунд. Вместо пулемета М240 в качестве спаренного может быть установлен 12,7-мм пулемет.
На крыше башни у люка командира по выбору устанавливается 7,62-мм или 12,7-мм зенитный пулемет. В первом случае боекомплект состоит из 200, во втором - из 100 патронов. Комбинированный дневной/ночной прицел М36Е1 наводчика установлен прямо в крыше башни. По желанию заказчика он может быть заменен комбинированным дневным/ночным прицелом М36Е1 31РЕ, включающем лазерный дальномер или тепловизор. У командира имеется дневной/ночной прицел МV-52 и 7 призм для кругового обзора, у заряжающего - один прибор наблюдения. Система управления огнем разработана фирмой "Кадиллак гейдж", имеющей большой опыт создания и производства таких систем. Вести прицельный огонь могут наводчик и командир. Приводы электрогидравлические, с ручным дублированием. Углы наведения по вертикали составляют от -7,5° до +20°, по горизонту -360°. По желанию заказчика может устанавливаться двухплоскостной стабилизатор вооружения. В машине реализованы многочисленные защитные устройства, направленные на повышение ее живучести. Так в боевых условиях по бокам и позади сиденья водителя может устанавливаться дополнительная противоосколочная защита, топливная система общей вместимостью 757 литров, изолированая от обитаемых отделений и моторно-трансмиссионного отсека непроницаемой перегородкой.
Танк выполнен по традиционной компоновочной схеме - с экипажем 4 человека и кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Бронирована эта боевая машина относительно тяжелых американских танков довольно слабо броня-противопульная и противоосколочная, однако рассматривается вопрос об установке на этот танк динамической защиты, для повышения ее живучести. Регулируемое сиденье водителя размещено посередине передней части корпуса. Крышка его люка фиксируется в закрытом и открытом положениях. Перед люком установлено три перископических прибора, обеспечивающих хорошие условия наблюдения в секторе 120°. Центральный прибор может заменяться пассивным прибором ночного видения. Обычно водитель занимает свое место через люки башни, своим люком он может пользоваться только при крайних левом и правом положениях пушки (повороте башни). По каждую сторону от сиденья водителя расположены укладки для выстрелов к пушке. Боевое отделение танка размещено стандартно для многих современных боевых машин - посередине. Трехместная башня унифицирована фирмой "Кадиллак гейдж" так, чтобы она могла использоваться не только на танке "Стингрей", но и на боевой колесной машине V-600 (6x6), танке М41, и любых других шасси массой более 13т. Кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения обусловливает компоновку ходовой части -заднее положение ведущих, и переднее направляющих колес.
Для облегчения доступа в моторно-трансмиссионный отсек задняя стенка корпуса сделана откидывающейся. В боевом отделении установлена 105-мм пушка с дульным тормозом и увеличенной длиной отката. Стандартная 105-мм пушка усовершенствована путем изменения эжекционной продувки ствола, конструкции люльки и использования новых противооткатных устройств. Ее боекомплект составляют 32 выстрела, система охлаждения моторно-трансмиссионного блока выполнена таким образом, чтобы максимально снизить видимость танка в инфракрасных лучах. В случае применения противником ядерного оружия экипаж может использовать стандартные вентилируемые маски М13А1 для защиты от него. Развитая система противопожарного оборудования имеет в моторно-трансмиссионном отсеке проводной датчик, а в обитаемых отделениях оптические датчики, обеспечивающие ее быстрое автоматическое срабатывание.
По желанию заказчика на танк монтируется термодымовая аппаратура. Кроме того машина окрашена стойкой к химическому воздействию краской. В моторно-трансмиссионном отсеке танка "Стингрей" поперечно расположен дизель 8V-92ТА фирмы "Детройт дизель" мощностью 535 л. с. он связан с автоматической трансмиссией ХОТ-411-2А "Аллисон", которая ранее использовалась на значительно более тяжелых машинах, в частности на самоходных артиллерийских машинах М107, М108, М109 и других. Она содержит гидротрансформатор ( с коэффициентом преобразования 2,4 ) и блокировочным фрикционом, механическую коробку передач, механизм поворота дифференциального типа с управляющими фрикционами и тормозами, а также разработанные специально для танка "Стингрей" бортовые редукторы. Для охлаждения моторно-трансмиссионного блока используются три осевых вентилятора, водяные и масляные радиаторы систем двигателя и трансмиссии обеспечивают возможность длительной работы при температуре окружающего воздуха +50°С.
Охлаждающий воздух в моторно-трансмиссионный отсек поступает с левой стороны кормы корпуса и выбрасывается из него в правую сторону. Подвеска танка подобна подвеске самоходной гаубицы М109, которая состоит на вооружении многих стран мира и является индивидуальной-торсионной. Эта подвеска содержит по 6 двускатных обрезиненных опорных и по три поддерживающих катка на каждый борт. Последние заимствованы с танка М41. Торсионные валы длиннее, чем на М109, первые и последние валы имеют больший диаметр, чем все остальные. На первых,вторых и шестых узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Разработчики спроектировали подвеску с таким расчетом, что она имеет конструктивный запас грузоподъемности, позволяющий немного повысить массу бронемашины, например, усилив ее бронирование, динамической броней без серьезных переделок. Гусеницы у машины стальные, с резинометаллическими шарнирами параллельного типа со съемными резиновыми подушками. Электроснабжение машины обеспечивают генератор масляного охлаждения и 6 аккумуляторных батарей, установленных в левой части корпуса. Доступ к ним осуществляется через специальный лючек. Батареи могут обеспечить пуск двигателя при температуре до-32°С. В зависимости от комплекта установленного дополнительного оборудования ориентировочная стоимость танка "Стингрей" составляла около 1 млн долларов (в ценах 1985 года). Разумеется сейчас данный тип танка стоит несколько дороже. Сведений о применении этого танка в локальных боевых конфликтах не поступало.
Тактико-технические характеристики легкого танка "Стингрей"
Боевая масса, т | 20,2 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм:
|
|
длина с пушкой вперед | 9300 |
ширина | 2710 |
высота | 2550 |
клиренс | 460 |
Броня, мм
|
|
противопульная и противоосколочная
|
|
Вооружение:
|
|
105-мм нарезная пушка LРР;7,62-мм пулемет М240; 12,7-мм зенитный пулемет "браунинг" М2НВ | |
Боекомплект:
|
|
32 выстрела, 2400 патронов калибра 7,62-мм, 1100 патронов калибра 12,7-мм | |
Двигатель | "Детройт дизель" 8W92ТА, 8-цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, мощность 535 л. с. при 2300 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,72 |
Скорость по шоссе, км/ч | 67 |
Запас хода по шоссе, км | 480 |
Преодолеваемые препятствия:
|
|
высота стенки, м | 0,76 |
ширина рва, м | 2,13 |
глубина брода, м | 1,10 |
Источники:
- Е. Витин. Американский опытный танк "Стингрей" - "Зарубежное военное обозрение";
- Philip Trewhitt: Panzer. Die wichtigsten Kampffahrzeuge der Welt vom Ersten Weltkrieg bis heute. Neuer Kaiserverlag, Klagenfurt 2005;
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- David Miller, Christopher F. Foss: Moderne Gefechtswaffen. Stocker-Schmid Verlag, Dietikon 1989;
- Igor Witkowski. Czołg lekki Stingray. "Nowa Technika Wojskowa".
< Назад |
---|