Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
Русский "Тигр" сорокового года - Е. Митьков. Страница-3
Содержание
Русский "Тигр" сорокового года
Е. Митьков. Страница-2
Е. Митьков. Страница-3

А теперь позволю себе еще несколько пространных цитат из Грабина:

"Мы не могли удовлетвориться тем, что в КВ стояла хоть и наша Ф-32, но для тяжелого танка недостаточно мощная пушка. Мы считали (и писали в свое время об этом в Генштаб), что тяжелый танк надо вооружить как минимум 85-мм пушкой мощностью 300 тонна-метров, а в перспективе должен быть предусмотрен переход на калибр 107мм с мощностью в 450 тонна-метров и далее на 122 мм. И хотя ни от ГАУ, ни от АБТУ мы не получили приглашения к этой работе…это нас не смутило.

Наши верные союзники Горохов и Соркин горячо одобрили наше решение заняться 85-мм пушкой для среднего танка и обещали свою поддержку.
И хотя все знали, что не для легкого БТ-7, а для среднего танка создается наше орудие, длина ствола многих смутила. Заколебался и Василий Иванович Горохов. Он решил съездить в Москву и заручиться хотя бы небольшой поддержкой в АБТУ. Новости, которые он привез, были неутешительными: АБТУ ни за что не допустит длинную пушку для любого типа танков. Причина? Да все та же: вдруг танк зачерпнет дулом землю!..

На помощь нам пришел …. военный инженер того же АБТУ коллега Горохова П.К.Ворошилов. Горохов и Ворошилов действовали очень оперативно - через несколько дней Т-28 уже стоял на заводском дворе. В соответствии с габаритами боевого отделения Т-28 мы разработали ТТТ на пушку Ф-39 и передали их сектору Муравьева для проведения конструктивно-технологической компоновки и подготовке к валовому производству. Опыт создания по типовому проекту….Ф-34 очень помогли нам при работе над Ф-39 и освоении нового изделия в валовом производстве.

Весной 1940 года , в период изготовления опытного образца Ф-39, группа наших конструкторов посетила КБ танкистов. Согласовав чертежи пушки и боевого отделения танка, наша группа вернулась на завод, воодушевленная успехом поездки. Сборка и отладка опытного образца и подготовка к его валовому производству двинулись после этого удвоенными темпами.
Через три с половиной месяца после начала работы опытный образец 85-мм пушки  Ф-39 уже стоял в танке Т-28. Мощная пушка резко улучшила и так достаточно высокие характеристики танка. Заводские и полигонные испытания прошли очень успешно и были закончены в две недели. Опытный образец танка тотчас отправили на танковый завод, мы с Муравьевым выехали чуть позже. Не помогло .Своего танка мы больше не увидели. Танкисты твердо стояли на своем и утверждали, что уже запущен в производство опытный образец другого нового танка. Но и его мы так и не увидели, дело в конечном итоге ограничилось деревянным макетом, покрашенным в защитный цвет, в натуральную величину грозно и внушительно имитирующим будущий танк. Но макет - это всего лишь макет, а наш образец был уже в металле и успешно испытан. Мне даже и сегодня трудно сказать, почему новый тяжелый танк на базе Т-28 не был создан.

Да все ты прекрасно понимал, Василий Гаврилович! Потому, что четко разделял понятия "РОДИНА" и "ГОСУДАРСТВО". Ты всегда любил Родину, жил для нее, а к государству относился по-разному, как к данности. Ты был Человеком и Конструктором. Царствие тебе Небесное и Вечная память!
И снова цитата:

Г). Самое главное - Т-28 имел огромный потенциал модернизации. Возможно, танк КВ и был венцом этой модернизации. Несвоевременным, скорее всего. Его "сверхсрочное" создание без промежуточных этапов модернизации прототипа (вероятно - Т-28) сделали этот проект нежизнеспособным.

Д). Качество, надежность и конструкция танка были достаточны для адекватных боевых действий против Вермахта.

А теперь представьте себе такую картинку - с весны 1940-го года Т-28 начинает (продолжает) серийно выпускаться с Ф-39, торсионами, дизельмотором и без пулеметных башенок. Хотя как межсерийные переходные модификации допускаются поэтапно - сначала Ф-39, затем остальное в различных комбинациях. Возможно и экранирование. И получается - русский "Тигр" уже в 1940-м! Не в 43-м, а в 40-м! А к 43-му можно было бы и 107мм, по необходимости.
Но не вместо Т-34, а вместо КВ! И с "тридцатьчетверкой" РЯДОМ, по типу отдельных тяжелых танковых батальонов Панцерваффе Вермахта.

Е). Отлаженная конструкция, высокое качество и своевременные модернизации танка могли создать материальную основу танковых войск со значительно меньшим напряжением, чем производство Т-34.
Ж). Перспективность конструкции Т-28, ее потенциал модернизации, возможности расширения спектра боевых машин на этой базе, и выполненные исследования вполне позволяли создать на основе этого танка высокоэффективный полноценный "боевой комплекс" (в современном понимании этого термина) еще в 1943 году.
Очевиден и имеющийся к 1941 году обширный опыт эксплуатации Т-28 в войсках. Тем не менее выпуск Т-28 был прекращен.

Это не халатность и не предательство. Это - системный сбой, органический порок ЛЮБОЙ тоталитарной системы, ЛЮБОЙ абсолютной тирании, как бы она ни называлась и в какую бы эпоху ни существовала. Всегда найдутся "люди", яковлевы и котины и прочие, отождествляющие Родину и государство, государство и систему, систему и себя. Живущие по принципу "Система - это я!", а вы, "нижние", - просто никчемное тупое быдло. А кесарю - кесарево, секретарю - секретарево, ну, а быдлу - быдлово. И - все. Разве? Да нет! Не все!

Долго сидел и думал, что же все-таки смущало меня в работах Бориса Николаевича, да никак не мог ухватить мыслишку за хвост. Вроде все правильно, с анализом не согласиться невозможно, логика абсолютно безупречна, и в частностях, и в выводах. А вот сидит заноза какая-то и ноет, и ноет…Уже и свои запасы перелопатил, и в первоисточники нырнул - воспоминания, мемуары тех лет, хотя на память пока вроде не жалуюсь.
Поначалу казалось, что дело в личном субьекивизме, вызванном собственным многолетним опытом общения с Т-34. "Да как же смеют обижать любимого друга, которому верил и доверял, как себе, и даже больше!". Да кто ж с ним может сравниться!
Потом понял - нет, не это. А для того, чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. А сначала его нужно правильно сформулировать. Решил начать с себя.

Почему же "тридцатьчетверка" вызывала, вызывает и, надеюсь, будет вызывать такую любовь, такое уважение не только у простых солдат и танкистов, сидевших за ее рычагами и прицелами, но и у людей, видевших эту легендарную машину лишь на постаментах да картинках? Откуда это почти культовое преклонение, отношение, позволяющее считать Т-34 символом Великой Отечественной? Ладно еще у тех, кто настоящего лица войны никогда не видел ( и помоги им, Господи Милосердный, его и не видеть НИКОГДА!), тут еще можно что-то списать на популизм и пропаганду.

Но как же быть с теми, кто имел возможность сравнивать различные машины в деле, по роду своей службы и военной судьбы дравшихся и на "бэтушках", и на "КВ" с "ИС"ами, на "двадцатьвосьмерках", "двадцатьшестерках" и лендлизовских "иномарках"? Почему у меня самого при одном упоминании имени "Т-34" непроизвольно возникают мгновенные ассоциации с "И-16", "ЗИС-3", "ИЛ-2", "Автоматом Калашникова"?

Мне посчастливилось много лет иметь дело с этой машиной, с Т-34-85 в условиях ремонта, эксплуатации и прямого применения по назначению, причем в условиях, на которые ее никогда и не рассчитывали. Да, у нее огромное количество недостатков, и я их знаю на собственной шкуре. Да, это дитя своего времени, которое уже бесконечно далеко. Да, даже по сравнению со многими современными ей машинами она и примитивна, и не так совершенна, и проч. Но! По совокупности свойств, характеристик и качеств - это произведение инженерного искусства мировой танковой школы. До сих пор она живет и используется в бою, зачастую выдерживая там, где ее младшие, более современные собратья просто не выдерживают. Скисают.

Вот фото времен Югославской Кампании: танк Т-34-85, командир - А. Фурдик. Снимок сделан после успешного боя с натовскими "рэмбами", действовавшими при поддержке вполне современной бронетехники.

Теперь - по дизелю. Родина-то дизельмотора отнюдь не Германия, Р.Дизель дал идею, а первые реально работающие серьезные дизельмоторы - это "Русский Дизель". Как и керосиномоторы, кстати, спасибо Нобелям. "Вандал" до сих жив, по крайней мере сам корпус. Видел его крайний раз в 89-м, на берегу Волги. Тогда вставал вопрос о реставрации - ну, а потом…

Это карбюраторные СЭУ были на втором плане, особенно после смерти Кастовича. А дизелюги - это наше. И кто сказал, что моторесурс В2-го - 100 часов? Отрабатывали, причем в условиях тропиков, и по 700, и до 1000, (не от хорошей жизни, конечно, но при пиковых нагрузках, тут уж - без разговора). Ничего, талькой поддернешь, приподнимешь, коренные-шатунные или протянешь или подкинешь, колечки опять же тут же, клапана на графит с молибденовой пылью ( из комплекта ЭДП) и опять "дранг нахт остен! - или вестен!". Причем по времени за все-про все в четыре руки - световой день от остановки до запуска. И с форсунками, и с плунжерными парами ТНВД тоже, хотя по всем инструкциям они не ремонтопригодны, а только заменяемы. Ни хрена! Притирается и иголка к распылителю, и плунжер к втулке, сначала на притирочном абразиве,  затем по карандашу пастой ГОИ, и доводка на чистом моторном масле. Даже опрессовывать не надо, проверяешь на мел с керосином, как сварной шов.

Единственно серьезная головная боль - топливо. Если дизтопливо с примесями моторного или TFO, ( в Третьем Мире вообще с очисткой худо, западные конструкции не выживали в принципе, исключая "Мерхаву", пожалуй ). Во-первых - предел Т гр текучести высокий, и серы до чертиков, это еще ладно, "там тепло, там яблоки", бывало, и яичницу на броне запросто жарили, на линии расширения выгорает все, но вот атомарный ванадий в примеси - вот это смерть. На рабочих полях выпускных клапанов сначала питтинг, затем - раковины, и часов через 300-400 - прогар. А для дизельмотора это -потеря компрессии со всеми чудными вытекающими.

Двигатель В2

Двигатель В2. Сегодняшние дни. Фото из Кубинки.

Присоединяюсь к мнению, что оценка нашей бронетехники со слов импортных генералов, и союзничков, и противничков, не всегда корректна и адекватна. Причины  указаны  отменно, тут не прибавить, не отнять. А вот с точки зрения рядовых танкистов, тут объективности больше. Можно открыть книгу "Тигры" в грязи" Отто Кариуса, одного из парней уровня Виттмана, который выжил. Почитайте его оценку Т-34. Письма Хайнца Каллермана к жене, в цифре у меня нет ( но, полагаю, в интернете найти можно), у нас тогда не издавались, это издательство "Посев" времен холодной войны, как-то попалась в руки, ну, я и заначил, и в Союз проволок контрабандой. Парень до своей гибели в 44-м отвоевал на трофейном Т-34 обр 42г. Его оценка дорогого стоит. В "тридцатьчетверке" выжил, в "Пантере" - сгорел. Судьба! О финнах я вообще помолчу, их оценка Т-34 практически религиозная, на уровне божества. Они называли машину "сотка" - сойка по-фински.

На фото ниже - "тридцатьчетверки" в Вермахте. Видна некоторая модернизация - установлена командирская башенка с Pz-III, другая радиостанция с кронштейном антенны с левого борта бронекорпуса, на средней машине - "неродные" крылья. 1942 -й год. Весна. Фото с "Военного Альбома".

И еще. Это уже с нашей стороны забора. В2 - по отзывам абсолютного большинства танковых командиров младшего и среднего звена на несколько порядков превосходил карбюраторные движки и по надежности, и по неприхотливости. Ну, и тяговые характеристики дизельмотора и карбюраторного двигателя различаются принципиально, с возрастанием нагрузки крутящий момент ( основа тягового усилия) у дизеля возрастает, у карбюраторного - падает, вплоть до того, что СЭУ просто глохнет.

С ТТХ тоже не все однозначно. Мне довелось в 2000-х восстанавливать в оригиналах две "трешки"  модификации F, одну в ноль под заказ, вторую с заменой СЭУ; и "Четверку" G2, тоже под ноль, но с хорошего исходного состояния. Так вот, многие заявленные в справочниках-букварях ТТХ этих машин НЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНЫМ. В каких-то - в худшую сторону, в каких-то - в лучшую. Та же самая оперетта и у ребят-реставраторов из Кубинки, у них - "Пантера" и еще кое-что. Это же касаемо и наших машин. Та же самая "четверка" с родным 300-сильным "майбахом" после переборки спокойно отваливает по шоссе за 65 км/ч, (а посмотреть того же Свирина!), а "тридцатчетверка", ни с 76.2, ни с 85 мм НИКОГДА по шоссе больше 40-45 не шла. Ни с ранними КПП, ни с самыми последними. О плавности хода, шумности и удобстве (обитаемости) я умолчу: небо и земля. Зато по пересеченке, любого характера пересеченке, от песка до поболотья - это уже земля и небо. По песчаным пляжам в Йемене и в Эфиопии мы ходили ТОЛЬКО на Т-34-85, все остальное вязло. Абсолютно все. Даже родной ненаглядный ПТ-76Б.

Собственно говоря, любое оружие как техническое инженерное сооружение - только инструмент для выполнения поставленных определенных задач определенными личностями. Так что Т-34 - это как автомат Калашникова. Мириады недостатков, и проч и проч, но по совокупности своей - для определенного менталитета и условий использования своего времени и уровня - просто Т-34 и Автомат Калашникова.

Закончу о "тридцатьчетверке". Свечную подвеску Кристи на своей "Мерхаве" израильтяне применяют и сейчас. Есть плюсы, есть минусы - как у любого инженерного решения. В неоднозначных пропорциях. Но с точки зрения эксплуатации, а тем паче многолетней, происходит вот какая штука: - воленс-ноленс человек и машина привыкают друг к другу, растворяются друг в дружке, что ли? С недочетами и недостатками начинаешь сначала мириться, затем учишься их обходить, потом "обволакиваешь" их и перестаешь замечать. И машина платит тебе тем же. Потому, что, если вкладываешь частичку души во что-то, то это уже не "ЧТО-ТО", а  "КТО-ТО". Впрочем, - это вопрос веры, и очень личный.

Я это все к чему - и весь опыт моего деда, и вьетнамский опыт отца, и мой личный опыт говорит только и только об одном: - ВОЮЕТ НЕ ТЕХНИКА. ВОЮЮТ ЛЮДИ.
И хочу закончить эти записки цитатой британского офицера-танкиста Д. Орджилла:

"Что же касается самого танка, то он продолжает жить. За последние 20 лет мало какой из сошедших с конвейеров танков не обязан чем-то творческому мышлению Михаила Кошкина в 1939 году. Т-34 по-прежнему достаточно хорош, чтобы снова вступить в бой. Нам, пожалуй уместно, однако, предоставить здесь последнее слово командующему танковой армией вермахта генерал-фельдмаршалу Эвальду фон Клейсту, который больше других пострадал от встреч с "тридцатьчетверкой". Как известно, именно он лаконично сказал, что это был "самый лучший танк в мире".

Е.Е.Митьков
Май 2010