Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
3.2. Прототип (01.01.1935)

Ссылка - "Наставление автобронетанковых войск РККА. Книга 1. Часть 1. Материальная часть, вождение, уход и регулировка танка Т-28. Выпуск 10. Отд. Изд. НКО СССР. Мск., Лен., 1935" (см. приложение 3.1).
Ссылка - "Таблица № 2. Весовые данные узлов и агрегатов и их стоимость", посвящена ремонту Т-35. Я назвал этот документ: "Ведомость ремонта" (см. приложение 3.2).
Внешний вид, компоновка, основные и габаритные размеры танка Т-28 (выпуск 1935 г.) показаны на рис. 1.

Основные ТТХ прототипа изложены в главе 1.

Напомню: P = 25,2 т; габариты = 7,37*2,87*2,62 м; экипаж = 6 чел.; оружие = 1*КТ-28: 76,2 мм / L16,5 (381 м/с) + 5*ДТ: 7,62 мм; броня: лоб = 30, борт = 25, башня = 20 мм (конкретные значения см. рис. 2); Nуд = 17,9 л.с./т; V = 40 км/час; автономность = 6..8 час.; pгрунт = 0,66 кг/см2; αуклона = 45°.

В ходе "прорисовки" броневого "пояса" выяснились некоторые странности в параметрах защищенности танков ранних выпусков (т.е. не экранированных, к которым и относится представленный эскиз). Разные авторы указывают толщину днища от 10 до 20 мм. В то время как подвеска крепится к "крыльям" этого самого днища и по эскизам "Наставления…" масштабно соответствует 15 мм. Эту величину я и принял. Аналогичные разночтения с толщиной кормовой брони и бронирования колпака вентилятора. Здесь я вынужден принять волевое решение (ни в коем случае, не противоречащее указанным значениям, а так же, ИМХО, здравому смыслу конструкторов). К сожалению, геометрия расположения кормовых и лобовых листов была выбрана по масштабным (весьма условно) рисункам в работах Барятинского (разумеется, я благодарен ему за эти эскизы, но для ответственного построения контура корпуса их, увы, недостаточно).

(нажмите на изображение для увеличения - откроется в новом окне)

Прототип альтернативы

Рисунок 1. Прототип альтернативы - танк Т-28 (1935 г.) с орудием КТ-28

Полагаю, нет необходимости приводить здесь полный весовой баланс (см. приложение 3.3) бронезащиты прототипа (кстати, его вполне можно реставрировать по рис. 2). Во время анализа был рассчитан вес отдельных "бронекоробок" и проведено сравнение с первоисточниками. В частности, в "Наставлении…" указан вес корпуса 8 000 кг. В свою очередь, в "Ведомости ремонта" Т-35 (с учетом взаимозаменяемости башен танков Т-28 и Т-35) приведены значения веса большой (1 105 кг, а по Свирину - 1 875 кг) и пулеметных башен (325 кг, а по Свирину - 378 кг). По данным "Наставления…" и расчету вес корпуса совпал с точностью до 50 кг (ошибка  0,6 %)! Сам охренел! Тут, кстати, есть одно ВЕСОМОЕ "НО"! Если фальшборт не относить к корпусу (а так, скорее всего, и было!), то более 800 кг будет высвобождено! Иными словами, ИМХО, реально вес бронирования равен почти 11 000 кг!

(нажмите на изображение для увеличения - откроется в новом окне)

Бронирование танка Т-28 (1935 г.)

Рисунок 2. Бронирование танка Т-28 (1935 г.)

Что касается данных "Ведомости…", то по расчету только бронирование большой башни (в соответствии с ТТХ) оказалось равным 1 320 кг! Аналогично по малым башням - вес брони каждой составил 340 кг. Такое существенное различие вызвано либо ошибкой в "Ведомости…" (что странно), либо в толщине брони (меньшей, чем указано в ТТХ). Что так же странно, т.к., ИМХО, неразумно бронировать корпус 20 мм, а башню всего 15 мм. Да простит меня история, но я принял волевое решение - использовал данные ТТХ.
В итоге, по расчету площадь брони корпуса достигла ~ 62,1 м2, объем брони с учетом толщины деталей ~ 1,02 м3. Аналогично, большая башня: площадь ~ 9,9 м2, объем ~ 0,17 м3. Малая башня (2 шт.): площадь ~ 2,6 м2, объем ~ 0,04 м3. Таким образом, общая площадь бронирования ~ 88,0 м2, объем брони ~ 1,40 м3, вес броневого "пояса" ~ 11 000 кг. Бронирование составило 44 % от полного, или 48 % от "погрузочного" веса танка. Такое отношение, ИМХО, вполне допустимо, учитывая современные значения этого параметра, достигающие 50…55 %.

Пожалуйста, не надо меня пытать, чему равен этот коэффициент у Т-34. Я сойду с ума, высчитывая вес его броневых деталей! Хотя, позже, мне придется все-таки ЭТО сделать - невзирая на опасность помешательства.

Полагаю, пристальное внимание к этому параметру вполне очевидно в связи с устоявшимся взглядом на Т-28, как на "фанерный" танк. Я попытаюсь впоследствии показать, что разумный подход к дифференцированию брони позволит вывести эту машину в разряд наиболее защищенных "средних" танков ВМВ.
В связи с необходимостью обоснования вносимых изменений я вынужден иллюстрировать как исходные, так и модернизированные узлы и механизмы (честно говоря, я делаю это с удовольствием). Разумеется, выложить сразу все эскизы у меня нет возможности, я их еще и не выполнил (а новые еще не создал). Поэтому буду размещать иллюстрации по мере их появления. Постараюсь не противоречить хронологии изложения. В текущем разделе помещаю сборочный эскиз и деталировку "свечи" подвески прототипа (рис. 3). Это "реконструкция" масштабного эскиза из "Наставления…". Надеюсь, что в 1935 г. такие материалы были основаны на подлинных чертежах узлов.

(нажмите на изображение для увеличения - откроется в новом окне)

Свеча танка

Хочу обратить Ваше внимание на конструкцию "свечи". Очевидно, что надежность подвески в немалой степени зависит именно от этого узла. Кроме того, необходимость  увеличения веса танка (по мере его модернизации) требует весьма серьезного отношения к демпфирующей способности пружин.

Содержание

Публикации

Б. Н. Сухиненко. "ИХ БЫЛО ТАК МАЛО... "