Содержание |
---|
Танк Т-28 |
Компоновка и модернизация |
Танк в бою |
Средний танк Т-28
Танк Т-28 был принят на вооружение Красной Армии в августе 1933 года и выпускался на Кировском заводе в Ленинграде до 1940 года. Машины этого типа поступали на вооружение танковых бригад резерва Главного командования, предназначенных для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос. Особенностью Т-28 являлось наличие трех вращающихся башен с вооружением. В главной башне, расположенной в средней части, было смонтировано 76,2-мм орудие КТ-28 (или ПС-3) и два пулемета ДТ. Башня могла поворачиваться на 360 градусов, при этом мог использоваться электропривод. Перед главной башней располагались две малые башни с пулеметным вооружением. Каждая из этих башен могла вести огонь в секторе 220 градусов.
Несмотря на относительно большой вес, танк имел хорошую проходимость, обусловленную низким удельным давлением на грунт. Опорные катки малого диаметра закрывались экраном из бронелистов. Опыт использования танков в войне с Финляндией заставил усилить бронирование методом наложения дополнительных броневых листов на основную броню и перейти на выпуск машин с коническими башнями, обеспечивающими лучшую защиту от огня противника. База танка широко использовалась в опытных целях.
Так был выпущен:
- опытный образец с гидромеханической трансмиссией,
- с торсионной подвеской опорных катков,
- с колейным катковым тралом,
- мостовой танк
- и танк-электротральщик, обеспечивающий дистанционный подрыв мин с помощью электромагнитного излучения.
Всего было выпущено свыше 500 (по другим данным - свыше 600) боевых машин этого типа.
Основные серийные модификации
- Т-28-1 - предсерийный образец (1932). Вооружение: 45-мм пушка образца 1932 и три пулемёта ДТ.
- Т-28 образца 1933 - первый серийный образец производства 1933-1934 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ. Выпущена 41 машина.
- Т-28 образца 1934 - основной серийный образец производства 1934-1938 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 и 4-5 пулемётов ДТ. Выпущено 266 машин.
- Т-28 образца 1938 - основной серийный образец производства 1938-1940 гг. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущена 131 машина.
- Т-28 образца 1940 - с конической главной башней производства 1940 г. Вооружение: 76,2-мм пушка Л-10 и 5 пулемётов ДТ. Выпущено 13 экземпляров.
- Т-28Э - экранированный вариант Т-28. Экранировка ранее построенных машин производилась в 1940 г. Всего заэкранировано 111 машин.
- Т-28А - "скоростной" Т-28. За счёт переконструирования бортового редуктора и коробки передач удалось поднять скорость танка до 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. С июня по декабрь 1936 года в рамках серийного изготовления было изготовлено 52 машины. Дальнейшее производство танков этой модификации было свёрнуто ввиду планировавшегося принятия на вооружение Т-29.
- Т-28А-2 - один из "скоростных" Т-28А, в опытном порядке оснащённый трансмиссией изменённой конструкции, что позволило достичь скорости в 65 км/ч по шоссе. Выпущен осенью 1936 года.
- Т-28ПХ (Т-28 подводного хождения) - серийный танк, на который в опытном порядке было установлено оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 4,5 м (1937).
По сочетанию основных оценочных параметров - подвижности, вооружению и бронезащите - в 1930-е гг Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. На момент начала производства Т-28 серийных аналогов ему практически не существовало - к примеру, танковые части Франции в то время были укомплектованы практически исключительно лёгкими танками FT-17, а немецкие бронетанковые войска вообще ещё не существовали. Серийные танки, сравнимые с Т-28, в других странах начали выпускаться лишь через несколько лет.
Тактико-технические характеристики советских оперативных танков
|
|||||
БТ-2
|
ПТ-1
|
Т-28
|
Т-28
|
||
ТТХ/год выпуска |
1932
|
вып. 1934
|
1932
|
вып. 1932
|
вып. 1935
|
Боевой вес, кг |
11050
|
11900
|
14200
|
17500
|
25200
|
Экипаж, чел. |
3
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Размер, мм
|
|||||
Длина полная |
5500
|
5800
|
7100
|
6500
|
7360
|
Ширина полная |
2230
|
2230
|
2990
|
2630
|
2870
|
Высота |
2174
|
2338
|
2690
|
2410
|
2620
|
Клиренс |
350
|
350
|
425
|
500
|
500
|
Ширина трака, мм |
263
|
263
|
|
380
|
380
|
Вооружение
|
|||||
Пушка кал. тип. |
37мм 5К
|
45 мм 20К
|
45 мм 20К
|
37 мм ПС-2
|
76.2мм КТ
|
Снарядов, шт. |
92
|
105
|
93
|
230
|
69
|
Пулеметов, шт. х тип. |
1хДТ
|
1 хДТ
|
3хДУ,1хДТ
|
3хДТ
|
4хДТ
|
Патронов, шт. |
2709
|
2709
|
3402
|
6048
|
7938
|
Толщина брони, мм
|
|||||
Вертик. корпуса |
13
|
13
|
10
|
20-16
|
30-20
|
Гориз, корпуса |
10-6
|
10-6
|
5-4
|
10-8
|
10-8
|
Башня |
13
|
13
|
10
|
20
|
20
|
Двигатель
|
|||||
Тип |
4т/12ц/к/ж
|
4т/12ц/к/ж
|
4т/12ц/к/ж
|
4т/12ц/к/ж
|
4т/12ц/к/ж
|
Марка |
"Либерти"
|
М-5-400
|
М-17Т
|
М-6-300
|
М-17Т
|
Мощность макс., л.с. |
400
|
400
|
480
|
300
|
480
|
При частоте об./мин. |
1650
|
1650
|
1450
|
1800
|
1450
|
Передач КПП |
3/1
|
4/1
|
4/1
|
5/1
|
5/1
|
Скорость макс, гус/колеса км/ч
|
|||||
Шоссе |
51,6/72
|
53/72
|
58/62
|
40
|
40
|
Проселок |
32/-
|
33/-
|
25/35
|
28
|
26
|
Скорость ср.тех. км/ч
|
|||||
Шоссе |
25/40
|
25/40
|
23/26
|
25
|
26
|
Проселок |
22/-
|
20/-
|
12/16
|
22
|
21
|
Тип топлива |
Бензин 1 с
|
Бензин 1 с
|
Бензин 1 с
|
Бензин 1 с
|
Бензин 1 с
|
Емк. бака. л. |
360
|
360
|
|
500
|
660
|
Запас хода. км
|
|||||
- шоссе |
160/200
|
160/200
|
|
200
|
180
|
- проселок |
150
|
150
|
|
140
|
140
|
Преодолеваемые препятствия |
|||||
Уд. давление, кгс/см2 |
0,59
|
0.6
|
0.46
|
0,5
|
0.62
|
Подъем, град. |
32
|
32
|
|
40
|
45
|
Спуск, град. |
32
|
32
|
|
30
|
32
|
Крон. |рад. |
30
|
30
|
|
|
30
|
Ров. мм |
2250
|
2300
|
2700
|
2700
|
3500
|
Стенка, мм |
550
|
550
|
700
|
770
|
1000
|
Брод, мм |
1.0
|
1.0
|
плавает
|
1250
|
1000
|
Из истории создания
Одним из главных требований, что поставил перед собой только что назначенный начальник КБ Кировского завода - 29-летний Ж. Koтин: "всемерное упрощение конструкции танка без ухудшения его боевых характеристик...". Для этого он видел два пути конструкторский и технологический. И вскоре после назначения главный конструктор пишет свои соображения о создании Т-112: "...удалением пулеметных башенок и изменением трансмиссии можно сократить длину танка на 500-мм-600-мм... а полученный резерв массы пустить на усиление вертикальной брони до 40-мм-42-мм, щитка водителя до 70-мм, вооружение установить в виде 76,2-мм длинноствольной пушки или танкового орудия еще большего калибра... Улучшить подвеску танка можно применив в ней тележки Т-35... Полученный в результате таких изменении танк завод сможет серийно выпускать уже в текущем году... Он будет защищен от огня крупнокалиберных пулеметов и противотанковой артиллерии до 37-мм калибра со всех дистанции... Прошу вашего разрешения о проведении работ по модернизации..."
На испытаниях были опробованы три вида опорных катков, отличавшихся диаметром, массой и типом упругого элемента. Испытания показали надежность торсионной подвески, и она была рекомендована для освоения в серийном производстве на Т-28. Кроме того, в эксплуатации находились скоростные танки Т-28А, которые несли освоенную в серийном производстве "скоростную" трансмиссию.
В плане защищенности в конце 1937 г. на Ижорском заводе была разработана схема установки дополнительного бронирования на Т-28 и Т-35. Но если в целесообразности последнего имелись большие сомнения, то схема добронирования Т-28 в марте 1938 г. была рекомендована к освоению в серийном выпуске.На этот год запланировали выпуск 25 машин. Хотя боевая машина была востребована войсками только в конце 1939 г.
Вперед > |
---|