Французский средний танк Somua S35
Кавалерийский (или крейсерский) танк
Char 1935 S, также S-35 и Somua S35.
Танк разработан в 1935 году фирмой "Сомуа". Имел классическую компоновку с задним расположением силового отделения, в котором устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. В ходовой части использовалась механическая трансмиссия с двухдисковым главным фрикционом сухого трения. Управление движением осуществлялось с помощью двойного дифференциала. Использовалась смешанная подвеска опорных катков - из двух четырехкатковых тележек с листовыми рессорами и одного заднего катка на борт.
Ходовая часть прикрывалась откидывающимися штампованными экранами. Особенностью танка было то, что его корпус состоял из шести литых броневых деталей, соединенных болтами. Цельнолитой была и шестигранная башня, в которой устанавливалось вооружение - 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет (на первых выпусках устанавливалась 37-мм пушка). Для управления огнем имелся телескопический танковый прицел. Башня танка имела командирскую башенку со смотровыми щелями, закрывавшимися броневыми заслонками. В целом броневая защита была вполне удовлетворительной: толщина лобовой брони корпуса составляла 36-мм, бортовой брони - 41-мм, а толщина лобовой брони башни достигала 56 мм. К его недостаткам можно отнести низкую скорость, особенно при движении на пересеченной местности. Этот недостаток был в значительной степени устранен в последующей модификации танка под индексом S40, однако производство ее не было развернуто в связи с поражением Франции.
В 1930 году командование французской кавалерии решило обзавестись собственными танками. 26 июня 1934 года были утверждены требования для разработки "кавалерийского" танка: вооружение - 25-мм или 47-мм пушка, броня 40-мм, экипаж три человека, запас хода до 200 км по шоссе или пять часов хода по пересеченной местности, скорость 30 км/ч, масса 13 т. 12 октября того же года проект такой машины был представлен фирмой SOMUA на рассмотрение службы вооружения кавалерии. Не дожидаясь принятия решения, SOMUA приступила к изготовлению опытного образца, который был готов 14 апреля 1935 года.
С 4 июля по 2 августа 1935 года машина, получившая обозначение АСЗ, прошла первый этап испытаний. Комиссия, их проводившая, отметила, что "опытный образец в целом имеет хорошие показатели по скорости и проходимости, но требует доработки конструкции моторно-трансмиссионной группы". 4 августа танк отправили на завод для устранения отмеченных недостатков. С 15 октября по 17 декабря прошел второй этап испытаний доработанного образца АСЗ, также закончившийся неудачно. Несмотря на это, к 26 марта 1936 года фирма SОМUА изготовила первую партию из 50 машин, которые были переданы в войска.
Танк получил официальное обозначение "Сhаr 1935 S", хотя стал более известным как SOMUA S35. По инициативе военных, имевших серьезные претензии к качеству S35, с 1 июля 1936 года по 3 марта 1937 года один образец подвергся длительным широкомасштабным испытаниям, на основании которых были внесены значительные изменения в конструкцию трансмиссии, гусениц и систему вентиляции боевого отделения. И только в апреле 1938 года, изучив результаты эксплуатации первой паргии машин в частях и устранив выявленные недостатки, фирма SOMUA приступила к серийному производству S35.SOMUA поступали на вооружение полков механизированной кавалерии, которые, в свою очередь, сводились в легкие механизированные дивизии. Полк имел батальон из 47 S35 (два эскадрона по 23 машины и одна машина командира батальона) и батальон танков Hotchkis (два эскадрона по 23 машины и один S35 у командира батальона).
По состоянию на 2 сентября 1939 года (в этот день Франция объявила мобилизацию) было изготовлено 270 танков SOMUA, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе. К началу кампании 1940 года S35 состояли на вооружении кирасирского и драгунского полков.
После начала Второй мировой войны производство танков S35 неуклонно росло, и к моменту капитуляции Франции в июне 1940 года всего было выпущено 430 машин. Весной 1940 года французское правительство попыталось разместить заказ на изготовление нескольких тысяч SOMUA в США, однако сделка не состоялась. В боях во время Французской кампании танки S35 ничем особенно себя не проявили. Они превосходили все немецкие танки по броневой защите и вооружению, были на равных по скорости и подвижности, но сильно проигрывали из-за отсутствия радиостанций и плохой подготовки экипажей.
Например, генерал де Голль в своих военных мемуарах писал: "Тем временем (19 мая 1940 года) я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA. Однако во главе экипажей танков были те командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка".
После разгрома Франции немцы оставили небольшое количество S35 правительству Виши, которое в начале 1941 года переправило 23 машины в Марокко, где 22 февраля их ввели в состав 2-го эскадрона 1-го полка африканских охотников. Сначала эскадрон действовал на стороне немецко-итальянских войск, но к началу 1943 года перешел на сторону "Сражающейся Франции". Позднее экипажи SOMUA вошли в состав 2-й французской бронетанковой дивизии генерала Леклерка.
Большая же часть SOMUA - 297 единиц, под обозначением Pz.Kpfw.35S 739 (f) была включена в состав танковых частей Вермахта. SOMUA подверглись некоторой модернизации: на них установили немецкие радиостанции Fu5 и дооборудовали командирскую башенку двухстворчатым люком (но такой переделке подверглись не все машины). Кроме того, добавили четвертого члена экипажа - радиста, а заряжающий переместился в башню, где теперь находились два человека - командир и заряжающий. Некоторое количество SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов. 60 единиц были переоборудованы в артиллерийские тягачи (с них демонтировали башню и верхнюю переднюю часть корпуса), а 15 машин поступили на вооружение бронепоездов.
До нынешнего дня сохранилось только четыре экземпляра SОМUА S35, они находятся в танковом музее в Самюре (Франция), в Королевском танковом музее в Бовинггоне (Великобритания), в музее на Абердипском полигоне (США) и в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке (Россия). В экипаж S35 входило три человека: командир (он же наводчик орудия), размещавшийся в башне, механик-водитель (находился в боевом отделении впереди слева) и заряжающий (в боевом отделении впереди справа). В левом борту носовой-верхней части корпуса был предусмотрен люк для посадки экипажа, а в лобовом листе - два смотровых люка с приборами наблюдения. В бортах кормовой верхней части корпуса находились четыре люка (по два на сторону) для доступа к двигателю и укладки запасных частей и инструмента. Сверху моторно-трансмиссионное отделение закрывалось литыми броневыми жалюзи, установленными в специальные гнезда и закрепленными болтами.
Корпус изготавливался из четырех литых броневых деталей: двух нижних, в котором монтировались все агрегаты танка, и двух верхних - носовой и кормовой. Между собой все эти детали соединялись болтами. Башня - литая, шестигранная, толщина брони 45-мм с наклоном в 21°. В передней части башни устанавливались 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет Chatelleraut. Стрельба из пушки и пулемета велась прямой наводкой с помощью телескопического прицела, находящегося слева от орудия. Боекомплект пушки состоял из осколочных и бронебойных гранат. Пушка, пулемет и прицел монтировались в раздельных масках, связанных между собой так, что обеспечивался одновременный поворот вооружения на один и тот же угол. Снаряды для пушки размещались в одном стеллаже, расположенном в боевом отделении у правого борта. Башня вращалась механизмом поворота с ручным и электрическим приводами. Электромотор поворота устанавливался на основании башни и соединялся с поворотным механизмом валом и двумя шарнирами. Поворотный механизм располагался с левой стороны у места командира танка и был закреплен на кронштейнах брони башни. На крыше башни размещалась командирская башенка, смещенная влево от центра; она устанавливалась на шариковой опоре и вращалась независимо от вращения большой башни. Командирская башенка имела смотровой люк с прибором для наблюдения, щель и два отверстия закрываемые броневыми заслонками.
Двигатель четырехтактный, карбюраторный, 8-цилиндровый с V-образным расположением цилиндров и верхними клапанами был установлен в кормовой части корпуса слева. Блоков цилиндров - два, по четыре цилиндра в каждом. Система охлаждения двигателя - водяная, с принудительной циркуляцией. Вода в систему охлаждения заливалась через горловину расширительного бака, установленного в правой передней части моторного отделения. Управление осуществлялось с помощью двух получавших вращение от двигателя дифференциалов: нижний - через коробку перемены передач, верхний - от отдельного привода. Благодаря этому танк имел два способа управления поворотом: с помощью штурвала, на фрикционы верхнего дифференциала и на колодочные тормоза полуосей бортовых передач (нижнего дифференциала). При наличии двух дифференциалов S35 мог поворачиваться штурвалом - с большими радиусами поворота, при действии тормозами с гидравлическим приводом - делать крутые повороты.
Направляющее колесо было смонтировано на кронштейнах бортовой брони в передней части. Оно состояло из литой ступицы, резинового бандажа-амортизатора и стального обода с ребордой посередине для направления гусеничной цепи (таким образом, танк SOMUA имел направляющее колесо с внутренней амортизацией). Стальной обод и резиновый бандаж удерживались на ступице специальными металлическими дисками. В натяжной механизм входили два регулировочных болта с цапфами для крепления оси направляющего колеса и три шестерни, из которых две были натяжные. Шестерни монтировались на кронштейне, привернутом к броне корпуса болтами.
Опорные катки стальные, одинарные, сгруппированы в две тележки (на борт) по четыре катка в каждой, и один каток устанавливался отдельно В качестве упругого элемента подвески в тележках использовались пластинчатые рессоры, на передней тележке монтировался масляный амортизатор Обе тележки соединялись рамой. Задний каток предназначался для увеличения опорной поверхности и дополнительного гашения колебаний. Ударные нагрузки гасила буферная пружина, установленная в корпусе кронштейна заднего катка.
Для поддержки верхней ветви гусеницы служили (применительно к одному борту) два поддерживающих катка и пара поддерживающих полозьев. В каждую гусеничную ленту входило 103 литых трака, соединявшихся между собой двумя пальцами Каждый трак на внутренней поверхности имел выемку для реборд опорных и направляющих колес. Для смазки катков и траков гусеницы между тележками подвески устанавливалась специальная масленка.
Внешнее освещение состояло из одной дорожной фары (дальнего света) на правом крыле, одной малой фары (ближнего света) на левом крыле, маскировочной фары специальной конструкции на левом крыле и габаритно-маскировочного фонаря на правом крыле заднего двухцветного фонаря и двух габаритных фонарей на правом и левом задних крыльях. Рядом с маскировочной фарой был установлен звуковой сигнал. В передней части боевого отделения у правого борта предусматривалось место для установки радиостанции, но во французской армии танки SOMUA их так и не получили.
Тактико-технические характеристики французского среднего танка Somua S35
Боевая масса |
20 т
|
Размеры: | |
длина |
5300 мм
|
ширина |
2120 мм
|
высота |
2620 мм
|
Экипаж |
3 человека
|
Вооружение |
1 X 41 -мм пушка 1 х 1,5-мм пулемет
|
Боекомплект |
118 снарядов 3000 патронов
|
Бронирование: | |
лоб корпуса |
36 мм
|
лоб башни |
56 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный
|
Максимальная мощность |
190 л.с
|
Максимальная скорость |
40 км/час
|
Запас хода |
260 км
|
Источники:
- P. Danjou Trackstory. Somua S35 (P. Danjou);
- Барятинский М.Танки Франции 1920-1940 гг (Бронеколлекция № 6 - 2009);
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Ю.Спасибухов Французские танки Второй мировой войны (Бронеколлекция № 3 – 2004);
- Бронетехника Франции 1940 г. (Армейская серия Tornado - 16);
- Pascal Danjou, 2004, L'Automitrailleuse de Combat SOMUA S 35.
< Назад | Вперед > |
---|