Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Бронетехника Франции и Польши во Второй мировой войне

Танки союзников СССР во Второй мировой войне

Танки Франции

Французские танки Второй мировой войны
Лёгкий танк сопровождения R 35 Танк "Рено" R-35 ФРАНЦУЗСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК Танк "Гочкис" Н-35
ФРАНЦУЗСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК Танк "Рено" Д-2 Somua S35 Танк "Сомуа" S 35
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК В1 Танк "В1"    

Танки Польши

Польская бронетехника Второй мировой войны
Samochód pancerny wz. 34 Бронеавтомобиль образца 1934 года ПОЛЬСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК 7ТР Легкий танк 7ТР

Французские танки Второй мировой войны

Танки ФранцииРазвитие бронетанковой техники во Франции оказалось под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, сыграло свою роль то, что по окончании первой мировой войны французская армия имела в своем распоряжении самый большой танковый парк в мире. Одних только легких танков "Рено" было более 3000 тысяч единиц. По этой причине считалось нецелесообразным производить новые танки, достаточно было модернизировать имеющиеся. Это привело к тому, что за 17 лет, прошедших с конца войны, французской промышленностью было произведено только 280 танков.

Второе обстоятельство, сыгравшее важную роль в развитии танков и бронетехники Франции, заключалось в том, что французское верховное командование смотрело на танки с позиций 1918 г. Под влиянием этих устаревших взглядов французы медлили с созданием бронетанковых дивизий и было склонно применять танки небольшими группами. Ситуация начала меняться лишь в начале тридцатых годов, когда начальником генерального штаба Французских вооруженных сил стал генерал Л.М.Вейган. Согласно утвержденной им программе, предусматривалась моторизация пяти пехотных дивизий и пяти кавалерийских бригад и создание одной легкой механизированной дивизии. Развитием этой программы стал принятый в 1936 г. план строительства Вооруженных сил, который предусматривал создание 3 легких механизированных, 2 танковых дивизий и 50 отдельных танковых батальонов. Этот же план предусматривал создание и производство танков новых типов.

В итоге к началу второй мировой войны французская армия имела свыше 2000 танков, а к маю 1940 года их количество достигло 3500 единиц. В основном это были легкие танки "Рено" К35 и "Гочкис" Н35, средние Д2 и S35, тяжелые В1. Для французского танкостроения было характерно следующее:

  • вследствие доминирующей в течение многих лет концепции использования танков в основном для поддержки пехоты предпочтение отдавалось броневой защите, вооружение и подвижность танков были недостаточны;
  • широко применялись литые броневые детали, в том числе пол ностью литые корпуса (как на танке "Сомуа" S35) и башни;
  • в качестве силовых установок использовались бензиновые дви гатели со сравнительно малой мощностью;
  • сравнительно небольшие размеры башен, вследствие чего число находящихся в них членов экипа жа составляло 1-2 человека. Это ухудшало управление танком и затрудняло использование установленного в башне вооружения;
  • в силовых передачах использовались механические коробки передач и механизма поворота дифференциального типа. В ходовой части - балансирные подвески и металлические мелкозвенчатые гусеницы.

Оценивая танки Франции и другую бронетехнику этой страны, можно утверждать, что в количественном и качественном отношении они, как минимум, не уступали танкам вермахта. Печальная участь, постигшая французских танкистов, заключалась в основном в ошибках организационного плана: танки были "распылены" по пехотным дивизиям, из 3 легких механизированных дивизий удалось создать только 2, танковая дивизия находилась в состоянии формирования и не оказала влияния на ход войны. Поскольку из подвижных соединений французскому командованию удалось сформировать только легкие механизированные дивизии, представляется целесообразным рассмотреть их организацию.

В состав легкой механизированной дивизии входили разведывательный полк, одна стрелковая бригада в составе трех стрелковых батальонов и одного артиллерийского полка и одна танковая бригада. Стрелковые батальоны имели в качестве транспортных средств полугусеничные вездеходы и мотоциклы. В состав каждого батальона входило по 20 танков, предназначенных для поддержки стрелков на поле боя. Танковая бригада в составе трех батальонов имела более 160 танков. Хотя для того времени такая организация легкой механизированной дивизии была вполне приемлемой, принципы ее использования только в качестве тактического средства поддержки пехоты, оказывающей решающее влияние на исход сражения, были ошибочными.

Польские танки Второй мировой войны

Бронетехника ПольшиПеред второй мировой войной тактические взгляды польского военного руководства находились под сильным влиянием французкой военной мысли. Это относится и ко взгядам на использование танков лишь в качестве средства поддержки пехоты и кавалерии. Особенностью армии Польши являлось преувеличенное значение, которое придавалось кавалерии. Кавалерийские отряды рассматривались как основная ударная сила армии, а подразделения танков и бронеавтомобилей были лишь составной частью этих бригад.

На 1 сентября 1939 года, то есть к моменту нападения Германии на Польшу, танковый парк Польши насчитывал 867 танков и танкеток, в том числе 50 "Рено" R35, 67 "Рено" FТ (модернизированные танки времен первой мировой войны), 38 "Виккерс" - 6 тонн, 135 танков польского производства 7ТР (на основе конструкции "Виккерс" - 6 тонн) и 577 танкеток ТК-3 и ТК-9, созданных в Польше по образцу английской танкетки "Карден-Лойд" Мк VI. Кроме того, имелось 100 бронеавтомобилей, из них 14 образца 1929 года и 86 образца 1934 года. Большая часть этой техники оценивалась как устаревшая.

Танковая промышленность Польши ко второй мировой войне не была развита до уровня, сопоставимого с уровнем развития этой промышленности в мировых державах, однако она была способна выпускать не только танкетки и бронеавтомобили, но и такие сложные боевые машины, как танк 7ТР. Хотя при этом речь шла о производстве техники по лицензиям, исходные конструкции, как правило, значительно изменялись польскими конструкторами, в них вносилось много новшеств, повышавших их боевую ценность.