Польский бронеавтомобиль Wz.34 образца 1934 года
Samochód pancerny wz. 34
("armored car 1934 pattern").
Бронеавтомобиль разработан на базе закупленной во Франции партии в количестве 90 штук полугусеничных шасси "Ситроен-Кегресс В-10". На шасси были установлены разработанные в Польше бронекорпуса с вооружением, и в течение некоторого времени полугусеничные бронеавтомобили эксплуатировались в польской армии. В 1933 году было принято решение переделать их в чисто колесные бронеавтомобили. В ходе переделки менялись задние мосты шасси и, кроме того, на части машин были заменены двигатели.
В конечном варианте скорость бронеавтомобиля по дороге повысилась до 55 км/час, однако значительно ухудшилась проходимость по пересеченной местности. Всего было изготовлено 80 бронеавтомобилей, из которых примерно третья часть была вооружена 37-мм пушкой с ручным наведением на цель, а остальные - 7,92-мм пулеметом. Организационно бронеавтомобили входили в состав эскадронов бронеавтомобилей (7 бронеавтомобилей в эскадроне), являвшихся составной частью разведывательных бронедивизионов кавалерийских бригад.
На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вrаn Рапсеrnа) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 ТКF, 169 ТКS, 120 танков 7ТР, 45 R35, 34 Vickers E, 45 FТ17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FТ17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша вступила во Вторую мировую войну.
В ходе боевых действий часть техники была уничтожена, часть досталась в качестве трофеев вермахту и небольшая часть - Красной Армии. Немцы практически не применяли трофейную польскую бронетехнику, передав ее в основном своим союзникам. Танковые части, входившие в состав Польских вооруженных сил на Западе, формировались по штату британских танковых войск. Наиболее крупным соединением являлась 1-я танковая дивизия генерала Мачека (2-ю Варшавскую танковую дивизию сформировали только в 1945 году в Италии), на вооружении которой в разное время состояли пехотные танки Matilda и Vаlentine, крейсерские Соvenanter и Crusader. Перед высадкой во Франции дивизия была перевооружена танками М5А1 Stuart VI, М4А4 Sherman V, Сеntaur Мк 1 и Cromwell Мк 4. На вооружении 2-й польской танковой бригады, воевавшей в Италии и участвовавшей в штурме монастыря Монте-Кассино, состояли танки М4А2 Sherman II и МЗАЗ Stuart V. Указать точное число боевых машин в составе польских сил на Западе не представляется возможным. Ориентировочно можно считать, что на их вооружении в периоде 1943 по 1947 год состояло около 1000 танков перечисленных типов.
Помимо танков в войсках имелось много легких бронированных машин: английские бронетранспортеры Universal, американские полугусеничные машины, а также различные бронеавтомобили (одних только американских броневиков Staghound насчитывалось около 250 единиц). В 1928 году на вооружение Войска Польского был принят легкий полугусеничный бронеавтомобиль wz.28. Центральные автомобильные мастерские изготовили 90 таких машин на закупленных во Франции шасси Sitroen-Kegresse B. 10.
В 1934-1937 годах силами армейских мастерских их модернизировали путем замены гусеничного движителя на обычный автомобильный мост, и они получили обозначение wz.34. Примерно треть боевых машин вооружалась пушкой, остальные - пулеметом.
К началу Второй мировой войны бронеавтомобилями wz.34 были укомплектованы 10 бронеэскадронов, входивших в состав 21 -, 31 -, 32-, 33-, 51 -, 61 -, 62-, 71-, 81- и 91-го броневых дивизионов кавалерийских бригад Войска Польского. В результате интенсивной эксплуатации в мирное время устаревшая материальная часть эскадронов была к тому же сильно изношена. Заметного участия в боевых действиях эти машины не принимали и использовались для ведения разведки. К концу боев почти все они были подбиты или вышли из строя по техническим причинам.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
2,2 т
|
Размеры: |
|
длина |
3620 мм
|
ширина |
1910 мм
|
высота |
2220 мм
|
Экипаж |
2 человека
|
Вооружение |
1 х 37-мм пушка
|
Боекомплект |
96-100 снарядов
|
Бронирование: |
|
лоб корпуса |
8 мм
|
лоб башни |
8 мм
|
Тип двигателя |
карбюраторный "Ситроен" тип В-14
|
Максимальная мощность |
20 л.с.
|
Максимальная скорость |
55 км/час
|
Запас хода |
250 км
|
Источники:
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- Wydawnictwo Militaria 318 - Samochody pancerne wz.29/wz.34;
- Samochod pancerny wz.34 [Typy Broni i Uzbrojenia 056].