Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"

Бронеавтомобиль Rolls-Royce (Rolls-Royce Armoured Car)

"Роллс-Ройс"Бронеавтомобиль Вооруженных сил Великобритании, разработанный в 1914 году фирмой Rolls-Royce, широко применялся на Западном фронте во время Первой мировой войны. Но и когда она закончилась, после проведения ряда модернизаций, находился на вооружении британской армии вплоть до 1944 года, демонстрируя рекорд долголетия бронеавтомобилей периода Первой мировой войны. Бронеавтомобили Rolls-Royce признаются наиболее удачными, среди данного класса машин, построенных в начале Первой мировой войны (с 1914 по 1918 год выпущено 120 единиц). Кроме Великобритании, бронеавтомобили "Роллс-Ройс" были на вооружении армий Ирландии и Польши.

Бронемашина

Бронеавтомобиль

Английский бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" разработан в 1914 году по заказу Британского Адмиралтейства. Корпус трехместной машины изготавливался из стальных броневых листов толщиной от 8 до 9 мм которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси автомобиля Silver Ghost ("Серебряный призрак"). С отделением управления совмещено боевое отделение, над которым располагалась круглая открытая пулеметная рубка, обеспечивавшая относительную защиту пулеметчику. Один 7,7-мм пулемет "Виккерс", имевший ограниченный угол обстрела, являлся основным вооружением бронеавтомобиля.

Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"

Два маленьких окна в бортах, а также узкое лобовое окно обеспечивало обзор водителю и командиру, оно прикрывалось бронекрышкой, опускающейся в боевой обстановке, а также два маленьких окна в бортах. В кормовой части бронеавтомобиля находилась открытая платформа, где можно было транспортировать дополнительное имущество. К правому борту машины крепились два запасных колеса.

В ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались слицованные колеса. Спереди - односкатные, сзади двухскатные, для компенсации увеличившейся нагрузки. В передней части корпуса бронеавтомобиля находилось моторное отделение с шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Роллс-Ройс" (мощностью до 50 л.с.), позволявшим бронеавтомобилю развивать скорость на дорогах с твердым покрытием до 72,5 км/ч. Радиатор машины прикрывала двухстворчатая бронекрышка. Доступ к двигателю для обслуживания и ремонта обеспечивали поднимающиеся верхние панели бронекапота.

Такой бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" был самой распространенной моделью бронеавтомобиля Первой мировой войны.

Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" разных модификаций
Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" Бронеавтомобили
Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"
Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс" Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"
Нажмите на фото, чтобы увеличить

Бронеавтомобили Rolls-Royce участвовали в боевых действиях во Франции, в Египте, на Дарданеллах, в Восточной Африке, в России и на Ближнем Востоке. Кроме того, в межвоенный период бронированные "Роллс-Ройсы" находились в строю: их применяла полиция во всех странах, входивших в состав Британской империи.

Бронемашины

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Роллс-Ройс", модель 1914
Боевая масса, т 3,55
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм
длина 4920
ширина 1930
высота 2530
колесная база 3620
дорожный просвет 280
Бронирование, мм 8-9
Вооружение один 7,7-мм пулемет "Виккерс"
Боекомплект 3000 патронов
Двигатель "Роллс-Ройс", карбюраторный, 6-цилиндровый,  рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,8 кВт
Удельная мощность, кВт/т 10,4
Максимальная скорость, км/ч 72,5
Запас хода по топливу, км 288

Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"

Бронеавтомобили "Роллс-Ройс": дальнейшие модернизации

В 1920 году по заказу военного министерства Великобритании была построена целая серия бронеавтомобилей, конструктивно представлявших собой развитие модели 1914 года, но имевших ряд усовершенствований: колеса стали дисковыми, башня цилиндрической формы с 7,7-мм пулеметом "Виккерс" получила трехскатную крышу и увеличилась по высоте, в створках бронекрышки радиатора появились отверстия для доступа воздуха. Машина получила обозначение "Роллс-Ройс" модель 1920 г. Mk I, ее масса несколько увеличилась и составила 3,85 т. В 1939 году английская армия насчитывала 42 бронеавтомобилями этого типа.

Бронеавтомобиль "Роллс-Ройс"

Следующая модернизация была направлена на улучшение боевых свойств бронеавтомобиля. И теперь на крыше башни появилась прямоугольная наблюдательная башенка, которая могла подниматься и откидываться назад. Модификация получила обозначение "Роллс-Ройс" модель 1920 г. Mk IA и в английской армии было 10 бронемашин этого типа в 1939 году. На бронеавтомобилях, находившихся в Ираке, для радиосвязи с самолетами устанавливались поворотные рамочные вертикальные антенны, обеспечивавшие уже в 1922 году дальность связи до 50 км. Общая высота бронемашины с этой антенной составляла 4 метра.

В 1924 году в результате следующего этапа модернизации машина получила новую башню, на крыше которой по всей ее ширине была устроена наблюдательная башенка со смотровыми щелями. Вместо прежней пулеметной установки в башне со щитом вооружение стали монтировать в шаровой установке. Увеличение массы бронемашины до 4,217 т повлекло за собой использование колес большего размера с более широкими шинами. Новая модель получила обозначение "Роллс-Ройс" модель 1924 г. Mk I. В 1939 году на вооружении частей английской армии имелось 24 таких броневика.

"Роллс-Ройс" 1924

К 1940 году на вооружении британской армии находилось около 75 бронеавтомобилей "Роллс-Ройс", приблизительно столько же использовалось в английских колониях и доминионах. В Великобритании эти бронеавтомобили применялись для охраны местных объектов и в боевых действиях не участвовали, но бронемашины за пределами метрополии воевали: в 1941 году в Ираке небольшое количество "Роллс-Ройсов" Королевских Военно-воздушных сил подавили мятеж, возглавленный Рашидом Али, а "Роллс-Ройсы" из состава 11-го королевского гусарского полка участвовали в первых боях в пустыне против Африканского корпуса Эрвина Роммеля.

34 бронеавтомобиля, дислоцировавшихся в составе 11-го гусарского полка в Египте, были в 1940 году модернизированы. На них установили открытую сверху башню, в которой были смонтированы:

  • 14-мм противотанковое ружье "Бойс",
  • 7,7-мм пулемет "Брен" и
  • мортирка для стрельбы дымовыми гранатами.

Бронеавтомобили получили новый шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения "Роллс-Ройс" с рабочим объемом 7430 см3, который развивал мощность 80 л.с. и позволял бронемашинам двигаться с максимальной скоростью 88 км/ч. Запас хода увеличился до 300 км. В таком виде "Роллс-Ройсы" применялись в боевых действиях в Северной Африке вплоть до конца 1941 года.

"Роллс-Ройс"

20 боевых машин 2-й роты бронеавтомобилей Королевских ВВС, находившихся в Египте, в сентябре 1940 года были переставлены на шасси грузовиков "Фордзон". У этих броневиков сохранили башни старого типа с пулеметом "Виккерс", но оборудовали зенитной турельной установкой с одиночным пулеметом "Льюис" или спаренными "Виккерс" К или "Браунинг". Часть машин дополнительно получила противотанковое ружье "Бойс". "Фордзоны" использовались в боевых действиях в Ливии, Сирии и Ираке до конца 1941 года. Есть сведения, что они привлекались для охраны аэродромов вплоть до 1944 года.

Источники:

  • Холявский Г. Л. "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • David Fletcher "The Rolls-Royce Armoured Car";
  • Mk1 Rolls Royce Armoured Car [Walk Around].
  • GPM Rolls-Royce Pattern Mk.I 1920.