Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Бронеавтомобиль "Пирлесс"

Бронеавтомобиль "Пирлесс" (Peerless Armoured Car)

Бронеавтомобиль "Пирлесс"Во время Первой мировой войны американские коммерческие грузовики Peerless были изменены англичанами для использования в качестве броневиков. Разработку назвать передовой все же нельзя - это была надежная машина, но медленная, неустойчивая и мало подходила для плохих дорог. Наиболее распространенным был двухбашенных вариант, оснащенный двумя пулеметами. Надо отметить, что 16 бронеавтомобилей "Пирлесс" в 1916 году были доставлены в Россию, где они использовались, как зенитные бронеавтомобили (40-мм автоматическая пушка Vickers QF Mark II + 7,7-мм пулемет "Льюис", находившийся в укладке в боевом отделении), однако информации о боевом применении "Пирлессов" Русской армией крайне мало.

Броневики

"Пирлесс"После оживления военных действий на Западном фронте в результате применения танков Первой мировой войны, стало возможным вновь применять там же и бронеавтомобили (ранее, в начале 1915 года, из-за приобретения войной позиционного характера использование бронеавтомобилей стало малоэффективным). Для этого предназначались в первую очередь бронемашины "Пирлесс". Но по причине плохой проходимости по пересеченной местности эти бронеавтомобили должны были буксироваться танками через зону окопов и затем уже начинали работать самостоятельно.

Бронеавтомобиль

Данный бронеавтомобиль был разработан в 1916 году (в литературе иногда называют 1915 год) с использованием шасси 2,5-тонного коммерческого грузовика "Пирлесс". Внешние отличия от бронеавтомобиля "Остин" состояли в основном в выступающей сзади рамой шасси. Корпус бронеавтомобиля создавался из стальных броневых листов, которые приклепывались к каркасу, смонтированному на раме шасси. Толщина лобовой бортовой и кормовой брони составляла 8 мм (днище - 3 мм, крыша - 5 мм), что защищало экипаж из пяти человек от обычных небронебойных пуль на любой дистанции.

Бронеавтомобиль "Пирлесс"

В моторном отделении, находившимся в передней части корпуса, устанавливался четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Пирлесс" мощностью 40 л. с. Боевая масса броневика составляла 6,9 тонны. Машина была способна двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч. При движении задним ходом скорость бронеавтомобиля не превышала 8 км/ч.

Зенитный бронеавтомобиль

Зенитный бронеавтомобиль "Пирлесс", 24.03.1917, Царское Село.

В правой и левой стенках бронекапота были предусмотрены съемные панели, которые обеспечивали доступ к двигателю для ремонта и обслуживания. Передний лобовой лист с бронекрышкой радиатора размещался под наклоном, что усиливало защитные свойства бронирования. За моторным отделением находилось отделение управления, где размещались два члена экипажа: справа - водитель и слева - командир машины.

Довольно широкое окно было спереди отделения управления, что позволяло водителю наблюдать за местностью перед бронемашиной. В боевой обстановке окно закрывалось двумя горизонтальными бронекрышками: верхняя имела две смотровые щели, оснащенные пуленепробиваемым стеклом (крепилась к передней кромке слегка скошенной крыши отделения управления); нижняя бронекрышка - откидываясь, ложилась на верх капота. Слева, в борту отделения управления, находилась дверь с длинным узким окном, которое тоже прикрывалось откидывающейся вверх бронекрышкой. Такое же окно было и в правом борту.

Бронеавтомобили "Пирлесс"
Бронеавтомобиль Peerless Armoured Car
Бронеавтомобиль "Пирлесс" Бронеавтомобиль
"Кликните" на изображение для увеличения

Средняя часть корпуса, где находилось отделение управления, существенно расширялась за счет двух полукруглых спонсонов, увенчанных стоящими рядом цилиндрическими пулеметными башнями, вращавшимися независимо друг от друга. Вооружение включало два 8-мм пулемета "Гочкис" образца 1914 года с боекомплектом по 3500 патронов. Два пулеметчика (младший унтер-офицер и ефрейтор) обслуживали вооружение.

Конструкторы бронеавтомобиля "Пирлесс", учитывая опыт боевого применения "остинов", предусмотрели кормовой пост управления и дверь в корме корпуса, которая облегчала посадку и высадку экипажа. В заднеприводной ходовой части использовались деревянные спицованные колеса с грузошинами. Вращательный момент передавался от двигателя на задний мост через четырехступенчатую коробку передач с помощью цепного привода. Нагрузка на оси составляла: спереди - 3,1 т, сзади - 3,8 т.

Бронеавтомобиль "Пирлесс"

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля "Пирлесс"
Боевая масса, т 6,9
Масса пустой машины, т 6,5
Экипаж, чел 5
Габаритные размеры, мм
длина 6230
ширина 2260
высота 2740
колесная база 4300
дорожный просвет 250
Бронирование, мм
лоб, борт 8
корма 8
днище 3
крыша 5
Вооружение два 8 мм пулемета "Гочкис"
Боекомплект 7000 патронов
Двигатель "Пирлесс", 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт
Удельная мощность, кВт/т 4,26
Максимальная скорость, км/ч 40
Запас хода, км 145
Запас топлива, л 108

В справочнике Хейгль, "TASCHENBUCH DER TANKS" (издание - 1935 год, перевод - 1936) отмечается, что у легкого бронеавтомобиля Пирлесс (1916-17) "проходимость по местности отсутствует", а также дополняются ТТХ: запас горючего - 108 л на 145 км, расход горючего на 100 км - 74 л, мощность на 1 т веса машины - 5,8 л.с., привод - цепной на заднюю ось, управление - двойное управление передними колесами.

Бронеавтомобиль "Пирлесс"

Полубронированный автомобильПолубронированный безбашенный бронеавтомобиль "Пирлесс" был построен для Ирландии и Греции на шасси того же 2,5-тонного грузовика. Машина имела открытый сверху корпус, над которым для защиты от ручных гранат и камней были наклонно установлены две рамы с металлической сеткой. В верхней части бортов бронекорпуса были предусмотрены смотровые окна с броневыми крышками. Такая машина использовалась при подавлении восстания в Греции в 1935 году.

Источники:

  • Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906-1917 гг.;
  • Холявский Г. Л. "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Christopher F. Foss. The Encyclopedia of Tanks and Armoured Fighting Vehicles;
  • Хейгль, "Танки. Справочник" (пер. 1936 год), изд.второе.