Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Эвакуация застрявших танков - Способы вытаскивания танков
Содержание
Эвакуация застрявших танков
Способы
Приложение

Эвакуация застрявших танков

СПОСОБЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЫВЕШИВАНИЯ ТАНКОВ

Этот способ следует применять для вытаскивания танков, опрокинутых на башню и завалившихся с большим креном в канаву. Такие танки после приведения в нормальное положение могут быть вытащены при помощи полиспаста или, в более легких случаях, обычными буксирными средствами. При исправности агрегатов и механизмов танки, приведенные в нормальное положение, могут выйти из оврага своим ходом. В нормальное горизонтальное положение танк приводится путем вертикального вывешивания при помощи ручных винтовых и реечных паровозных и вагонных домкратов грузоподъемностью 10—25 т.

Работы по вывешиванию ведутся последовательным подъемом накренившейся стороны с устройством под танком временных опор в виде деревянных клеток из бревен.
При вытаскивании танка, опрокинувшегося на башню с моста в овраг (рис. 20), следует применять также вертикальное вывешивание его до определенного уровня (в зависимости от размеров оврага и расположения его скатов) при помощи ручных винтовых и реечных паровозных и вагонных домкратов. Такое вертикальное вывешивание особенно необходимо зимой, когда башня танка и верхние листы его корпуса прихвачены льдом ко дну оврага или находятся подо льдом. При подъеме домкратами надо выкладывать клетки из бревен для перестановки домкратов. Только после такого предварительного вертикального вывешивания танк следует кантовать с помощью полиспастов, чтобы установить его в нормальное горизонтальное положение на гусеницы. Во время кантования для смягчения возможного удара танка на грунте надо устраивать подушку из веток, фашин и других подручных материалов.

Танк застрял

ВЫТАСКИВАНИЕ ТАНКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕГО ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ

В связи с повреждением ходовой части или по другим причинам гусеницы танка довольно часто не вращаются, чем создают при вытаскивании танка большое дополнительное сопротивление. Для уменьшения этого сопротивления необходимо предварительно расцепить гусеницы в верхних задних траках и свободные части гусениц
расстелить по направлению предполагаемого перемещения танка. Выложенные таким образом гусеницы создают дорожки для качения по ним нижних катков, что значительно облегчает вытаскивание танка.

СПОСОБЫ ВЫТАСКИВАНИЯ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ С ПОМОЩЬЮ ВОРОТОВ

Вытаскивание застрявших танков из больших водоемов и рек с помощью воротов рекомендуется применять лишь в крайнем случае (при отсутствии полиспастов и других тяговых средств), так как этот способ вытаскивания танков довольно несовершенен, требует проведения больших подготовительных работ и значительной затраты времени. Ворот устраивают следующим образом. Выкапывают яму в твердом грунте глубиной 1—1,5 м, а в илистом — 2 м. В яму со стороны вытаскиваемого танка закладывают упорные бревна. В заготовленную таким образом яму опускают ворот (бревно), который расчаливается канатами или стальными тросами, как показано на рис. 21.

Способы вытаскивания танков

Концы расчала закрепляют в анкерах (мертвяках), зарытых в землю на глубину не менее 1 м и отстоящих от ворота на расстоянии 20—25 м. Ворот устанавливают с уклоном в сторону, противоположную от вытаскиваемого танка. Количество воротов, требующихся для вытаскивания танка, определяется в зависимости от характера застревания и типа танка. Так, например, для вытаскивания легкого танка требуется 1—2 ворота; среднего танка—2—3 ворота; тяжелого танка — 3—4 ворота. Вороты проворачиваются командами в 50—75 человек или лошадьми.

ВЫТАСКИВАНИЕ ЗАТОНУВШИХ ТАНКОВ ИЗ ОЗЕР, БОЛОТ И РЕК

Танки, затонувшие в озерах, болотах и реках с глубоким погружением в воду и с удалением от берега до 80 м, вытаскивают при помощи полиспастов. Подготовительные работы производятся водолазной бригадой (состоящей из старшего водолаза и его помощника), снабженной водолазкой станцией и комплектом принадлежностей к ней: воздушным насосом, резиновыми шлангами, водолазными костюмами со скафандром и др. Зимой во льду озера или реки по месту затонувшего танка устраивается прорубь размером 5х10 м (рис. 22). На льду у проруби устанавливается водолазная станция. Водолаз осматривает под водой затонувший танк и намечает путь, по которому будет вытаскиваться танк. После этого во льду прорубается предварительная майна (проход) от места затонувшего танка в сторону берега шириной не более 2 м по направлению, указанному водолазом (рис. 22). Для ускорения устройства майны необходимо привлекать сапер-подрывников.

ВЫТАСКИВАНИЕ ЗАТОНУВШИХ ТАНКОВ

Путь от затонувшего танка до берега очищается водолазом от разных препятствий (камней, пней и т. д.). Для извлечения со дна озера или рек какого-либо препятствия (камня, пня) над майной устанавливают козлы с талью (рис. 23).

Извлечение препятствия

Препятствующий движению танка предмет либо поднимается наверх, либо оттаскивается в сторону по дну реки или озера. Только после того как весь путь от затонувшего танка до берега будет очищен, расширяют майну (проход) до нужных размеров. Старший водолаз присоединяет трос к крюкам танка, и при помощи полиспаста танк вытаскивают на берег. Если берега озера или реки крутые, то для ускорения работ саперы-подрывники подготовляют пологий выход для танков.

УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ ЛЫЖ ДЛЯ БУКСИРОВКИ ТАНКОВ

Тяжелые и средние танки с поврежденной ходовой частью в условиях зимы и весенней распутицы, как правило, буксируются на специально изготовленных деревянных или металлических лыжах. Танк буксируется на одной паре лыж, которые не имеют между собой жесткого крепления. Прицепным устройством служит стальной трос диаметром 25—30 мм или специально изготовленная жесткая сцепка. Лыжи прикрепляются тросами к гусеничным лентам и другим деталям ходовой части; буксирные тросы, идущие от прицепного устройства трактора к танку, закрепляются в передней части лыж и одновременно к крюкам танка (рис. 24).

Танк буксируется

По краям лыж крепятся угольники размером 100 х 100 мм, предохраняющие танк от сползания с лыж в боковом направлении. Каждый угольник крепится по всей длине лыж шестью болтами диаметром 18 мм. На лыжи танк накатывается трактором или лебедкой трактора. Лыжи предварительно подводят под гусеницы танка. Если приходится буксировать танк с неподвижными гусеницами, то его устанавливают также на лыжи. Для этого разъединяют верхние траки гусениц, а сами гусеницы расстилают на подведенные лыжи и танк накатывают по гусеницам нижними катками. При буксировке на крутых спусках танк необходимо поддерживать сзади другим трактором. Лыжи для буксировки средних танков применяются деревянные с железной оковкой (рис. 25) и железные (рис. 26).

Лыжи для танков

Для изготовления одной пары деревянных лыж требуются следующие материалы:

Пара лыж

Железные лыжи изготовляются из листового железа толщиной 6—8 мм, по краям (для предотвращения возможного сползания с них танков в боковом направлении) привариваются железные угольники сечением 100 х 100 мм и длиной 300—100 мм. Для буксировки среднего танка на лыжах необходимо 1—2 трактора, тяжелого танка — 3—4 трактора (ЧТЗ-60, или ЧТЗ-65, или С-2).

ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРЯДА ПО ЭВАКУАЦИИ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ

Из опыта эвакуации застрявших танков (трестом передвижки зданий Мосгорисполкома на Западном фронте) рекомендуется создавать специальные эвакуационные отряды для обслуживания каждой или двух соседних армий или фронта в целом. Примерная организационная схема такого эвакуационного отряда приведена на рис. 27. Необходимая материальная часть и табель оборудования этого отряда указаны в приложении 1. На эвакуационный отряд возлагается вытаскивание танков, застрявших в реках, озерах, болотах, оврагах и других местах, а также буксировка вытащенных танков в тыл.

Эвакуационный отряд

Общий состав эвакуационного отряда устанавливается, согласно ниже приведенного примерного перечня:

  • Командир отряда Комиссар отряда
  • Помощник командира отряда по технической части
  • Помощник командира отряда по хозяйственной части
  • Механик отряда
  • Техническая разведка
  • 1-й взвод
  • 2-й взвод
  • 3-й взвод
  • Автотракторный взвод
  • Отделение обеспечения

Техническая разведка устанавливает точное месторасположение застрявших танков, характер застревания, возможную трассу буксировки, подъезды и пр. При разведке, в случае необходимости, саперы-минеры производят разминировку танка. Первый, второй и третий взводы состоят каждый из трех отделений. Первое и второе отделения каждого взвода производят подготовительные работы, третье отделение вытаскивает танк. Автотракторный взвод состоит из трех отделений: первое отделение автотранспортное, второе отделение тракторное, третье отделение ремонтное (ремонт автотранспорта, тракторов и механизмов).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ВЫТАСКИВАНИЮ ЗАСТРЯВШИХ ТАНКОВ

Для лучшего и быстрейшего выполнения работ по вытаскиванию танков и максимального использования применяемых для этого механизмов рекомендуется следующий порядок работ:

  1. До начала работ необходимо произвести тщательную разведку в районе застревания танков с привлечением сапер-минеров и иметь данные разведки по каждому подлежащему извлечению танку в объеме, указанном в приложении 2.
  2. По данным разведки составляется план извлечения танков на отдельный отрезок времени, с учетом условий застревания танков, технической оснащенности работ в зависимости от территориального расположения танков.
  3. В целях правильного и полного использования механизмов и приспособлений для вытаски-
    вания танков в каждом эвакуационном отряде создаются отдельные специальные отделения:
    а) отделение по производству подготовительных работ;
    б) отделение по вытаскиванию и подъему танков.
  4. До начала работ по вытаскиванию танка командир взвода должен направить на место для производства подготовительных работ бригаду с необходимым оборудованием и инструментом. По данным разведки и личным осмотром на месте командир взвода устанавливает способ, при помощи которого будет вытащен танк, и определяет объем подготовительных работ.
  5. Подготовительные работы при применении полиспаста начинаются с устройства анкеров для неподвижных блоков и установки лебедки. Затем выкапывают колодцы, заготовляют и устанавливают столбы. Одновременно с этим производятся подготовительные работы по освобождению самого танка (скалывание льда, мерзлого грунта, снятие грунта для устройства выходов для танка и пр.). Для ускорения работ саперы подрывают мерзлый грунт и лед.
  6. По окончании подготовительных работ по вытаскиванию танка командир взвода, проверив их выполнение, направляет на место работ отделение по вытаскиванию и подъему танков с необходимым вспомогательным оборудованием и инструментами.
  7. Отделение по вытаскиванию и подъему танка начинает свою работу по монтажу полиспаста по схеме, выбранной помощником командира по технической части. В объем этих работ входят распределение и привязка блоков к танку и анкерам, установка и привязка к анкерам лебедки и запасовка троса. В случае надобности одновременно с монтажом полиспаста производится вертикальное вывешивание и выравнивание танка.
  8. По окончании монтажа полиспаста и других подготовительных работ помощник командира отряда по технической части совместно с командиром взвода производят приемку и проверку выполненных работ, а также устанавливают готовность к вытаскиванию танка. При проверке выполненных работ до вытаскивания следует особенно тщательно проверить надежность крепления подвижных и неподвижных блоков во избежание срыва блоков во время натяжения полиспаста и возможных в связи с этим несчастных случаев.
  9. По установлению готовности работ к вытаскиванию танка тяговые устройства (лебедка или трактор) приводятся в действие. Работы по вытаскиванию танка производятся под непосредственным руководством командира взвода или помощника командира отряда по технической части.
  10. Если в момент застревания танка в нем была включена какая-либо передача, то необходимо до начала вытаскивания рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение, выключить бортовые фрикционы и тем самым обеспечить вращение гусениц при его вытаскивании.
  11. В отдельных случаях тяжелого застревания танков и большого сопротивления для облегчения усилий в момент начального сдвига танка с места рекомендуется подорвать грунт под кормовой частью танка в момент натяжения полиспаста, что создает дополнительный толчок в сторону направления приложенных усилий.
  12. Если на пути буксировки вытащенного тяжелого танка имеются крутые подъемы, а тяговые усилия тракторов недостаточны для их преодоления, то следует применить полиспасты по указанному выше способу.