Содержание |
---|
Методические указания |
Время запаздывания |
Приборы колебания |
Скорость и курсовой угол |
Тренировка в определении скорости и курсового угла своего танка.
Для того чтобы обучаемые хорошо усвоили принцип отсчёта курсовых углов танка в градусах, научились правильно производить построение и отсчёты лимба в угломерных делениях и переводить угловые измерения (в градусах) в деления лимба угломера и обратно, необходимо начальную тренировку в приёме команд и целеуказаний и их исполнению проводить на макетах танков с градуированными в угломерных делениях башенными угломерами и макетами лимбов. Тренировку проводить так же, как в башне танка и на перископических прицелах до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты в приёме и выполнении команд обучаемыми.
Последующая тренировка проводится в танке с определением углов (в градусах) относительно корпуса танка. Каждый обучаемый должен знать угол поворота башни относительно углов и плоскостей корпуса танка, а также положения отдельных агрегатов в боевом отделении. Только после приобретения обучаемыми твёрдых навыков в чётких целеуказаниях и выполнении команд на направление орудия в цель под любым курсовым углом (с точностью до 5°) на неподвижном танке и в движении следует переходить к тренировке с применением лимба угломерной шкалы прицелов.
Обучение пользованию лимбом угломерной шкалы проводить на ПТ-4-7 и ПТК.
Цель тренировки - научить обучаемых безошибочно определять угол, под которым находится башня в момент принятия команды (целеуказания) относительно оси корпуса танка, получать скомандованный угол (путём прибавления к нему или вычитания из него соответствующего угла) и направлять орудие на указанную цель. Одна из главных задач обучения и тренировок - научить обучаемых выполнять команды с поворотом башни танка в минимальное время.
Для того чтобы стрелок научился правильно подготавливать исходные данные для стрельбы из танка с хода, необходимо привить ему навыки в быстром, безошибочном и интуитивном определении скорости движения своего танка.
Это может считаться выполненным, если обучаемые научатся определять скорость своего танка по режиму работы мотора и качке корпуса, а также по скорости проходящим в обратную сторону (по отношению к движению танка) местным предметам, наблюдаемым через смотровые (неувеличивающие) и оптические (увеличивающие) приборы. Для выработки практических навыков в указанных приёмах необходимо использовать все передвижения обучаемых в боевых и транспортных машинах. Цель подготовки по данному разделу обучения считается достигнутой, если обучаемый 10-15 раз (на различных участках и разном рельефе местности, на различных скоростях) определит скорость своей машины (ошибки допускаются в пределах 10-15% в большую или меньшую сторону).
Тренировка в решения задач на подготовку исходных данных для стрельбы с хода.
Быстрое решение задач по подготовке исходных данных для стрельбы и их исправление в процессе самой стрельбы имеет важнейшее значение, поэтому способы решения должны быть простыми, навыки же стрелков в применении этих способов должны быть доведены до совершенства.
Подготовка исходных данных слагается из:
- а) определения расстояния до цели (на-глаз) и установки прицела с округлением до полных делений в соответствующую сторону (в большую при движении от цели и в меньшую при движении на цель);
- б) определения скорости и курсового угла, своего танка (в основу берутся три типичных КУ: 0°, 30° и 90°);
- в) определения величины боковой поправки и установки её на целике с округлением до полуделений (0-02) или выносом точки прицеливания в фигурах цели.
Все задачи, решаемые обучаемыми в порядке тренировки, разбить на две основные группы: задачи на дальности в пределах прямого выстрела и задачи в пределах дальности действительного огня из данного образца оружия. С целью завершения всей тренировки необходимо отработать вопросы подготовки исходных данных для стрельбы с хода по движущейся цели. Тренировка должна проводиться так, чтобы все обучаемые постоянно участвовали в решении задач, чтобы, принимая каждое решение, они действовали быстро и решительно, и чтобы доклады и команды, передаваемые ими, были краткими и чёткими. Поэтому каждое занятие должно быть хорошо продумано руководителем и обеспечено необходимыми материалами. Все задачи также должны быть предварительно решены самим руководителем.
Рекомендуется проводить тренировку в такой последовательности.
1. Решение задач на ящике с песком, на котором установлены уменьшенные цели, ориентиры и местные предметы. Указанные задачи решать на танках-макетах с вращающейся башней и начерченным вокруг башни градуированным кругом. При постановке задач руководитель занятия ставит танк-макет на ящик с песком под соответствующим курсовым углом относительно заданной цели и указывает скорость танка и дистанцию.
Все обучаемые, учитывая положение заданной цели, курсовой угол и скорость танка, готовят исходные данные для стрельбы и по вызову руководителя докладывают своё решение в виде команды. При грубой ошибке в определении направления или величины поправки необходимо указывать её обучаемым, демонстрируя фактическое положение разрыва в стороне от цели (обозначая последний пушком: на месте разрыва втыкается в песок спичка с намотанной на её головку ватой). Если обучаемый не понял своей ошибки и продолжает усугублять её в результате неточного наблюдения и неправильной оценки разрывов, то для её исправления вызывается другой обучаемый; так необходимо действовать до тех пор, пока ошибка не будет исправлена полностью и пока решение не будет соответствовать условию поставленной задачи. После этого необходимо произвести короткий разбор занятия, где указать на причины происшедшей ошибки (на нарушения правил стрельбы, вызвавшие ошибку).
2. Занятия в поле без материальной части "пеший по-танковому" (проводятся по такому же методу, что и предыдущие занятия). Цели выбираются или устанавливаются на действительные расстояния, направление движения танка определяется соответственно указанному руководителем основному направлению, а скорость движения - соответственно решению самих обучаемых, в зависимости от характера местности и состояния грунта.
При движении обучаемых в составе экипажей танка "пеший по-танковому" руководитель указывает цель, после чего требует громкой команды-доклада одного из обучаемых экипажа. При ошибках даёт вводные, с целью исправления ошибок обучаемыми, указывает места разрыва снаряда относительно цели (производит отсчёт по местным предметам в фигурах цели или в угломерных делениях).
3. Занятия в тире и в поле (проводятся по такому же методу, как и занятия, указанные в 1 и 2 пунктах). Основной целью этих занятий является следующее: научить обучаемых фактически устанавливать подготовленные исходные данные на приборах для стрельбы и наблюдения (ТОД, ТОП, ПТ и ПТК). На этих занятиях обучаемые тренируются в круговом наблюдении (или в наблюдении в секторе не менее 180°) за обозначенными точками и целями, установленными на действительные расстояния.
Рис. 34. Станок для тренировки в работе с оптическими прицелами
Башни-макеты или станки (рис. 34) должны быть оборудованы приборами для стрельбы и наблюдения: ТОП (ТМФД), ПТ и ПТК (в крайнем случае последними двумя). Необходимо особенно тщательно организовать занятия по целеуказанию внутри танка с применением градусного круга и лимба, горизонтальных углов ПТ и ПТК. Только после отработки и четкого усвоения вопросов - выполнение команд, подготовка и установка прицелов и наводка орудия в цель по лимбу горизонтальных углов - можно переходить к занятию по решению одной общей задачи всеми обучаемыми из всех башен-макетов или станков. Это занятие проводить как занятие по целеуказанию и решению задач вне танка при управлении огнем всего подразделения. С особой четкостью должны также проводиться занятия на танках. Для проведения этих занятий используются все выходы танков на вождение, тактическую подготовку и т. п., при этом обучаемые решают задачи по правилам стрельбы в совершенно реальной обстановке. Подготовка данных занятий заключается в изучении секторов местности, по которой будет проходить танк, в определении ориентиров и установке целей на местности.
В разработке ряда задач и принятии правильных, исчерпывающих решений самим руководителем занятий. Затем проводятся инструкторско-методические занятия с инструкторами всех танков на данной местности по задачам, заранее разработанным и решенным руководителем. После проведения инструкторско-методических занятий каждый инструктор танка должен разработать конспект-схему с рядом поставленных задач и решений по ним, наметить рубежи, с которых ставятся задачи, и указать, на каком рубеже должна быть поставлена следующая задача. Для отработки ряда задач в составе подразделений (для передачи команд и целеуказаний и проверки решения и техники исполнения их экипажем каждого танка) используются радио и микрофон (радийные танки).
< Назад | Вперед > |
---|