Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Приложения к Боевому Уставу - Приложения 7-12
Содержание
Приложения к Боевому Уставу
Приложения 3-6
Приложения 7-12
Оглавление

Приложение 7

Примерная форма журнала наблюдения

Журнал наблюдения

Приложение 8

Погрузка танков для перевозки по железной дороге

1. При отсутствии постоянных или передвижных воинских платформ для погрузки танков сооружаются погрузочные боковые аппарели или торцовые платформы из рельсов и шпал с настилом.

2. Боковые аппарели устраиваются так (рис. 53): на расстоянии 1080 мм от наружной грани головки путевого рельса укладываются шпальные клетки одна к другой рядом, вдоль пути. Шпалы первого ряда каждой клетки

Боковая аппарель

Рис. 52. Боковая аппарель шириной в две, три и четыре шпалы
(Нажмите на изображение для увеличения)

кладутся перпендикулярно оси пути. Шпалы второго ряда укладываются параллельно пути, причём ближайшую к пути шпалу кладут вровень с концами шпал первого ряда, а следующую — на расстоянии 40—50 см от противоположных концов шпал первого ряда. Шпалы третьего ряда кладут над шпалами первого ряда, а шпалы четвёртого ряда — над шпалами второго. В пятом ряду кладут шпалы длиной 1,8 м и под их концы в четвёртом ряду подкладывают дополнительную шпалу. На ближайшие к пути концы шпал пятого ряда кладут рядом, параллельно пути, две шпалы, а на них — первую опорную шпалу. На первую опорную шпалу укладывают подошвами вниз концы двух рельсов, а другие концы упирают в землю. Уложив рельсы, подводят вторую опорную шпалу, укладывая её на шпалу четвёртого ряда.

Для подведения третьей опорной шпалы за клеткой шпалы укладывают перпендикулярно пути в торец первого ряда. На них, примерно около середины, параллельно пути, кладут рядом две шпалы, которые и являются основанием для третьей опорной шпалы. Четвёртая опорная шпала укладывается непосредственно на землю. К нижним концам рельсов укладывают опорную шпалу и закрепляют её кольями. Опорные шпалы плотно подводят под рельсы и рельсы пришивают к шпалам костылями. Шпальный настил укладывают снизу вверх и скрепляют его 5-см досками. Шпальные клетки скрепляют скобами.

Боковые аппарели собираются шириной не менее 8,1 м, т. е. в три шпалы. В случае подготовки погрузки и выгрузки серии эшелонов с большим количеством материальной части боковые аппарели собираются шириной в четыре шпалы (10,8 м). Необходимый материал и время для устройства аппарелей различной ширины приведены в нижепомещенной таблице.

материал и время для устройства аппарелей

3. Торцовые платформы сооружаются следующим образом (рис. 54). У торца железнодорожной платформы, на которую предстоит погрузка (выгрузка), укладывается клетка. Шпалы первого ряда этой клетки кладут вдоль пути, одну из них посредине пути, между рельсами, и две по бокам, на расстоянии 530 мм от наружных граней головок рельсов. Шпалы второго ряда кладут попарно внахлёстку так, чтобы общая длина пары составляла 3,5 м.

Временная торцовая платформа

Рис. 54. Временная торцовая платформа из шпал и рельсов с настилом

Шпалы последующих нечётных рядов укладывают над шпалами первого ряда, а шпалы чётных рядов — над шпалами второго ряда. Для укладки аппарельных рельсов вместо двух шпал шестого ряда укладывают два переводных бруса. Три аппарельных рельса длиной 8—10 м укладывают одним концом на переводные брусья шестого ряда клетки, а другим упирают в балласт пути. В торец шпал первого ряда клетки - вдоль пути укладывают дополнительные шпалы, на которых собираются клетки для подведения промежуточных опор. Промежуточные опоры надо подводить так, чтобы расстояние между ними дало около 1,5 м и чтобы аппарельные рельсы плотно прилегали к ним своими подошвами. Аппарельные рельсы пришивают к верхней и промежуточным опорам костылями. Шпальный настил укладывают шириной 3,5 м. В середине шпального настила аппарели на ширине в 25—30 см укладывают пару рельсов, пришиваемых к шпальному настилу костылями. Для предохранения верхнего строения пути от повреждения при входе танков на торцовую аппарель от конца аппарели укладывают шпальное перекрытие (съезд), постепенно выходящее на боковую площадку. Для устройства такой платформы требуется:

Количество материалов

Команда в составе 1 офицера, 2 сержантов и 20 бойцов может собрать такую платформу за 1 1/2 часа.

4. При погрузке (выгрузке) танков запрещается использование бортов платформ в качестве мостков и аппарелей; при подаче платформ под погрузку (выгрузку) следить, чтобы борты были опущены. При погрузке с торца для перехода машин с одной платформы на другую применяются переходные мостки. При отсутствии мостков для каждой гусеницы укладывается пара шпал, скреплённых скобами. Укладывать шпалы на буфера под борты вагонов запрещается.

5. Погрузкой (выгрузкой) эшелона руководит начальник эшелона. Для погрузки танков назначаются начальники погрузочных команд из числа командиров перевозимых подразделений (командир взвода, роты). Перед погрузкой (выгрузкой) командиры подразделений обязаны проверить состояние подходов к погрузочным платформам и аппарелям, а также состояние этих приспособлений.

6. Командир танка, получив приказание командира взвода погрузить танк на железнодорожную платформу, совместно с механиком-водителем осматривает путь движения танка на погрузку к платформе, проверяет, знает ли механик-водитель сигналы, применяемые при погрузке, и отдаёт приказание вести танк на платформу, управляя его движением установленными сигналами и следя, чтобы танк правильно занял своё место на платформе.

7. Погрузка танка производится на низшей передаче и малой скорости. При погрузке с боковой аппарели воспрещается вход на платформу под прямым углом. Остановка танка на наклонном настиле не допускается.

8. При погрузке танка необходимо под рамные брусья платформы, через которые он будет проходить, подставлять вертикальные стойки из обрезков досок или шпал. При переходе с платформы на платформу по переходным мосткам или шпалам, уложенным через сцепление, следует двигаться равномерно, без рывков. Развороты на мостках категорически воспрещаются.

9. Танк крепится на платформе шпалами или обрезками брёвен, в которых сделаны вырезы по ширине гусениц для предотвращения поперечного и продольного сдвига танка. Шпалы или брёвна крепятся скобами. Вместо шпал или брёвен с вырезами закрепление танков можно производить подклиниванием каждой гусеницы спереди и сзади, с одновременной установкой упоров из шпал или коротких досок с внутренних сторон гусениц для предотвращения поперечного сдвига. Погруженный танк должен стоять с включённой задней передачей и на тормозах. При этом крепления танка увязочной проволокой не требуется.

10. При перевозке танков зимой вода и масло должны быть спущены, аккумуляторы сняты и перенесены в теплушки. Во избежание примерзания тормозных колодок погруженные машины не следует ставить на тормозы.

11. ПВО организует командир грузящейся части. При объявлении воздушной тревоги погрузка (выгрузка) не прекращается. При налёте авиации самолёты отражаются всеми огневыми средствами части.

12. Выгрузка машин производится при помощи сооружений, аналогичных сооружениям, применяемым при погрузке.

13. При воздушном нападении разгрузка не прекращается, ускоряются лишь её темпы. При этом средние и тяжёлые танки могут сгружаться через боковой борт платформы без всяких дополнительных сооружений, непосредственно на землю. Лёгкие танки и тракторы также сгружают через боковой борт платформы, но при помощи боковых аппарелей из четырёх рельсов с промежуточными опорами из шпал. Рельсы укладывают попарно на ширину гусениц, одним концом на железнодорожную платформу, а другим — непосредственно на землю. Подошвы рельсов крепятся костылями к промежуточным опорам. Верхние концы рельсов должны заходить на платформу на 20—25 см. Для плавного входа гусениц на рельсы к их концам подкладывают шпалы. Нижние концы рельсов, упирающиеся в землю, укрепляют кольями. При разгрузке танков через боковой борт под рамные балки платформы со стороны разгрузки надо подставлять вертикальные стойки.

Приложение 9

СОСТАВЛЕНИЕ ТАНКОВОЙ КАРТЫ

Танковая карта - это боевой графический документ о местности и противнике, отображающий с исчерпывающей полнотой следующие данные:

  • все труднопроходимые и непроходимые танками места;
  • противотанковые препятствия противника;
  • наивыгоднейшие направления для применении наших бронетанковых и механизированных войск;
  •  вероятные направления танковых атак противника.

Сведения для составления танковой карты получаются от:

  • специальной танковой разведки;
  • инженерных войск;
  • пехоты;
  • артиллерии;
  • авиации;
  • военно-топографической службы.

Танковая карта составляется в следующем порядке:

  • изучение и оценка местности по военно-топографической карте;
  • подъем военно-топографической карты;
  • разведка местности и сбор сведений о местности от других родов войск и служб;
  • обработка материалов и перенесение их на танковую карту.

Оценивая карту, определяют крутизну ската при заложении в 1 мм, которая при стандартной высоте сечения для всех карт равна 12°.
При подъеме карты по-танковому отмечаются:

  • Рельеф: скаты и обрывы, являющиеся препятствием для танков.
  • Воды: реки, ручьи, канавы, болота и броды.
  • Дороги (только те, по которым предполагается движение): гати, дамбы, насыпи и выемки, мосты и плотины и их грузоподъемность, спуски и подъемы на дорогах круче 10°
  • Растительность: конфигурация опушек, поляны и просеки; проходимость для танков лесов, кустарников, садов, парков, питомников и рубленого леса (пни); сельскохозяйственные культуры (хлопок, рис и т. п.), которые вследствие заболачивания могут представлять препятствия для танков.
  • Населенные пункты: конфигурация окраины и подъем названия нужных населенных пунктов.

Изучение и оценка местности по карте ведется непосредственно в процессе подъема карты. Одновременно отмечается все, что требует уточнения на местности. Данные о местности наносятся на карту по мере их получения. Все командиры и штабы бронетанковых и механизированных войск, а также штабы общевойсковых соединений, которым приданы или которые поддерживают танки, обязаны составить танковую карту того района или направления, в котором предстоят действия танков.

Военно-топографическая карта
Рис. 55. Военно-топографическая карта
Рис. 56. Танковая карта
Нажмите на карту для увеличения

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ТАНКОВОЙ КАРТЫ

СЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ТАНКОВОЙ КАРТЫ

Приложение 10

ТАБЛИЦА МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПРОГОНОВ И СВАЙ (СТОЕК) В БАЛОЧНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ МОСТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОПУСКА ТАНКОВ

ТАБЛИЦА МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ

Примечание. Диаметр брёвен замеряется по тонкому концу.
1 Четыре и шесть прогонов для мостов шириной до 4 м, восемь и десять прогонов — до 6 м.

Приложение 11

Обозначение боевых машин

Для облегчения распознавания танков (бронеавтомобилей) в бою применяются следующие условные обозначения (рис. 57) на танках:

Условные обозначения танков

Рис. 57. Условные обозначения боевых машин (вид спереди, сбоку и сзади)

  • числа двух- или трёхзначные, которые устанавливает командир соединения (части) для каждой машины; они наносятся спереди, сбоку и сзади на башне, а если это невозможно — ниже башни;
  • звезда наносится по бокам башни: с правой стороны — левее цифр, с левой стороны — правее цифр.

Летом цифры наносятся белой краской, зимой — красной. Размер цифр: высота от 30 до 50 см, ширина составляет две трети высоты, ширина линии цифры равна одной шестой высоты. Звезда наносится красной краской. Радиус звезды — 10—15 см.

Приложение 12

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ БРОНЕТАНКОВЫХ И МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ВОЙСК НА КАРТАХ И СХЕМАХ

Нажмите на изображение для увеличения
 
 

Боевой Устав

БОЕВОЙ УСТАВ БРОНЕТАНКОВЫХ И МЕХАНИЗИРОВАННЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ.