Танки и бронетехника

Назад Домой

Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Танки Второй Мировой:
 
 
4. Парки

Глава IV
Эксплоатация и обслуживание машин.

Парки

Сохранены все особенности текста 1941 года

танки

Парком называется место, отведенное и оборудованное для хранения и обслуживания машин войсковой части.

Парк-стоянка

Рис.102. Парк-стоянка для хранения исправных машин

Парк состоит из следующих элементов:
Парк-стоянка (рис. 102), предназначенный и оборудованный для хранения исправных машин.
Парк обслуживания, оборудованный для обслуживания машин, проведения осмотров, а также для проведения текущих и средних ремонтов.
Заправочная станция, предназначенная для хранения и раздачи горюче-смазочных материалов.
Склад, предназначенный для хранения вспомогательного имущества, запасных частей и материалов.

Парки бывают двух видов:
а) постоянные - оборудованные при казарменном расположении части;
б) полевые - оборудованные для стоянки машин в полевых условиях.

Парковое обслуживание включает в себя осмотры, смазку, текущие и средние ремонты, заправку машин горючим, маслом и водой; ведение записей в формулярах, учет работы машин, качества и своевременности обслуживания и произведенных ремонтов; учет расхода эксплоатационных материалов (бензин, керосин, масло, ветошь, запасные части и пр.).
Четко организованное и хорошо налаженное парковое обслуживание является одним из основных элементов, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

ПОРЯДОК РАБОТЫ В ПАРКЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

По прибытии машины в парк начальник контрольно-пропускного пункта осматривает машину и делает соответствующие записи в книгах контрольно-пропускного пункта и путевом листе водителя, после чего дает разрешение водителю следовать на заправочную станцию, где машина заправляется горюче-смазочными материалами. После заправки машина следует в парк обслуживания.

О прибытии машины в парк обслуживания командир машины или водитель докладывает дежурному по парку и получает от него указания, где поставить машину. При отсутствии места в парке обслуживания или мастерской неисправная машина ставится на специально отведенную площадку ожидания.
Осмотр машины организуется следующим образом:

а) командир машины осматривает ходовую часть, гусеницы, бортовые передачи, подвеску и трансмиссию;
б) механик-водитель осматривает двигатель, отделение управления, системы питания, смазки и охлаждения и электрооборудование;
в) башенный стрелок осматривает боевое оборудование и вооружение; на башенного стрелка также возлагается подготовка рабочего места, обеспечение материалами и запасными частями для ремонта машины.

Детали и агрегаты, снимаемые с ремонтируемой машины, необходимо осторожно укладывать на стеллажи, верстаки, столы, доски и т. п. Использованную ветошь складывают в специальные железные ящики. Негодные или требующие ремонта детали необходимо очистить, промыть керосином и сложить отдельно. При получении со склада новых деталей, старые сдаются на склад.
Командир машины отвечает за чистоту машины и той территории парка обслуживания, на которой стоит машина, а также за порядок укладки деталей и агрегатов на стеллажах, верстаках и столах.

Запасные части, агрегаты и детали необходимо располагать так, чтобы не затруднить эвакуации ремонтируемой машины в случае пожара.
По окончании дневной работы необходимо опломбировать машину, вычистить и положить на свои места агрегаты, детали, инструмент и приспособления.
Командир машины, лично проверив выполнение указанных требований и доложив командиру взвода или начальнику парка об окончании работы, строит экипаж и уводит его из парка.

Порядок в парке-стоянке. Все машины, стоящие в парке, должны быть заправлены, отрегулированы и готовы всегда к выходу.
Работы по обслуживанию вполне исправных машин, как то: слив воды и масла (зимой), разъединение клемм аккумуляторов, надевание чехлов, укладка инструмента, периодическая чистка вооружения, подготовка машины к выходу и т. п., разрешается производить в парке-стоянке.
Командир машины несет полную ответственность за состояние машины и готовность ее к выходу в любое время, а также за состояние противопожарного оборудования.

ВЫВОД МАШИНЫ ПО БОЕВОЙ И ПОЖАРНОЙ ТРЕВОГЕ

Порядок вывода машин по боевой и пожарной тревоге определяется специальными планами, которые должны быть твердо изучены всем личным составом части. Каждый танкист должен отлично знать свое место и свои обязанности по тревоге.
При подготовке машины к выходу по боевой тревоге обязанности лиц экипажа строго разграничены.

Командир машины, обеспечивает свой танк боевыми припасами, вооружением, средствами связи, продовольствием и вещевым имуществом.
Механик-водитель заправляет машину водой и маслом, устанавливает аккумуляторы, проверяет крепление и укладку инструмента, по команде командира машины заводит машину и выводит ее в пункт сбора.
Башенный стрелок снимает с оружия чехлы, размещает боеприпасы, приспособления и ЗИП.

План вывода машин по пожарной тревоге вывешивается в парке на видном месте.
Перед запуском двигателя командир машины обязан лично проверить готовность машины к выходу.
После запуска двигателя командир машины должен убедиться в правильности показаний контрольных приборов на щитке водителя.
По прибытии на пункт сбора экипаж машины получает и укладывает боеприпасы и производит контрольный осмотр машины.

ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН ЗИМОЙ

Зима значительно усложняет обслуживание машин, хранящихся в неотапливаемых парках или вовсе на открытых стоянках. Особенно сложным в этих условиях является запуск двигателя.
Чтобы облегчить запуск двигателя, необходимо заправить машину горячей водой и горячим маслом или подогреть двигатель при помощи танковых обогревателей.
Спускать воду из системы охлаждения следует только после того, как она охладилась до 50-60°, так как при спуске горячей воды (выше 60°) ввиду резкого изменения температуры в системе охлаждения могут образоваться трещины.

Необходимо также проследить, не засорились ли спускные краники, отверстия, и убедиться в полном удалении воды из системы охлаждения и особенно из колен труб нижнего коллектора радиатора, водяной помпы и т. п. Для этого лучше всего поднять корму танка домкратом, дать стечь всей воде, а затем залить немного денатурированного спирта и провернуть несколько раз коленчатый вал за рукоятку. Выпаривать же остатки воды из системы охлаждения путем запуска двигателя категорически воспрещается.
После спуска воды краники остаются открытыми, а пробки завертываются на 1-2 нитки резьбы. Перед уходом из парка необходимо повесить на машину табличку (бирку) с надписью "вода и масло спущены".

При постановке машины в консервацию необходимо помнить, что вследствие резкого охлаждения в цилиндрах двигателей конденсируется влага, которая в виде капель оседает на поршневых кольцах и образует ржавчину на зеркале цилиндра в месте положения кольца. Для предупреждения этого перед постановкой машины в консервацию необходимо залить в двигатель (через отверстие для свечей) подогретое масло с керосином и провернуть двигатель за рукоятку несколько раз.
В процессе хранения машин или двигателя в консервации нужно через 1-2 месяца провертывать коленчатый вал и вторично заливать масло.
Аккумуляторы должны храниться в теплом помещении, а крепость электролита должна быть повышена. Аккумулятор должен быть полностью заряжен. Не полностью заряженный аккумулятор замерзает даже при слабых морозах.

Необходимо иметь в виду, что электролит, охлажденный ниже 5°, снижает напряжение аккумулятора до такой степени, что стартером невозможно провернуть коленчатый вал двигателя. В таком случае нужно только произвести обогрев аккумулятора, вынуть его и укутать в теплое.
Электролит охлаждается тем быстрее, чем ниже температура окружающего воздуха. Так, например, при температуре воздуха - 5° охлаждение электролита от +15° до -5° происходит в течение 12 часов, а при температуре воздуха -30° - за 6,5 часа. Следовательно, если машина будет стоять на морозе больше времени, в течение которого происходит охлаждение электролита от +15° до -5°, то нужно утеплять аккумулятор, иначе запуск двигателя от стартера будет невозможен.
Указания по хранению радиостанций зимой изложены в соответствующих наставлениях.
Масло из картера двигателя и маслобаков необходимо спускать, пока оно горячее.
С наступлением холодов смазку в коробках передач, в картере заднего моста, в агрегатах ходовой части и бортовых передачах следует заменить на зимнюю.

ПОДГОТОВКА МАШИНЫ К ВЫХОДУ

Непосредственно перед выходом машины в эксплоатацию двигатель заправляется горячим маслом; при этом все маслокраники и пробки спускных отверстий надежно завертываются. Во время заправки необходимо следить, чтобы в масло не попала вода или снег, так как капли воды могут замерзнуть в узких трубопроводах и образовать ледяные пробки.

После заправки маслом или одновременно заправляется система охлаждения водой, подогретой до 50°. При этом все спускные краники и пробки должны быть открыты. Краники и пробки закрываются лишь тогда, когда нижняя часть радиатора, блоки цилиндров и вся водяная помпа будут нагреты протекающей водой (проверяется на ощупь). Закрыв краники и пробки, в систему охлаждения доливают воду, нагретую до 80-90°.

После заправки двигателя маслом и водой необходимо несколько раз провернуть двигатель за рукоятку, а затем включить зажигание, открыть подачу топлива и запустить двигатель при помощи стартера. Запуск двигателя при помощи буксирования машины другой машиной категорически запрещается.
Двигатель прогревают на малых оборотах. Ускорять подогрев двигателя путем увеличения числа оборотов воспрещается, так как при этом загустевшее масло не успевает проходить к местам смазки и вследствие сильного увеличения давления в сети может выйти из строя маслопровод или манометр.

Перед выходом машины из парка необходимо проверить показания контрольных приборов и тщательно осмотреть бортовые фрикционы.
Когда двигатель будет достаточно прогрет, нужно вывести машину из парка и некоторое время двигаться на первой передаче, чтобы несколько разжижить смазку в коробке передач и в узлах ходовой части, а затем постепенно переходить на высшие передачи.

Оглавление

Оглавление