Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Бронеавтомобили "Рено"

Бронеавтомобили Renault

Бронеавтомобиль "Рено"Фирма "Рено", основанная 1 октября 1898 года братьями Рено, была одним из крупнейших производителей автомобилей во Франции. Первый автомобиль Луи Рено (Louis Renault) оснащался 1 цилиндровым мотором мощностью лишь 0,75 л.с. и карданным приводом задних колес. В 1900 году была создана 2-местная модель с 450-кубовым мотором мощностью 3 л.с., которая стала первым в мире специальным военным автомобилем. С начала 20-го века французская армия широко применяла серийные легковые и грузовые автомобили "Рено", среди которых самым известным стало "Марнское такси" (производство с 1907 года). 6 сентября 1914 года, когда германские войска подошли к Парижу на расстояние 30 км, в срочном порядке было реквизировано 1200 такси, на которых к месту дислокации на реке Марна перебросили 6 тысяч резервистов, преградивших путь противнику. С тех пор такси "Рено" считается "спасителем Парижа" и национальной гордостью моторизации своей армии.

Армейский грузовик

В 1913 году появились армейские модели DA, DB, DN, и DV грузоподъемностью 2-5 т, а с началом Первой мировой войны эта программа пополнилась 22-сильным шасси ЕЕ для установки прожекторов "Брэге". Наиболее известным был 2,5-тонный грузовик ЕР с 3,5-литровым мотором, предлагавшийся с самыми разнообразными надстройками, бронированными корпусами с пулеметами и 47-мм пушками, из которых 40 бронемашин было поставлено в Россию. В 1918 году его сменила модель GZ, а в 1917 году на вооружение поступил 7-тонный грузовик FU с задними колесными редукторами, предназначенный для перевозки танков FT-17. Самым оригинальным автомобилем этой марки того времени стал 2-тонный артиллерийский тягач EG с четырьмя сдвоенными ведущими и управляемыми колесами. В марте 1914 году он был представлен на конкурс военного ведомства и вскоре его приняли на вооружение французских артиллерийских частей.

Бронеавтомобиль "Рено"

В октябре 1914 года командование французской армии заказало фирме "Рено" около 120 пулеметных бронеавтомобилей, аналогичных образцу "Рено" 20CV, базой для которого послужило шасси легкового автомобиля "Рено" модель EI. Корпус бронемашины, который сверху был открыт, изготавливался из 4-мм листов катаной стали, которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Верхний лобовой лист был установлен под большим углом наклона, что положительно сказывалось на пулестойкости бронирования, да и было обусловлено характерным для автомобилей Renault того периода времени расположением радиатора между двигателем и водителем.

Бронеавтомобиль

Моторное отделение было в передней части машины. Двигатель -"Рено" 20CV, четырехцилиндровый, четырехтактный рядный, жидкостного охлаждения, мощностью до 75 л. с. Съемными были выполнены стенки передней части бронекалота и его крышка. Броневой лист, защищавший двигатель, устанавливался под небольшим наклоном в передней части моторного отсека. Однако это отрицательно сказывалось на охлаждении радиатора и вентиляции моторного отделения. За моторным отделением находилось открытое отделение управления. Доступ в него осуществлялся через прямоугольную дверь, открывавшуюся в сторону кормы. Справа было сиденье водителя, обзор которому обеспечивало узкое окно, прикрывавшееся в бою бронещитком. Таким образом, в боевых условиях водитель наблюдал за обстановкой и дорогой только через узкую щель между нижним краем щитка и верхней кромкой лобового листа. Боевое отделение было открытое и находилось позади отделения управления. Вооружение бронеавтомобиля состояло из 8-мм пулемета "Гочкис" (Hotchkiss), который устанавливался на тумбовой установке за большим прямоугольным щитом.

Бронеавтомобили "Рено" образца 1914 года применялись в основном для проведения беспокоящих рейдов против наступавших германских войск. Однако в ходе боев выявились недостатки, такие как отсутствие заднего поста управления и слабое бронирование.

47-мм пушечный бронеавтомобиль "Рено" (пушечный бронеавтомобиль морской пехоты)

Французы, как до этого и англичане, устанавливали на автомобили более мощные орудия, способные обеспечить огневой поддержкой и пехоту, и бронеавтомобили. В открытом боевом отделении полностью бронированного грузовика "Рено" устанавливали 47-мм пушку. Когда борта боевого отделения машины откидывались, орудие обеспечивало обстрел в секторе около 200°. Очевидно, что установка более тяжелого орудия вела к возрастанию нагрузки на заднюю ось, поэтому сзади в ходовой части использовались колеса с грузошинами.

Пушечный бронеавтомобиль

Настоящие бронеавтомобили

Фирма Renault в 1915 году начала производство бронеавтомобилей, которые эксплуатировались французской армией до окончания Первой мировой войны. Машины отличались:

  • формой корпуса,
  • наличием бронированного жалюзи радиатора,
  • толщиной бронировки и вооружением (37-мм пушка или 8-мм пулемет) за бронещитом улучшенной формы, защищавшим расчет от огня стрелкового оружия.

Бронеавтомобиль

Бронированный корпус машины склепывался из 5,5-мм листов катаной стали. В лобовом листе корпуса, установленным под большим углом наклона, было узкое окно (в боевых условиях закрывалось бронещитком); через него водитель наблюдал за местностью. На капоте у основания лобового листа, чтобы избежать попадания рикошетирующих пуль в открытое окно водителя, вертикально крепилась полоса броневой стали. Бронированное жалюзи, пластины которого располагались горизонтально, защищало радиатор. Открытое боевое отделение вместе с вооружением накрывалось брезентовым тентом. Бронеавтомобиль оснащался двумя большими фарами перед бронекапотом и двумя малыми фарами по обе стороны от радиатора. Доступ водителя осуществлялся через дверь в левом борту корпуса, открывавшейся в сторону кормы (на правом борту дверь отсутствовала). Для того, чтобы попасть в боевое отделение приходилось просто прыгать. Экипаж бронеавтомобиля включал 4 человека, а в боевом отделении могли находиться еще три-четыре солдата.

Пушечный бронеавтомобиль

Основное вооружение пушечных бронеавтомобилей "Рено" состояло из 37-мм пушки "Пюто" SA-18 L/21 с боекомплектом 40 выстрелов. На остальных бронемашинах был один 8-мм пулемет "Гочкис" образца 1914 года, включавшим боекомплект 6000 патронов. Кроме основного, в боевом отделении каждого броневика находилось и запасное вооружение - 8-мм пулемет "Гочкис". Пушка и пулемет, защищенные бронещитом, были установлены по центру корпуса в открытом сверху боевом отделении. Четырехцилиндровый, четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения "Рено" 20CV (под бронекапотом) находился в моторном отделении, в передней части корпуса. Мощность двигателя - до 55 кВт. Максимальная скорость бронеавтомобиля составляла 45 км/ч. На ведущей задней оси устанавливались колеса с двойными скатами. Коробка передач обеспечивала задний ход и движение вперед на четырех скоростях. Емкость топливного бака - около 45 л, чего хватало на 140-150 км.

Пулеметный бронеавтомобиль

Большая часть бронеавтомобилей "Рено" была потеряна во время боевых действий. А после того, как было подписано перемирие, сохранившиеся бронемашины признали устаревшими. Хотя есть сведения, что некоторые машины, перевооруженные 13,2-мм пулеметом "Гочкис", использовались до середины 30-х годов.

Атака бронеавтомобилей

 Основные ТТХ бронеавтомобиля "Рено" модель 1915 года 
Экипаж, чел. 4-5
Бронирование, мм 5,5
Вооружение 37-мм пушка "Пюто" SA-18 L/21 или один 8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 г.
Боекомплект 40 выстрелов или 6000 патронов
Двигатель "Рено" 20CV, 4 цилиндровый, 4-тактный, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 55 кВт
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 45
Запас хода по шоссе, км 140-150
Емкость топливного бака, л 45

Источники:

  • Холявский Г. Л., "Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры";
  • Л. Смирнова, "Всемирная история бронетехники";
  • М. Свирин, "История советского танка 1919-1937";
  • М.Барятинский, М.Коломиец "Бронеавтомобили русской армии 1906-1917";
  • М. Барятинский, В начале века (бронеавтомобили);