Это - Мобильная версия сайта про танки и бронетехнику. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-tank.ru для компьютеров и ноутбуков.

 
Блог
Проекты германских танков: Tiger Р2, Е-50, Е-75, Panther-Schmalturm
  

Проекты танков вермахта: Tiger Р2, Е-50/Е-75, Panther-Schmalturm

Чертеж

8.8 cm KwK 43 L/71 в модернизированной Panther-Schmalturm

На совещании 23 января 1945 г. оберст Хольцхауэр рапортовал о завершении фирмой Даймлер-Бенц разработки танка "Пантера", вооруженного пушкой 8.8 cm KwK. 43 L/71, установленной в узкой башне, Panther-Schmalturm. Диаметр погона узкой башни был на 100 мм больше диаметра погона существующей башни танка "Пантера", из-за чего масса увеличилась примерно на 1 т. Боекомплект составлял 56 снарядов (изначально - 103). Был изготовлен деревянный макет. Ранее фирма Крупп представила прорисовки башни Panther-Schmalturm с орудием 8.8 cm KwK 43 L/71, чертеж датирован 18 октября 1944 года. Контракт на полномасштабную разработку был заключен именно с фирмой Крупп 4 декабря 1944 г. В письме от 12 февраля 1945 г. указывалось, что орудие может быть установлено в башню Panther-Schmalturm только в случае смещения цапф вперед на 350 мм.

8.8 cm KwK 43 L/71

8.8 cm KwK 43 L/71

В февраля 1945 г. в Wa Pruef 6 решили поручить дальнейшее проектирование Panther-Schmalturm с пушкой 8.8 cm KwK 43 фирме Даймлер-Бенц. Бала построена одна экспериментальная башня, изготовленная из обычной конструкционной стали. Спецификация была следующей:

  • угол вертикального наведения орудия - от -8 до +15 градусов
  • для вооружения пригодна только разработанная для танка "Королевский Тигр" пушка 8.8 cm KwK 43; дульный тормоз не устанавливается, цапфы пушки смещаются
  • вырезы в лобовом листе башни под амбразуры пушки и пулемета следует минимизировать
  • необходима установка дальномера с оптической базой 1,32 или 1,65 м.
  • по возможности снизить высоту башни
  • с целью улучшения условий работы заряжающего увеличить диаметр погона башни до 1750 мм
  • основную часть боекомплекта к пушке разместить в башне
  • командирская башенка и механизм разворота башни - как на Panther-Schmalturm
  • предусмотреть возможность установки стабилизированного прицела
Немного о номенклатуре

Танки (Panzerkampfwagen), которые использовались немцами во время Второй мировой войны, изначально обозначались аббревиатурой PzKw. Это часто вызывало путаницу, поскольку частные машины в Германии обозначаются похожей аббревиатурой Pkw (Privatkraftwagen). Поэтому немцы постепенно перешли на форму обозначения PzKpfw или Pz.Kpfw, но это произошло, когда война была уже в разгаре. Для того чтобы отличать один тип танка от другого, использовались римские цифры (PzKpfw IV). Для отличия моделей или версий танков одного типа использовалась аббревиатура Ausf. (от Ausfuhrung - модификация) и одна из букв алфавита (Ausf.А).

Кроме того, все машины, относившиеся к военному ведомству Германии, получали уникальный номер SdKfz (от Sonderkraftzeug - машина специального назначения), который не менялся в зависимости от версии или модификации. Таким образом, все 12 версий танка PzKpfw III обозначались как SdKfz141. Число менялось, лишь когда выпускалась машина нового типа.

Три последних немецких танка Второй мировой войны получили также имена - "Тигр", "Пантера" и "Тигр II". Таким образом, полное название танка звучало, как PzKpfw V "Пантера" Ausf.G. У некоторых танков обозначение менялось задним числом. Так. например. PzKpfw VI "Тигр" Ausf. Н стал называться PzKpfw VI "Тигр I" Ausf.Е.

Что касается обозначения Ausf., то оно не всегда использовалось в строгом алфавитном порядке, и не использовались все буквы алфавита. Например, относительно "Пантеры" существовало несколько вариантов применения обозначения Ausf. Построенные варианты "Пантеры" - Ausf. В и С - не были приняты на вооружение.
Вариант Ausf.D стал первым, запущенным в серийное производство,
вариант Ausf.А - вторым,
вариант Ausf.G - последним.

Существовали также подварианты, которые обозначались арабскими цифрами, например PzKpfw IV Ausf. F2.
Танки одного типа, но вооруженные разными орудиями, различались по типу основного вооружения. Для обозначения машин использовались любые уникальные подиндексы.

Начиная с 1938 года опытные образцы и экспериментальные танки сначала обозначались аббревиатурой VK (Vollkettenkraftfahrzeug - гусеничная машина), за которой следовало число из четырех цифр, первые две из которых означали вес машины в тоннах, вторые две использовались для отличия одного прототипа от другого. Когда два производителя присваивали своим машинам идентичные обозначения, то для их различения использовались однобуквенные индексы в скобках, обозначающие название фирмы-производителя, например, танк фирмы "Хеншель" обозначался VK 3001 (Н) (Henschel).
Начиная с 1943 года экспериментальные танки получили простое обозначение "Е" (Entwiklungstyp - экспериментальный), за которым следовал вес машины.

 
Немного о номенклатуре

14 марта 1945 г. дальнейшие пути разработки танка "Пантера" дискутировались на совещании у генерального инспектора панцерваффе. Теперь в башне, вооруженной пушкой 8.8 cm KwK 43 L/71, предусматривалось разместить 15 снарядов, а в корпусе - 50-54 снаряда. Расчетная масса башни - примерно на 1 т больше существующей башни танка "Пантера". В случае начала серийного производства 88-мм башен для танков "Пантера" в перспективе намечалось перевооружение орудиями калибра 88 мм всех ранее построенных танков. Опытная Versuchs-Panther из мягкой стали должна была быть изготовлена в начале июня, серийный выпуск планировался на четвертый квартал 1945 г.

Тактико-технические характеристики среднего танка PzKpfw V "Пантера"

Pz.Kpfw.V Ausf.D

Pz.Kpfw.V Ausf.D "Panther" (Sd.Kfz.171)

Изготовители: "MAN", "Daimler-Benz", "MNH", "Henshet".
Боевая масса 43 т,
экипаж 5 чел.
Вооружение:
75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34,
боекомплект 79 выстрелов и 5100 патронов.
Габариты: 8,86 х 3,4 х 2,95 м,
клиренс 0,56 м.
Макс, скорость
по шоссе 46 км/ч,
по местности 24 км/ч;
запас хода по шоссе 200 км.
Двигатель: "Maybach" HL230Р30,
12-цилиндровый, карбюраторный;
мощность 700 л.с. при 3000 об/мин;
Толщина брони 16-мм-100-мм.

 

Pz.Kpfw.V Ausf.A

Pz.Kpfw.V Ausf.A "Panther" (Sd.Kfz.171)

Изготовители: "MAN", "Daimler-Benz", "Demag", "MNH".
Боевая масса 44,8 т,
экипаж 5 чел.
Вооружение:
75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34 (MG-42).
Габариты: 8,86 х 3,42 х 2,98 м,
клиренс 0,56 м.
Макс, скорость
по шоссе 46 км/ч,
по местности 24 км/ч;
запас хода по шоссе 200 км.
Двигатель: "Maybach" HL230Р30.
Толщина брони 16-мм-110-мм.

 

Pz.Kpfw.V Ausf.G

Pz.Kpfw.V Ausf.G "Panther" (Sd.Kfz.171)

Изготовители: "MAN", "Daimler-Benz", "MNH".
Боевая масса 45,5 т,
экипаж 5 чел.
Вооружение:
75-мм пушка KwK42 L/70
и 2 пулемета MG-34 (MG-42).
Габариты: 8,86 х 3,4 х 2,98 м,
клиренс 0,56 м.
Макс, скорость
по шоссе 46 км/ч,
по местности 24 км/ч;
запас хода по шоссе 200 км.
Двигатель: "Maybach" HL230Р30.
Толщина брони 16-мм -110-мм.

 

 

Генерал-инспектор панцерваффе потребовал строить опытную Versuchs-Panther по типу деревянного макета, представленного фирмой Даймлер-Бенц 12 декабря 1944 г. 23 марта 1945 г. Шпеер заявил о желании фюрера видеть "Пантеру", вооруженную 88-мм пушкой, в середине апреля 1945 г. В августе 1945 г. деревянный макет все еще находился в сборочном цехе завода фирмы Даймлер-Бенц.

 

  Взгляд на маркировку
 

Все германские танки, предшествовавшие "Пантере", получали буквенные обозначения модификаций в алфавитном порядке, А, В, С и т.д. Данный факт нередко приводит к спекуляциям на тему обозначений модификаций танка "Пантера", встречаются утверждения, согласно которым первая серийная модель "Пантеры" Ausf.D якобы изначально обозначалась Ausf.А. Однако, ни один документ подобного рода гипотезы не подтверждает. Наоборот, сохранившиеся документы свидетельствуют, что в начале марта 1942 г. предписывалось обозначать модификации по начальным буквам фирм-производителей: Pz.Kpfw. VI Ausf.Н (от Henschel) и Ausf. Р (Porche). Согласно данной логике, первый серийный вариант "Пантеры" должен был бы обозначаться как Ausf.М (MAN), но никак не Ausf.D (Daimler-Benz).

Несколько сохранившихся чертежей промаркированы как Ausf.А, получается - действительно модель Ausf.D изначально обозначалась Ausf.А. Эти чертежи были перечерчены на фирме "MAN" в июле 1943 г. как общие виды танка "Пантера" Ausf.А. Скорее всего, чертежник просто перерисовал старые чертежи (примерно середины 1942 г.), добавив в них некоторые новые детали, а кое-чего важного и не исправив. Эти чертежи в июле 1943 г. были промаркированы как Ausf.А.

В чертежах, маркированных, как Ausf.А, просматриваются элементы, характерные как для опытных машин (ведущие колеса, дульный тормоз, передний перископ механика-водителя), так и для серийных танков Ausf. D: фиксатор ствола в походном положении, инструмент и запасные траки, лобовая литая деталь башни, коммуникационные амбразуры и командирская башенка, также в чертежах есть элементы, никогда не встречавшиеся на серийных танках - клапаны на выхлопных патрубках для форсирования водных преград и сбрасываемые внешние топливные баки. Именно по этим чертежам, игнорируя их дату, некоторые авторы говорят о том, что танки модели Ausf.D изначально обозначались Ausf.А.

Фактически единственным отличием машины Ausf.А является установка курсового пулемета и номер 021 Gr 50250 - правильный номер для переделанной башни Ausf.А (изготовлена фирмой Рейнметалл с литой командирской башенкой, без коммуникационных амбразур и литой лобовой частью новой формы). За этой башней последовала башня 021 Gr 48950 для Ausf.D.

Взгляд на маркировку

 

Е-50/Е-75

Согласно послевоенным воспоминаниям одного из сотрудников Wa Pruef 6, работы в рамках программы Е-серия начались в мае 1942 г., а официально проект оформили в апреле 1943 г. Проект имел ряд принципиальных особенностей:

  • очень толстая лобовая броня
  • смещение массы ближе к корме
  • унификация ходовой части с целью упрощения ее эксплуатации
  • стандартизация всех танков в четырех классах Е-10, Е-25, Е-50 и Е-100
  • все элементы ходовой части размещаются вне корпуса, в боевом отделении не предусматривается объемов под торсионы.

Проект танка

E-50 Standardpanzer

E-50 Standardpanzer

С технической точки зрения переднее расположение ведущих колес являлось предпочтительным, но с военно-тактической точки зрения выгоднее было установить ведущие колеса в кормовой части корпуса, так как в этом случае снижался риск повреждения ведущих колес при подрыве танка на мине.

Для полномасштабного проектирования шасси Е-50/Е-75 была выбрана фирма Адлерверке. Е-50 и Е-75 проектировались как "стандартные" танки с одинаковыми силовыми установками, задними приводными устройствами, гусеницами, ленивцами, механизмами регулировки натяжения гусениц, вентиляционными системами, топливными баками и т.д. Корпуса обоих машин проектировались сходной конструкции и одинаковых размерений. Зато внутренний объем корпуса у Е-50 должен был быть большим, за счет использования более тонкой катаной брони. Даже технологически танки предполагались очень близкими - с возможностью сборки на одной сборочной линии без ее переоснастки.

E-50 Standardpanzer/Tiger III

Проекты танков

E-75 Standardpanzer/Tiger III

В качестве двигателя предлагался усовершенствованный мотор Майбах HL-230, оснащенный нагнетателем и системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры, что позволяло повысить мощность до 900 л.с. Трансмиссия - гидравлическая с преселектором, 8-скоростная. Расчетная максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч для Е-50 и 40 км/ч для Е-75. Ходовая часть была полностью спроектирована заново. Опорные катки - индивидуальной подвески. Изучался вопрос альтернативной силовой установки в виде дизеля Клокнер-Гумбольдт-Дойч, конвертора Войт и трансмиссии Мех-Гидро. До конца второй мировой войны не был завершен даже общий проект, велась разработка только отдельных компонентов танков. Планы серийного производства также не были сформулированы.

Maus Танк E-100 Танк Löwe
Maus E-100 Löwe

Panzerkampfwagen "Tiger" Ausf. P2 Fgst.Nr. Serie 150101 - 150300 Порше тип 180

26 мая 1941 г. Гитлер потребовал изучить возможность установки башни с 88-мм орудием, пробивавшим 100-мм броню на дистанции 1500 м, на шасси конструкции Порше. Новую башню проектировала фирма Крупп. Согласно утвержденному плану башни с орудием 8,8 cm KwKI L/71 планировалось ставить, начиная со 101-го танка Pz.Kpfw. VI (VK 45.01 (Р)). 23 марта 1942 г. проект получил обозначение VK 45.02 (Р).

Изначально предполагалась минимальная доработка шасси VK 45.01 (Р) под новую башню и новый боекомплект, но в 1942 г. проект претерпел значительные изменения, связанные с увеличением углов наклона бронелистов корпуса, изменением люков и наблюдательных приборов, в лобовом бронелисте запланировали шаровую пулеметную установку.

  • угол наклона верхнего лобового бронелиста толщиной 80 мм - 55 градусов;
  • нижнего бортового бронелиста толщиной тоже 80 мм - также 55 градусов;
  • 80-мм бронелистов бортов надстройки - 15 градусов,
  • 80-мм бортов корпуса - 0 градусов,
  • 60-мм кормового бронелиста - 25 градусов,
  • крыша корпуса толщиной 40-25 мм не имела наклона, как и 20-мм днище корпуса.

Танк Германии

Проект Порше тип 180 с башней, установленной в кормовой части и двумя двигателями V-10 в центре

Порше

Силовая установка включала два 10-цилиндровых двигателя Порше тип 101/3, связанных с тяговыми электромоторами заднего расположения. Расчетная максимальная скорость по шоссе - 35 км/ч. Боевая масса танка - 45 т. Шесть опорных катков диаметром 700 мм каждого борта попарно блокировалось в три тележки. Использование гусеницы шириной 640 мм обеспечивало удельное давление на грунт на уровне 1,06 км/см2.

Контракт на изготовление компонентов и сборку 100 серийных танков был заключен в феврале 1942 г. с поставкой первых шести танков в ноябре 1942 г. Еще 100 танков было заказано в апреле 1942 г. Из-за проблем с электросиловой передачей и ходовой частью все заключенные контракты на серийное производство были аннулированы 3 ноября 1942 г. Новый контракт был заключен с фирмой Крупп, которая бралась изготовить три башни и три бронекорпуса для Pz.Kpfw. Tiger Р2 в январе 1943 г. в феврале 1943 г. Порше рапортовал о завершении сборки на Нибелунгенверке трех Tiger 2 (VK. 45.02 (Р)) с электросиловой передачей и новой ходовой частью.